Глоссарий. Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.

Акмеизм – (фр. «acmeisme», гр. аcme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии начала XX в.; утвердился в теоретических работах и художественной практике С. Городецкого, М. Кузмина, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова, Е. Кузьминой-Караваевой и др. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-1914; 1920-1922); примкнули к журналу «Аполлон», издавали журнал «Гиперборей», альманах «Цеха поэтов»; противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества»; декларировали предпочтение реальной, земной жизни и возвращение слову его изначального, не символического смысла. Как отмечал О. Мандельштам, акмеизм – «тоска по мировой культуре»

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Анимизм – (от лат. anima – душа) – 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевлённость всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона) отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестаёт соответствовать нормам общественной жизни.

Антропогенез – учение о происхождении и развитии человека.

Антропоморфизм – мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способность людей уподоблять явления живой и неживой природы себе, своим свойствам и отношениям.

Антропосоциогенез — формирование человеческого рода, человека как общественного существа, создающего культурные ценности.

Артефакт – 1. Процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архаика, архаическое искусство (от греч. archios – древний) – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля. В основном применяется к раннему периоду египетского и древнерусского искусства. Для Древней Греции период архаики – с X по VII вв. до н.э. Архаика характеризуется синкретизмом, т.е. невыделяемостью художественной деятельности и её видов в общей структуре творческой активности человека.

Архетип – прообраз, первообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К.-Г. Юнг, для которого архетип – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Ассимиляция – процесс слияния, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия (от греч. ataraxia – невозмутимость) – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Библия (от греч. biblia – книга) – сборник разновременных и разнохарактерных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э. Отражает различные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Выдающийся памятник мировой культуры.

Бифуркация – стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Боди-арт (от англ. body art –телесное искусство) – художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Буддизм – одна из мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма – «учение о четырёх благородных истинах»: существуют страдания – жизнь есть страдание, его причина - чтобы избавиться от страданий надо избавиться от желаний, состояние освобождения – избавления от желаний приведёт нас на путь, и путь к нему – нирвана.

Варваризация — культурный процесс, в ходе которого достигнутое духовное содержание самой высокой пробы исподволь разрушается и вытесняется элементами низшего содержания.

Верификация (от лат. verificatio – доказательство, подтверждение верности или истинности чего-либо) – установление тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре.

Вестернизация (от англ. West – запад) – процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Видео-арт (от лат. video – вижу) – одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются нематериальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя её изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») – языки, “надстраивающиеся” над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, интернет и др.

Генезис (от греч.genesis – происхождение, возникновение) – процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропогенез», «антропосоциогенез» и др.

Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных и неподдающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методолология истолкования текстов. 2. Течение философии, наука о понимании.

Гиппереализм – художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счёт имитации образов фотографии.

Глобализация (от лат. globus – шар) – процесс перерастания какого-либо явления мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Даосизм – древнекитайский философ Лао-цзы разработал принцип «Дао» и учение даосизм как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, указывает путь, согласно которому они должны осуществляться.

Декаденство (от франц. dekadens, от позднелат. – dekadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры II пол. XIX-нач. XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаденства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Декаденство получило широкое распространение в России, особенно после революций 1905-1907, 1917 гг., в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза». Наиболее яркими представителями являлись К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.

Деконструкция – преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальностей и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Денотация — буквальное значение знака.

Диахронный и синхронный подходы (от греч. dia – через и chronos – время, syn – вместе и chronos – время): 1. Диахронный подход – поступательное историческое развитие культуры. 2. Синхронный подход – одновременное развитие самостоятельных культур, точное совпадение во времени двух или нескольких культурных явлений и процессов.

Дискурс (от лат. discursus – рассуждение) – какая-либо философская или научная концепция, обращённая к читателям или слушателям. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Диффузионизм – теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Евразийство – направление русской социально-философской культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Суть теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Западничество – направление русской общественной мысли середины 19 в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Идентичность – психологическое представление человека о своём «я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

Идиографический метод (от греч. idios — особенный, своеобразный, необычный и grapho — пишу) — способ познания, целью которого явля­ется изображение объекта как единого уникального целого.

Икона (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении – произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение. Иконы рассматриваются церковью не как тождественные божеству изображения, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому позволяющий духовное приобщение к “оригиналу”, то есть проникновение в мир сверхестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту её богатства.

Иконические знаки – «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Инкультурация — приобщение людей к тем нормам и ценностям культуры, которые приняты в данном обществе и через признание которых возможно принятие других людей и самого себя в качестве полноценного члена данной социокультурной общности.

Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Интеракция — социальное взаимодействие.

Информационная культура – 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в её рамках информации.

Информация — сообщение, проходящее между передающей и при­нимающей системами, которое ведет к изменению разнообразия состо­яний последней.

Ислам, мусульманство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и христианством), возникшая в VII в. н.э., в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха. Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной …), признание Корана вечной, несотворённой священной книгой, вера в воскресение мёртвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признаёт разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделённость духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Канал коммуникации — средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь вещественной передачи сообщения. Каналы разделяются на вербальные и невербальные; одно­сторонние, двусторонние и многосторонние.

Катарсис (от греч. katharsis – очищение) – 1. В «Поэтике» Аристотеля – возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже – духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Кинетическое искусство (от греч. kinesis – движение) – художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Код — совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Код — это модель правила формирования ряда конкретных сообщений.

Кодирование — процесс преобразования информации с помощью языка, понятного получателю.

Коммуникационные процессы — процессы связи между людьми с целью трансляции и обмена разнообразной информацией.

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.

Коннотация — те значения знака, которые возникают в результате социокультурных и персональных ассоциаций.

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодёжи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход – подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.

Критерии различения общества и культуры. Общество — это соци­ально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследую­щих столь же устойчивые цели и интересы. А культура — совокупный способ реализации этих целей и интересов.

Культура — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.

Культурная антропология – одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурная изменчивость — свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов.

Культурные ареалы – зоны территориального распространения определённых локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурные формы — совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация.

Культурный застой — это состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются но­вовведения.

Культурный институт в узком смысле — некая конкретная органи­зация (структура, учреждение), которая выполняет функцию создания, хранения или трансляции культурно значимой продукции. Таковы, например, библиотеки, музеи, учебные заведения, религиозные об­щины, научно-исследовательские институты, политические партии, философские кружки и т. п.

Культурный институт в широком смысле — это стихийно сложив­шийся и функционирующий порядок осуществления какой-либо культурной функции. Таковы традиции, нравы, обычаи, ритуалы, ху­дожественные стили и философские течения, школы и направления в науке и т. п.

Культурогенез в широком смысле — один из видов социокультур­ной динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем. В узком смысле культурогенез — это процесс происхождения культуры.

Магия – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; магия является составной частью всех религиозных культов.

Маргинальность культурная – 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок + culture – культура) – явление культуры XX в., порождённое техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей. Это продукт возникновения «массового» общества, которое толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества – индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и конечно же невиданного раннее развития средств массовой коммуникации.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — 1) в обыденном смысле — культ вещей и склонность к низменной чувственности; вера в вещественные причины всех явлений природы, общественных собы­тий и влечений человека; отрицание духовных сил в природе; 2) одна из основных тенденций в философии, противоположная идеализму, спиритуализму и дуализму и заключающаяся в установлении факти­ческим и логическим путем зависимости духовного и психического от плотского и физиологического; 3) самоназвание ряда философ­ских школ («диалектический материализм», «научный материализм» и т. д.), сторонники которых принципиально отождествляют материю и природу, утверждая, что в мире нет ничего, кроме движущейся в про­странстве и времени материи. Кроме того, эти школы либо логически выводят явления психики и сознания из специфических материальных оснований (практики, состояний центральной нервной системы), либо постулируют принцип психофизического тождества, либо объявляют психические явления эпифеноменами физико-химических процессов. Важно различать эти три выделенные смысла М. Тот, кто признает зависимость психического от физического, вовсе не обязательно отождествляет их между собой, считает душу вещью и отрицает на­личие в природе духовного начала. Поэтому не следует ставить знака равенства между материалистической тенденцией философствования и принадлежностью к школам М., как это делают многие марксисты, когда относят к лагерю М. тех мыслителей, которые не проявляли на­мерения идти дальше тезиса о материальной обусловленности челове­ческого сознания. Вместе с тем, далеко не каждый профессиональный философ, теоретически разделяющий кредо М., следует ему в личной жизни или отвечает обыденному смыслу слова «материализм»; на деле он, напротив, может отдавать предпочтение высоким духовным при­нципам и верить в приоритет идей, а не вещей.

Ментальность (от франц. mentalite – мироощущение, мировосприятие) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Минимализм (от англ. minimal art – минимальное искусство) – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства – определённый заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся вполне реальными; продукт устного народного творчества, коллективной народной фантазии. Различаются мифы героические (сказочные: цикл мифов о Геракле) и этиологические (объясняющие причины событий, обычаев, названий: миф о Прометее – открытие огня). Уже в Древней Греции была сделана попытка истолковать миф как одушевление природных сил (Метродор), а затем и общественных явлений (Евгемер).

Модерн – (от франц. moderne – новый) - одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX-нач.XX в. Вместе с декадансом и символизмом выступает в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Модерн рубежа веков может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчётливо выраженной системой иерархически-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности.

Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в.

Натурализм — направление в философии, отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального позна­ния. Хотя существует множество разновидностей Н., они единодушны в отношении некоторых фундаментальных принципов, на которых основывается направление в целом: 1) в теоретическом отношении из философии элиминируются «метафизические» вопросы, проблемы, понятия и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены; 2) социальные явле­ния, с точки зрения методологической задачи, качественно идентифи­цируются с природными явлениями; 3) универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества; 4) философский анализ сводится к выработке обобщен­ных эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений. Н. объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к че­ловеку, где действуют внеположные человеческой деятельности нормы и ценности.

Натурализм (от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственно бытовое и материальное окружение (Э. Золя, Э. И Н. Гонкуры, Г. Гауптман и др.) Натурализм – поверхностное копирование второстепенных подробностей, достоверно-фотографическое изображение мрачных, теневых явлений, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы.

Новация (от лат. novatio — обновление, изменение) — способ обнов­ления культуры.

Номотетический метод (от греч. nomo-teteo — издавать законы, устанавливать законы) — способ познания, целью которого является выявление общего, имеющего форму закона. Именно в неоканти­анстве впервые стал разрабатываться ценностный подход к понятию культуры. Культура — это не только и не столько то, что существует как предметный мир (сущее), но прежде всего то, что имеет для нас значение, смысл (должное).

Ноосфера (от греч. noos – ум, разум и греч. sphaira – шар) – разумная оболочка Земли. Эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия – техносфера, антропосфера, социосфера.

Обряд – Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции (напр.: свадебный обряд, обрядовые песни).

Обычай – Общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (напр.: старый о.; городские о.; это у нас в обычае – т.е. так принято, заведено).

Перфоманс (от англ. performance – исполнение, представление) – публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение её в непосредственный творческий акт.

Позитивизм — философское направление, считающее, что «поло­жительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что фи­лософия как наука, претендующая на самостоятельное существование, не нужна.

Понимание — метод, обосновывающий методологическую автоно­мию гуманитарных наук («наук о духе»). В науках о духе познание, по замыслу Дильтея, направлено не на выявление причинных зави­симостей и общих законов происходящего, а на осмысление индиви­дом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь — понимаем. Поэтому Дильтей выдвигает интуицию в качестве важнейшего метода исследования (наряду с индукцией и дедукцией).

Поп-арт (от англ. popular art – общедоступное искусство, сокращ. Pop art) – одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура – 1. Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшееся в 1960-х гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности и массовости.

Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970-1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакцией на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путём его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жёсткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций.

Постструктурализм – направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоление структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.

Реализм (от лат. realis – действительность) – правдивое художественное отображение действительности, следование в творчестве художника «логике», законам жизни.

Религия – (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – вера в существование сверхъестественных сил – Бога или богов, духов, ангелов и др.

Релятивизм культурный (от лат. relatio – относительный) – умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Релятивизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – 1. Совокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2. Выработанный обычаем или установленный порядок (последовательность) совершения чего-либо, церемониал.

Романтизм (от франц. romantisme) – идейно-художественное направление в европейской культуре конца XVIII-нач. XIX в., характеризующееся возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир. Романтизм – своеобразный, начальный «юношеский этап» какого-либо движения, направления в культуре.

Сакральное (от лат. sacer, sacri – священный, запретный, проклятый) – святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.

Семиозис — процесс интерпретации знака и порождения новых значений.

Семиосфера — семиотическое пространство, в котором происходят порождение и трансляция смыслов культуры с помощью различных знаковых средств.

Семиотика, или семиология (от греч. semeiotic – учение о знаках) – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несёт в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Символизм – направление в искусстве конца XIX-нач.XX в., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. Творцы символизма (Г. Ибсен, Ф. Сологуб, А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в искусстве магическую силу обновления жизни, мировоззрения и жизнедеятельности людей.

Символический интеракционизм — теоретический подход в пони­мании социокультурной реальности, согласно которому человеческая деятельность осуществляется на основании тех значений, которые им придают люди; эти значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами. Основатели: Дж.Г. Мид (1863-1931) Г. Блюмер (1900-1987).

Синкретизм (от греч. synkretismos –соединение, объединение) – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальную неразделённость, неразвитое состояние чего либо.

Смысл — 1) форма организации значений, содержаний жизнен­ного мира; это структура, организующая язык и опыт его носителей; 2) смысл как содержание есть совокупность ценностей, целей и мотивов, направляющих человеческие усилия; 3) смысл — это при­нцип бытийного опосредования: любые изменения смысла связаны с реальным изменением отношений человека с миром; 4) смысл — это надиндивидуальное воплощение добытой информации, выражение родового опыта, культурный механизм, направляющий человеческие действия, познание, эмоции.

Социокультурная деградация состоит в подмене мышления устойчивых социальных групп с их определенными ценностными ориентирами примитивизированным сознанием неклассических или негрупповых типов человеческих общностей.

Структурализм (от лат. structura – строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) – направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.

Структурно-функциональный анализ состоит в выделении из этнографических, историко-научных, историко-культурных, эстетиче­ских образований — структур, то есть тех законов связи между элемен­тами, смысл которых определяется не их собственным содержанием, а местом и направлением деятельности в социокультурной системе.

Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.

Сублимация (от лат. sublimare – возносить) – процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Преимущественно ориентируется на методологию и результаты естественнонаучного знания и признаёт за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм укрепился в культуре в конце XIX в.

Типология культур – научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам (критериям).

Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.

Тотемизм – архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определённым видом животного (реже растения) – тотемом и родовой группой. Тотем мыслится как общий предок рода. Тотем связан с системой табу – запретом убивать и поедать тотемическое животное или наоборот – ритуально поедать.

Традиция (от лат. traditio – передача, повествование) – 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. 3. Предание, устный рассказ, передающийся от поколения к поколению.

Трансавангард (от лат. trans – сквозь, через и франц. avantegarde – по ту сторону авангарда) – течение постмодернистской живописи, чьё эстетическое кредо заключается в противопоставлении неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, яркой выраженности личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных стилей прошлого.

Транскультурация — процесс социокультурного освоения пришлым этносом новых мест своего компактного проживания.

Универсалии культурные (от лат. universalis – общий) – 1. термин, обозначающий всё то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах. 2. Черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Унификация (от лат. unus (uni) – один и лат. facere – делать) – приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Феноменология — философское направление, исходная посылка которого — освобождение сознания от связи с внешним миром, чтобы исследовать это «чистое» сознание и выявить его предельные харак­теристики. Главные цели феноменологии — построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным объектам-предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетишизма человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман.

Философия жизни — иррациональное философское течение, цент­ральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.

Философия культуры, культурфилософия (нем. kulturphilosophie) –раздел философии, исследующий сущность, значение и возможные перспективы развития культуры. Термин «культурфилософия» впервые введён в нач. XX в. немецким романтиком А. Мюллером для обозначения культурного творчества человечества, хотя проблематика философии культуры осознавалась ещё древнегреческими софистами. Философия культуры – самостоятельное направление в философии, изучающее культуру в контексте философских проблем – бытия, сознания, общества, личности и т.д. Философия культуры понимает культуру как фундаментальную характеристику человека, одно из его определений.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ в психоанализе — научном направлении, имеющем своим предметом подсознательное. Данное направление открыто 3. Фрейдом. Объект психоанализа вклю­чает в себя такие сферы познания, как личность и общество, культура и творчество.

Функции культуры — это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Футуризм (лат. futurum – будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в. в Италии и России. Футуризм явился выражением стихийно-эмоционального предощущения социального и культурного разлома, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. Он характеризуется отрицанием традиций в культуре, устремлённостью в будущее, в котором якобы будут преобладать «техника», «сила». Итальянские футуристы эстетизировали как таковую силу, движение, войну; русские (Маяковски, Хлебников, Каменский) – подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания. В искусстве футуристы видели предмет для самотворчества, самовыражения, игры формами, случайными ассоциациями.

Харизма (от греч. – charisma – милость, божественный дар) – исключительная духовная одарённость человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер – человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Христианство – (от греч. Chistos – «помазанник», «мессия») – одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названного по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианизация Древней Руси (Киевской) началась с крещения Киевского князя Владимира. Xристианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единения бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в себе самом; по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями; всё создано богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию И. Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление царства божьего.

Хэппенинг (от англ. happening – букв. Происходящее, случающееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) – театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нём аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышенной действенности искусства.

Ценностные ориентации – комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, мотивы, интересы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, общественный) – 1. Ступень общественного развития, следующая за варварством. 2. Синоним культуры. 3. Уровень, ступень общественного, технико-технологического развития культуры.

Эволюционизм – направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Экзегетика — искусство толкования текстов Священного писания. Экзегетика — это еще и переживание человеком своей судьбы, раскры­той через ряд смысловых пластов.

Экзистенциализм — философия существования. Существование, в отличие от сущности, постигается не разумом, а чем-то вне- или над-рациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. В экзистенциализме выражено стремление постичь и преодолеть границы человеческого одиночества в обществе отчуждения, понять смысл индивидуального существования. Экзистенциалисты констатировали широкое распро­странение трагических, болезненных чувств и ощущения «смысло-утраты» — острой критической реакции на классическую философию культуры Нового времени со свойственными ей идеями гуманизма, рационализма, субстанционально-прогрессистскими схемами истории и утопическими идеалами грядущего, а также историческим «износом» христианства в XX в.

Эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) – в искусстве отсутствие единства целостности, формальное, механическое соединение разных стилей.

Энтропия социокультурная – процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

Эстетика (от греч. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – наука о чувственном познании, наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в т.ч. законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности.

Этос (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – обобщённая характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов, в основе которых лежит вера во многих богов (многобожие и идолопоклонство), отражающих родоплеменной быт и хозяйственный уклад разных народов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: