Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии. Противостояние государственных и частных агентств по найму обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить, по крайней мере, следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в государственную службу занятости:1. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;2. Население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности;3. Возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т.к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к их услугам при поиске и найме рабочей силы.Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: 1. Предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в государственных службах занятости. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; 2. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в службу занятости. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания туда обращаться, назывались такие как: "через государственные службы занятости можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в службы занятости обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: · анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; · вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; · информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы; · оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; · организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; · оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения; · регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; · разрабатывать республиканские и региональные программы занятости; · подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений; · оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы; · выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств; · публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Литература:

1. Б.В. Корнейчук. Рынок труда. Москва: Гардарики. 2007

2. В.Н. Князев и др. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. – М.: 2007.

3. Дёмин А.Н., Кожевникова Е.Ю., Седых А.Б., Седых Б.Р. Психологическое профилирование на рынке труда.- Краснодар: Кубанский госуниверситет. 2003

4. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы./ Отв. ред. Л.С.Чижова – М., 1998.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА. ЦЕНТРЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Специфика трудовых отношений. Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Помимо этого важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.В России трудовые отношения как контекст политики занятости имеют специфику, которая определяется рядом факторов. 1. Рыночные отношения в сфере труда находятся в процессе становления. 2. Непосредственным следствием спада производства становится не рост безработицы, как это происходит в условиях развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости. 3. Преобладание нерегистрируемой и скрытой безработицы выдвигает на первый план проблему расчета ее уровня и структуры. Строить политику занятости исходя из официальных данных, отражающих лишь верхушку айсберга, нецелесообразно. В качестве методики исчисления фактического уровня безработицы можно использовать сложный индекс, предложенный известным деятелем МОТ Г. Стэндингом. В состав индекса включены помимо официально зарегистрированных безработных также и фактически безработные, по тем или иным причинам не подлежащие регистрации, лица, занятые сокращенный рабочий день (неделю) или имеющие рабочее место, но из-за отсутствия работы не работающие, пассивно безработные. Уровень безработицы, рассчитанный по такой методике, в Великобритании, например, превышает официальный на 25%. В России расхождение с официальными данными должно быть еще более значительным. 4. Инфляция и экономический хаос оказывают двоякое воздействие на заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной заработной платы, особенно в государственном секторе, и возрастает отрыв величины вознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности. В результате заработная плата утрачивает свойственную ей в рыночной экономике функцию распределения труда между различными секторами экономики в соответствии со спросом. Это приводит к нарастанию диспропорций между структурами спроса на труд и его предложения в профессионально-квалификационном, отраслевом, территориальном и других аспектах. Консервации структурных диспропорций способствует искусственное поддержание завышенного спроса на рабочую силу. 5. В сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены. Поэтому качественно иное значение приобретает правильный выбор приоритетов.

Одним из элементов трансформационного процесса, направленного на усвоение российским обществом западной модели социальных отношений, являлось распространение экономических форм поведения, характерных для индустриально развитых стран. Социальное партнерство предполагает работу в следующих направлениях:

- заключение коллективных договоров и соглашений;

- участие работников в управлении (производственная демократия);

- финансовое участие работников в собственности и доходах (экономическая демократия);

- разрешение конфликтов на предприятии путем переговорного процесса и формирования арбитражных органов на трехсторонней основе (работодатели, работники, представители государственных органов или независимые посредники);

- участие представителей наемных работников, работодателей и государства в управлении фондами социального обеспечения и страхования.

Социальное партнерство не стало доминирующей формой отношений между предпринимателем и наемным работником. Базой отношений социального партнерства является коллективный договор, определяющий набор прав и обязанностей как работодателей, так и работников — интересы последних представлены профсоюзом.

Коллективный договор затрагивает такие аспекты отношений на предприятии, как прерогативы администрации и статус профсоюза; размер заработной платы и продолжительность рабочего дня; размер сверхурочных, праздничных, отпусков, дополнительных выплат; трудовой стаж и гарантии занятости (в пореформенной России занятость не гарантируется трудовым законодательством); процедуры урегулирования трудовых споров.

В России трудовые отношения призван регулировать Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Закон впервые в России признал право работодателя и работников самостоятельно определять содержание коллективного договора. Обычно коллективный договор включает пять положений:

• нормы и обязательства, регулирующие условия труда, в том числе его оплату, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрану труда, трудовые льготы;

• нормы и обязательства, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми, в первую очередь вопросы занятости и предоставления льгот при высвобождении с предприятия;

• нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (компенсация транспортных расходов, организация питания, обеспечение жильем);

• обязательства и нормы, касающиеся социального обеспечения и медицинского страхования работников;

• правила внесения изменений и дополнений в коллективный договор, порядок и сроки осуществления контроля за реализацией договора.

Государственное регулирование рынка труда.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3. Программы содействия найму рабочей силы;

4. Программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выплата пособия безработным.

Концептуальные основы регулирования рынка труда. В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80—90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией, которая была рассчитана английским экономистом А. Филлипсом на основе данных по Англии, охватывающих период с 1861 по 1958 г.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы.

Существует модифицированный вариант модели Филлипса, основывающийся на разработанной Э. Фелпсом и М. Фридменом теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории естественный уровень безработицы достигается в ситуации, когда силы, вызывающие повышение и понижение темпов инфляции и заработной платы, уравновешивают друг друга и в результате их динамика стабильна.

В долгосрочном периоде учет инфляционных ожиданий проводится в рамках двух теорий:

· Теория адаптивных ожиданий – прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне;

· Теория рациональных ожиданий – прогнозы инфляции на основе информации о будущих ценах.

Косвенное регулирование рынка труда. Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка труда одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Основными направлениями деятельности государства по регулированию миграционных процессов:

В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации:

1. разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России;

2. совершенствование деятельности государственных органов власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

3. активизация договорного процесса с государствами-участниками СНГ и заключение в рамках Содружества двусторонних и многосторонних соглашений;

4. введение уголовной ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы предпринимателей за незаконное использование иностранных работников;

5. расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по вопросам в области регулирования миграционных процессов;

6. обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;

7. реализация мер по административному выдворению и депортации незаконных иммигрантов.

В области создания условий для адаптации и интеграции мигрантов:

1. разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;

2. создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

3. развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;

4. создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;

5. государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;

6. создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;

7. привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью регионов страны;

8. реализация мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;

9. сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями.

В области вхождения Российской федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации:

1. соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);

2. противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;

3. проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;

4. совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;

5. создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;

6. стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;

7. создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.

В области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны:

1. участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем завершения существующих программ;

2. обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;

3. обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания и предоставление полной и объективной информации о ситуациях в местах их прежнего проживания.

В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом:

1. содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей;

2. развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов;

3. обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;

4. содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров.

5. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов:

6. решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников;

7. обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

8. разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

9. определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

10. разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

11. государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

12. развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

13. использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

14. оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории страны.

В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации:

1. восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

2. стимулирование миграции населения страны, а также граждан государств-участников СНГ в северные и тихоокеанский регионы;

3. проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

Правовое регулирование рынка труда.

Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений ТК РФ. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

Таким образом, к основным принципам регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие:

· признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;

· учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;

· гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;

· учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;

· установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

Перспективные направления развития рынка труда.

Финансовый кризис оказал существенное влияние на рынок труда. Подводя итоги, эксперты отмечают рост безработицы как явной, так и скрытой. Прогнозы на будущее развитие событий не внушают оптимизма.

Минздравсоцразвития утверждает, что Россию ждет двукратный рост безработицы. Без постоянного заработка могут оказаться более 14% трудоспособного населения страны.

Независимые экономисты отмечают, что ситуацию может улучшить лишь стремление работодателей оптимизировать расходы на персонал путем сокращения зарплаты и рабочего времени, а также распространенные летом сезонные работы. Власти не сомневаются, что безработица в 2009 году будет только расти.

Учитывая, что фактические и официальные данные по безработице отличаются в несколько раз, в стране без работы могут оказаться больше 10 млн. экономически активных россиян. Усугубляется ситуация и тем, что в стране практически отсутствует система социальной поддержки безработных. В случае потери работы или стабильного заработка человек практически лишается основных средств существования. Помимо увольнений многие предприятия используют систему неоплаченных отпусков и неполной занятости, что в первую очередь сказывается на материальном положении работников.

На рынке труда появится большое количество соискателей, как топ менеджеров, так и менеджеров среднего звена.

Строятся прогнозы и относительно изменений рынка труда по отраслям экономики. Каким секторам рынка будет тяжелее? Кто находится в зоне риска? Как будет меняться уровень зарплат?

По мнению специалистов наиболее трудным этот период будет для тех, кому тяжело уже сейчас. Помимо финансовой сферы и строительства кризис в первую очередь отразится на рекламных и кадровых агентствах, страховщиках, непродуктовой рознице, а также на рынке тех услуг, на которых можно сэкономить в трудные времена. Оптимизируя издержки на персонал, компании начинают массовые увольнения, сокращая, по их мнению, расходы.

Последствия кризиса рынка труда позволят перейти от рынка кандидатов к рынку работодателей. Уже нет того дефицита кадров, который ощущался еще в начале 2008 года. Востребованными пока остаются только рабочие вакансии. Упал спрос именно на тех сотрудников, которые были переоценены. Замедлится и бешеный рост заработных плат, наблюдавшийся последние 2-3 года. Эксперты предполагают, что уровень дохода менеджеров среднего звена могут снизиться на 30-50%. Сокращая расходы на персонал, компании-работодатели отказываются от бонусов и премиальных выплат, урезают финансирование программ, направленных на обучение и повышение квалификации персонала, отказываются от таких компенсационных благ, как добровольное медицинское страхование и многое другое.

Тех, кто находится в активном поиске или решил поменять работу в этот период, профессионалы призывают внимательнее относиться к компании-работодателю, чтобы не оказаться «за бортом», проработав пару месяцев. Но и впадать в крайности, отказываться от хороших перспективных предложений не стоит. Специалисты также отмечают период кризиса, как время для переоценки профессиональных ориентиров. Возможно также применение накопленного опыта и навыков в другой отрасли экономики. Именно в этот период стоит задуматься о повышении квалификации, дополнительном образовании или степени MBA. Высокий уровень профессионализма, безусловно, будет способствовать развитию дальнейшей карьеры и повышению конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: