Центры сертификации персонала. Цели и задачи

Опыт развития стран с эффективной рыночной экономикой убедительно показывает, что наиболее устойчивой базой конкурентоспособности является развитие на предприятиях и в организациях систем качества, основанных на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности в решение проблем совершенствования производства продукции и технологий оказания услуг.

Проведение в жизнь стратегий накопления и сохранения человеческого капитала, побуждающих работников поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством профессионального обучения и повышения квалификации должно стать ключом к достижению стабильности экономического положения каждого предприятия, каждого отдельного работника и страны в целом. Высокая квалификация работников становится также основой их социальной защищенности на рынке труда. Такие работники наиболее конкурентоспособны и мобильны на рынке рабочей силы.

Анализ результатов сертификации продукции и производств, результатов обследований, проведенных в процессе аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, показал, что качественный уровень специалистов во многом существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. Специалисты в большинстве своем оказываются не готовы к решению текущих задач, как в части теории, так и практики без дополнительной и углубленной переподготовки.

Успешное решение проблем реформирования экономики требует, прежде всего, принципиального изменения существующей концепции подготовки специалистов. Следует перейти от механизма ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенных работ, к комплексу взаимосвязанных мер целенаправленного воздействия на качество специалистов, посредством интеграции и постоянного развития индивидуальных знаний, навыков и умений, созидательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать и совершенствовать национальную систему непрерывного образования. Для успешного проведения в жизнь социально-экономических реформ необходима активация реформ и в сфере развития кадрового потенциала экономики.

Одними из основных мероприятий в этом направлении является усиление механизма государственного воздействия на структуру и качество кадров. Это возможно путем введения, на уровне государственных нормативных документов, квалификационных требований к отдельным категориям специалистов и созданием и развитием системы сертификации персонала.

Цель сертификации – установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в определенной сфере деятельности.

Задачей Центра сертификации является подготовка специалистов к экзаменам для получения сертификата компетентности соответствующего уровня (категории). Подготовка осуществляется в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта Системы сертификации.

В основе системы сертификации персонала лежат энциклопедические толкования терминов, определяющие, в конечном итоге, структуру системы и основные требования к ее объектам и субъектам.

Сертификация персонала – установление соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных (международных) стандартов. Сертификация персонала осуществляется на основе спектра (классификатора стандартов) специальностей и специализаций в профессиональном образовательном пространстве, согласованного с возможностями человека и тенденциями научно-технического прогресса, и спектра (классификатора стандартов) профессий и должностей в пространстве рабочих мест, согласованного с требованиями реального производства и возможностями профессионального образования.

Таким образом, сертификация персонала подразумевает наличие формализованных и доступных всем пользователям требований к профессиональной компетенции специалистов.

Под компетентностью понимают наличие у специалиста определенных по объему и структуре теоретических знаний, практических навыков и опыта. Такие требования следует устанавливать национальными стандартами, которые, в свою очередь, должны быть гармонизированы с международными требованиями.

По принятым международным нормам обычно при сертификации персонала в какой-либо области деятельности квалификацию специалистов определяют с помощью следующих пяти признаков:

1) профессиональное обучение;

2) практический опыт работы в заявляемой специалистом области;

3) физическая пригодность;

4) прохождение теоретической и практической подготовки в специализированных образовательных учреждениях;

5) сдача квалификационных экзаменов.

В случаях, когда работа специалиста связана с публичной деятельностью, например, выполнение надзорных функций, проведение аудита, аккредитация лабораторий и т.п., практическая подготовка в образовательных учреждениях заменяется стажировкой, проводимой под руководством опытных наставников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: