Тема: УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ СЛОВ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Цели деятельности учителя: учить ставить существительные в начальную форму; формировать умение определять начальную форму глаголов и слов-названий предметов множественного числа; закреплять умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты
предметные: научатсяопределять начальную форму слов, не имеющих единственного числа; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание;
личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Русский язык: 2 класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2013.-426с. С.207-210; Чуракова Н.А. Русский язык: Учебник: В3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2,3; Байкова Т.А. и др. Тетради для самостоятельной работы № 2. 2 класс.- М.: Академкнига/ Учебник;карточки с образцами записи слов.
|
|
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Практич.: каллиграфическое упражнение Словес.: ответы на вопросы | ≈ 3 | Минутка чистописания. -Запишите каллиграфически. Письменный образец на доске: коты киты. -Что объединяет эти слова? (Они стоят во мн.ч.) Поставьте эти слова в единственное число. -Все ли слова имеют форму единственного числа? | Писать каллиграфически. Образовать форму ед.ч. Определять цели и пути их достижения. | Р: принимают и сохраняют уч задачу |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю Словес.: ответы на вопросы | ≈ 7 | Актуализация опорных знаний. - Что такое начальная форма слов? Прочитайте подсказку Летучей Мыши. Упражнение 4. -Откройте обратный словарь на букву и. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа? (Они (что?) сапоги, сапоги - они, это форма множественного числа; они (что?) деньги, деньги - они, это форма множественного числа.) -Можно ли поставить 1-е, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет начальной формой? (Он - что? сапог (он один), она - что? лыжа (она, одна), она - что? варежка (она, одна). Форма единственного числа и будет начальной формой этих слов.) -А 2-е слово можно поставить в форму единственного числа? -А 10-е слово? 12-е? (Слова «деньги», «ясли» и «сени» нельзя поставить в форму единственного числа.) -Объясните значение слов. (Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли:1) кормушка для скота, прикрепленная наклонно к стене; 2) то же, что детские ясли: воспитательное учреждение для детей до трех лет.) Вывод: данные слова нельзя поставить в форму единственного числа. | Читать правило. Работать со словарем Строить грамматическое рассуждение. Отвечать на вопросы. Выбирать необходимую информацию. Объяснять лексическое значение слов. Делать вывод. | П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. |
3. | Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: чтение правила. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.: выбор. списывание с грам. заданием. Практич.: фронтал. проверка. Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.: чтение правила. | ≈ 25 | Изучение нового материала. -Слово деньга с ударением на последнем слоге есть – так в старину называли мелкую монету. Но это слово не является формой единственного числа от слова деньги. -Неужели у этих слов нет начальной формы? Прочитайте ответ Летучей Мыши. -Все слова из списка имеют форму единственного числа? -Формы единственного числа не будет у слов «очки», «брюки», «грабли», «ясли», «сени». Слово «пони» - неизменяемое, потому что у него одинаковые формы ед. и множ. числа. Слово «ладони» в единственном числе имеет форму «ладонь». Упражнение. -Выпишите столбиком пять слов, у которых есть форма ед.числа. Покажите это так: носки-носок, уши-ухо, сапоги -сапог, варежки-варежка. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. Объясните ошибки соседу. Упражнение. -Выпишите пять слов, у которых нет формы ед.числа по образцу: деньги - нет ед. ч., грабли - нет ед. ч., брюки) - нет ед. ч., очки - нет ед. ч., ясли - нет ед. ч. -Прочитайте слова, которые вы выписали. -Среди всех записанных слов найдите слова в начальной форме. Обведите их овалом. Упражнение 5 -Прочитайте двустишия. Поставьте слова, выделенные цветом, в начальную форму, запишите пары слов. Иголки - иголка, шелестят - шелестеть, елки - елка, блестят - блестеть. -Найдите в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставьте их в начальную форму. Игрушки - игрушка, звездочки - звездочка, флаги - флаг, хлопушки - хлопушка. -Что такое начальная форма слов, называющих действия? Прочитайте подсказку Летучей Мыши. | Слушать учителя. Узнавать новую информацию. Образовывать начальную форму. Проводить взаимоконтроль. Выбирать слова по грам. характеристике. Проверять работу. Образовывать начальную форму. Проверять работу. Узнавать новую информацию. | П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Практич.: выбор. списывание с грам.заданием. Взаимопроверка. Практич.: выбор. списывание с орфограф.зад-ем. Самопроверка. | ≈10 | Работа в печатной тетради Задание 6. -Прочитайте. Что необходимо выполнить? (В отрывок из стихотворения надо вставить новое словарное слово «иней».) Иней лег на ветви ели. Иглы за ночь побелели. -Выпишите слова ветви, ели, иглы, рядом запишите начальную форму данных слов. (Слова-названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы что? кто? и стоят в единственном числе. Одна (что?) ветвь. Ветви - ветвь. Ели - ель. Иглы - игла.) Задание 7. -Прочитайте. Что необходимо выполнить? В зимний холод и в жару Зеленеет ель в бору. Ели выросли в тиши. Стали ели хороши. Слова для проверки: холода, жар, зеленый, зелень, бор, тишь, хороший. - Обратите внимание на то, что предлог входит в форму слова- названия предмета. (В жару, в бору, в тиши.) - Что нужно сделать, чтобы образовать начальную форму слов-названий действий и слов-названий предметов? | Образовывать начальную форму. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их. Контролировать правильность записи. Обобщать изученное. | Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
Планируемые результаты освоения учебной программы «ПНШ»
|
|
|
|
по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
· читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
· слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
· называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
· называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
|
|
· анализировать смысл названия произведения;
· пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
· различать сказку о животных и волшебную сказку;
· определять особенности волшебной сказки;
· различать сказку и рассказ;
· уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
· читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
· читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
· писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
· называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
· рассказывать о любимом литературном герое;
· выявлять авторское отношение к герою;
· характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
· читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
· ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
· различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
· различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
· находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
· интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
· принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
· грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
· определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
· представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
· перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
· характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
· обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
· читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
· ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
· составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
· делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
· высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
· самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
· представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
· отличать народные произведения от авторских;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. (4).