Формы сотрудничества предприятий в предпринимательской сфере

Началом организации предпринимательской деятельности является аналитическая работа по возможностям организации предпринимательской деятельности. Для организации дела необходимо учесть барьеры входа:

закрытые сферы предпринимательской деятельности

1. законодательные барьеры

2. экономические барьеры (высокий уровень первоначального капитала, длительный срок окупаемости, неопределенность и не прогнозируемость результатов)

3. общеэкономическая конъюнктура (цикличность производства – периоды депрессии, оживления, подъема, инвестиции следует осуществлять в период оживления или подъема, экономические процессы не только во времени, но и в пространстве, состояние конкуренции – практически невозможно проникнуть в высоко монопольные отрасли, большой риск в связи с высокой конъюнктурой. Инвестиции происходят в отрасли с нормальным уровнем конкуренции)

Успех зависит от экономического потенциала.

Экономический потенциал – совокупность трудовых, материальных, финансовых ресурсов + уровень профессионализма управленческого аппарата.

1. Следующий шаг – определение уровня конъюнктуры. Необходимо определить собственную нишу в иерархии конкурентной среды.

Выделяют 4 уровня конъюнктуры:

1. Характеризуется тем, что фирмы просто заботятся о производстве товара. Фирма уверена, что ее товар отличается от товаров конкурентов и поэтому более продаваемый. Но на определенном этапе фирма сталкивается с двумя трудностями:

А) рынок становится узким, что заставляет искать новые рынки сбыта

Б) в расширяющейся ранок устремляется множество фирм в результате исход внедрения не определен.

2. Фирма следует за конкурентами. Учитывая свои возможности считает, что не может превзойти своих конкурентов по ряду характеристикам. Главные усилия прилагаются к тому, чтобы выпускать товар определенных стандартов и при этом улучшить определенные характеристики. Фирма постоянно сталкивается с необходимостью постоянно следить за поведением конкурентов, чтобы не оказаться в результате непредвиденного поведения конкурентов на грани банкротства.

3. Техническая база каждой фирмы и другие условия фактически идентичны. Тогда фирма может добиться большей рентабельности за счет лучшего использования оборудования, лучшего менеджмента и использования новых технологий производства.

4. Фирмы работают постоянно улучшая свою техническую базу и технологию, всегда находятся на передовых позициях при использовании НИОКР, имеют эффективную организацию и управление

Для фирм мировых стандартов характерно:

1. Наличие высокоразвитых и высоко производственных кадров, высокого уровня технологии, качества товаров, которые всегда пользуются повышенным спросом

2. Другие фирмы предпочитаю использовать марку этой продукции или фирмы или производить свою продукцию в целях этой фирмы

3. Уровень НИОКР, организации маркетинга настолько высоки, что фирма оставляет эти вопросы открытыми для рынка.

Выбор уровня конкуренции означает выбор фирмой своего места на рынке.

Процесс трансформации ресурсов может осуществляться различными путями:

1. Последовательны процесс трансформации – ресурсы движутся в процессе обработки от одного рабочего места к другому, совершенствуясь со стороны качественных и количественных характеристик.

2. Параллельно – обработка и преобразование ресурсов происходят одновременно. Работники делают отдельные детали, а затем производится монтаж.

3. Аналитический – обработка осуществляется путем отделения частей от целого.

4. Синтетический – комбинируются различные методы обработки.

Приобретение и размещение оборудования. Главными требованиями - обеспечение технико-экономических характеристик и уровня квалификации рабочей силы. Принципы размещения производятся в соответствии с определенной фирмой деятельностью:

1. Последовательному принципу

2. Функциональному

3. Фиксированному

В современных условиях наиболее распространенным является ячеечный способ размещения оборудования: работники и оборудование заключены в одном месте с законченным циклом производства.

После размещения оборудования предприниматель составляет календарный график режима работы. Как правило используется метод Перт, то есть производственный процесс разбивается на определенное количество операций, которые осуществляются параллельно или последовательно. Процесс состоит из следующих стадий:

1. составление списка необходимых работ

2. составление графика времени

3. составление графика последовательности осуществления операций

4. контроль за соблюдением

4. После решения вопроса по размещению оборудования предприниматель занимается вопросами о труде.

Чтобы заняться этим грамотно необходимо учитывать:

1. Гарантии занятости работника

2. Необходимость предоставления равных возможностей

3. Роль профсоюзов

После решения организационных вопросов предприниматель должен обеспечить привязку работника к рабочему месту. При этом осуществляется оценка работ, анализ трудовых операций и требований к работнику. После этого готовится должностная инструкция, Если вопросы по организации и использованию труда решены, то предприниматель решает, кто конкретно должен выполнять работу. Собирается информация о рынке труда. Подходы к найму работников могут быть различны: размещение объявления, бюро трудоустройства.

Отбор кадров осуществляется различными способами:

1. заполнение форм бланков

2. личная встреча и углубленная беседа

3. тестирование через специальные центры

4. проведение экзамена

После этого наступает стадия заключения трудового договора. Важно обеспечить вживание работника в коллектив. В процессе труда осуществляются различные способы обучения и переобучения.

Осуществляются два принципа:

1. Учеба – пополнение знаний для выполнения работы в новых условиях

2. Развитие – повышение общего уровня с целью продвижения по служебной лестнице.

В современных условиях используются следующие методы учебы:

1. Ученичество – работник обучается на предприятии

2. Чередование работ с целью создать более глубокую рабочую силу

3. Учеба в специальных учреждениях

Процесс развития осуществляется на фирме в соответствии с методикой, разработанной Эдгаром Шейном:

Уровень высшего менеджера

Вдоль Уровень спецменеджера

Уровень низшего менеджера

Вдоль – подготовка квалифицированного работника, продвижение по служебной лестнице.

Подготовка мобильного менеджера (меняя отделы становится универсальным менеджером).

Организация труда работника представляет собой обоснованную оценку труда.

Здесь существует:

1. Общая оценка труда, которая включает: постоянные общие обзоры труда, разработка общих критериев и понятий для любых работников

2. Конкретная оценка труда: составление рейтинга по специальной шкале, это должно влиять на зарплату, учет рыночных факторов спроса и предложения

Организация предпринимательской деятельности предполагает учет входных барьеров, оценку конъюнктуры, трансформации ресурсов, организацию производства и работу с кадрами.

5. Важнейшей задачей любой фирмы является определение инновационной стратегии бизнеса.

Выделяют следующие виды стратегии:

1. Традиционная - фирма не стремится ни к чему другому, как улучшению качества товара на основе существующей технологии. Такая стратегия ведет к технической отсталости. Обычно она используется при начале или смене бизнеса.

2. Оппортунистическая – фирма осуществляет разработку товаров, которые не требуют слишком больших затрат на исследования, но который может обеспечить на некоторое время монополистическое положение на рынке – политика снятия сливок. У нее существуют свои проблемы: при насыщении рынка становится трудно проводить такую политику, постоянно присутствует риск, фирма всегда в состоянии конкуренции, фирма должна считаться с антимонопольным законодательством

3. Имитационная - приобретение данной фирмой новой технологии производства, путем покупки лицензии или авторских прав. Эта стратегия позволяет получить преимущество, так как приобретение лицензии всегда дешевле, чем разработка и исследования. Но для постоянного использования такой стратегии необходима мобильная научно-техническая база. Такую технологию обычно применяют японцы.

4. Оборонительная – не отставать в инновациях от конкурентов и обеспечить средние условия выживания. Практически данная фирма следует за новыми технологиями. Но проблема заключается в том, что фирма никогда не сможет выйти на уровень ведущей и всегда осуществлять определенные затраты, чтобы обеспечить нормальное существование на рынке. Это затратная стратегия. В конце концов она не дает 100% выживания.

5. Зависимая – стратегия мелкого и среднего бизнеса, который использует технологическую марку других фирм (франчайзинг).

6. Наступательная – стратегия фирмы-лидера. Находится на передовых рубежах отрасли. Занимает ведущее положение на рынке и в отрасли. Мобильная база, хорошие затраты на НИОКР, высококвалифицированный персонал и отличная служба маркетинга.

В стадии становления большинство предприятий использует 1,2 или 3 стратегии, а затем уже переходит на другие уровни.

6. В процессе предпринимательской деятельности используются различные способы сотрудничества предпринимателей. Прежде всего, совместное сотрудничество – совместное предприятия. (СП).

СП – предприятие, уставной фонд которого создан на основе паевых взносов нескольких учредителей, один из которого является иностранный предпринимателем. Деятельность СП регламентируется законом об иностранных инвестициях.

Предпринимателю необходимо определить в какой форме иностранный партнер будет получать вознаграждение: в рублях, в товарной форме, в СКВ.

Следующий способ – определение формы и порядка создания паевого фонда. Как правило, со стороны иностранного партнера это может быть новая технология или валюта.

Согласно ГК в РФ не существует СП. Поэтому учредители должны определить любую организационно-правовую форму предприятия, которые имеются в ГК. Если иностранный учредитель в течение года не внес свой пай, то МП считается несостоявшимся.

В Российской экономике СП не получили сильного развития. В 1998 году насчитывалось около 12 тыс. СП, из них действительных – 74,3%.

Вторая форма сотрудничества – производственный кооператив (см. выше).

Траст. В связи с развитием рыночных отношений возникла необходимость в доверительной собственности – траста.

Траст – доверительные отношения между сторонами, одна из которых берет на себя обязанность распоряжаться (управлять) собственностью другого в ее интересах или в интересах другого лица. Учредителем траста может являться любое физическое или юридическое лицо, в том числе государственные органы, некоммерческие организации и иностранные учредители. Доверенным лицом, или собственником может быть как физическое, так и юридическое лицо, за исключением бенефициара, государственных органов, а также лиц, определенным законом. Бенефициаром может быть любое физическое лицо или юридическое лицо, с том числе и учредитель траста, но не в коем случае не доверительный собственник.

После договора к доверительному собственнику переходит все имущество и имущественные права по нему. После прекращения договора и имущество и права переходят обратно. Договор траста заключается только письменно и заверяется нотариально. Ответственность при заключении договора несет учредитель. Предметом договора является имущество, которое на момент заключения договора существует, а также имущество, которое создано после заключения договора.

Доверительный собственник должен исполнять все обязательства, прописанные в договоре. В случае нарушения договора учредитель и бинифициарий вправе требовать возмещения ущерба и упущенной выгоды в следующем случае:

1. использование имущества в своих целях или в целях третьих лиц

2. задержка реинвестированных средств в течение периода, за который начислялись убытки

3. непрофессионализм и небрежность при использовании ресурсов.

В качестве показателя небрежности может быть потеря ценности, неспособность выполнять поручения, небрежное хранение активов. В этой связи доверительный собственник обязан ежеквартально направлять учредителю балансы траста и отчеты. Отчет должен быть отправлен в течение 1 месяца после окончания квартала. Годовой отчет должен отправляться, заверенный аудитором.

Существует разделение персональных трастовых услуг:

1. завещательный траст, оформляемый по завещанию определенного лица

2. безотзывной траст, по которому доверитель не может досрочно расторгнуть договор траста и изъять имущество

3. отзывной траст – сроком на 5-6 лет, может быть расторгнут

4. краткосрочный траст – 5-6 лет с целевым назначением использования доходов

Эти услуги не облагаются налогом, так как считается, что они не используются на потребление.

Институционные услуги возникают в случаях:

1. Если эмитент желает продлить срок займа, то такую работу он поручает трастовой компании. Она может найти общий язык с кредитором.

2. Предприниматель имеет имущество, но не хочет и не заинтересован в его управлении, тогда он может доверить управление трастовой компании.

3. Мастер – траст. Обычно такие услуги оказывают трастовые компании или трастовые отделы фирмы пенсионным фондам, которые накапливают на своих счетах средства или портфель ЦБ, но предпочитают управление специальной компанией.

По характеру распоряжения доверительной собственностью трасты подразделяются на активные и активные.

Существует различия между трастовыми фирмами и отделами банка. Как правило, трастовые отделы банков оказывают следующие услуги:

Хранение, ведение счетов, получение платежей, купля-продажа, консультации, создание пенсионных фондов.

К услугам трастовых компаний не относятся чисто банковские услуги:

Управление портфелем акций компании, получение различных вкладов и платежей, регистрация, управление недвижимостью, инвестиционные услуги.

Как правило, трастовые отделения банков за свои услуги получают комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается либо законодательно, либо по решению суда.

Ставки колеблются от 0,3% до 3% и дифференцируются в зависимости от оказанных услуг.

Одной из форм осуществление сотрудничества предпринимателей является франчайзинг. Головная фирма заключает с мелкой фирмой договор о предоставлении исключительного права этой фирме по производству и реализации товара под маркой главной фирмы.

Существует несколько видов франчайзинга:

1. Товарный. Имеет место тогда, когда малая фирма покупает у основной фирмы право на продажу того или иного товара под маркой главной фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: