Конспект урока русского языка

Тема: УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ СЛОВ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Цели деятельности учителя: учить ставить сущест­вительные в начальную форму; формировать умение определять на­чальную форму глаголов и слов-названий предметов множественно­го числа; закреплять умение пользоваться обратным словарем.

Планируемые результаты

предметные: научатсяопреде­лять начальную форму слов, не имеющих единственного числа; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анали­зировать ее содержание;

личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: 2 класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2013.-426с. С.207-210; Чуракова Н.А. Русский язык: Учебник: В3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2,3; Байкова Т.А. и др. Тетради для самостоятельной работы № 2. 2 класс.- М.: Академкнига/ Учебник;карточки с образцами записи слов.

Этап урока Метод и приемы Хро-нометраж Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД
1. Мотивационный Практич.: каллиграфическое упражнение Словес.: ответы на вопросы ≈ 3 Минутка чистописания. -Запишите каллиграфически. Письменный образец на доске: коты киты. -Что объединяет эти слова? (Они стоят во мн.ч.) Поставьте эти слова в единственное число. -Все ли слова имеют форму единственного числа?   Писать каллиграфически. Образовать форму ед.ч. Определять цели и пути их достижения.   Р: принимают и сохраняют уч задачу
2. Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю Словес.: ответы на вопросы ≈ 7 Актуализация опорных знаний. - Что такое начальная форма слов? Прочитайте подсказку Ле­тучей Мыши. Упражнение 4. -Откройте обратный словарь на букву и. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного чис­ла? (Они (что?) сапоги, сапоги - они, это форма множественного числа; они (что?) деньги, деньги - они, это форма множественного числа.) -Можно ли поставить 1-е, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет начальной формой? (Он - что? сапог (он один), она - что? лыжа (она, одна), она - что? варежка (она, одна). Форма единственного числа и будет начальной формой этих слов.) -А 2-е слово можно поставить в форму единственного числа? -А 10-е слово? 12-е? (Слова «деньги», «ясли» и «сени» нельзя поста­вить в форму единственного числа.) -Объясните значение слов. (Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли:1) кормушка для скота, прикреп­ленная наклонно к стене; 2) то же, что детские ясли: воспита­тельное учреждение для детей до трех лет.) Вывод: данные слова нельзя поставить в форму единственного числа.   Читать правило. Работать со словарем Строить грамматическое рассуждение. Отвечать на вопросы. Выбирать необходимую информацию. Объяснять лексическое значение слов. Делать вывод.   П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; стро­ят реч. высказывания. П: обобщают.
3. Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: чтение правила. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.: выбор. списывание с грам. заданием. Практич.: фронтал. проверка. Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.: чтение правила. ≈ 25 Изучение нового материала. -Слово деньга с ударением на последнем слоге есть – так в старину называли мелкую монету. Но это слово не является формой единственного числа от слова деньги. -Неужели у этих слов нет начальной формы? Прочитайте от­вет Летучей Мыши. -Все слова из списка имеют форму единственного числа? -Формы единственного числа не будет у слов «очки», «брюки», «грабли», «ясли», «сени». Слово «пони» - неизменяемое, потому что у него одинаковые формы ед. и множ. числа. Слово «ладони» в единственном числе имеет форму «ладонь». Упражнение. -Выпишите столбиком пять слов, у которых есть форма ед.­числа. Покажите это так: носки-носок, уши-ухо, сапоги -сапог, варежки-варежка. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. Объясните ошибки соседу. Упражнение. -Выпишите пять слов, у которых нет формы ед.числа по образцу: деньги - нет ед. ч., грабли - нет ед. ч., брюки) - нет ед. ч., очки - нет ед. ч., ясли - нет ед. ч. -Прочитайте слова, которые вы выписали. -Среди всех записанных слов найдите слова в начальной форме. Обведите их овалом. Упражнение 5 -Прочитайте двустишия. Поставьте слова, выделенные цветом, в начальную форму, запишите пары слов. Иголки - иголка, шелестят - шелестеть, елки - елка, блестят - блестеть. -Найдите в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставьте их в начальную форму. Игрушки - игрушка, звездочки - звездочка, флаги - флаг, хлопушки - хлопушка. -Что такое начальная форма слов, называющих действия? Прочитайте подсказку Летучей Мыши.   Слушать учителя. Узнавать новую информацию. Образовывать начальную форму. Проводить взаимоконтроль. Выбирать слова по грам. характеристике. Проверять работу. Образовывать начальную форму. Проверять работу. Узнавать новую информацию. П:извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ­ходимой информации. Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
4. Итог урока. Рефлексия (предметная). Практич.: выбор. списывание с грам.заданием. Взаимопроверка. Практич.: выбор. списывание с орфограф.зад-ем. Самопроверка. ≈10 Работа в печатной тетради Задание 6. -Прочитайте. Что необходимо выполнить? (В отрывок из стихо­творения надо вставить новое словарное слово «иней».) Иней лег на ветви ели. Иглы за ночь побелели. -Выпишите слова ветви, ели, иглы, рядом запишите начальную форму данных слов. (Слова-названия предметов в начальной фор­ме отвечают на вопросы что? кто? и стоят в единственном чис­ле. Одна (что?) ветвь. Ветви - ветвь. Ели - ель. Иглы - игла.) Задание 7. -Прочитайте. Что необходимо выполнить? В зимний холод и в жару Зеленеет ель в бору. Ели выросли в тиши. Стали ели хороши. Слова для проверки: холода, жар, зеленый, зелень, бор, тишь, хороший. - Обратите внимание на то, что предлог входит в форму слова- названия предмета. (В жару, в бору, в тиши.) - Что нужно сделать, чтобы образовать на­чальную форму слов-названий действий и слов-названий предметов?   Образовывать начальную форму. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их. Контролировать правиль­ность записи. Обобщать изученное. Р:принимают и со­храняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Планируемые результаты освоения учебной программы «ПНШ»

по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

· читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

· слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

· называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

· называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

· анализировать смысл названия произведения;

· пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

· различать сказку о животных и волшебную сказку;

· определять особенности волшебной сказки;

· различать сказку и рассказ;

· уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

· читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

· читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

· писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

· называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

· рассказывать о любимом литературном герое;

· выявлять авторское отношение к герою;

· характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

· читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

· ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

· различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

· различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

· находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

· интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;

· принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

· грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

· определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

· представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

· перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

· характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

· обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

· читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

· ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

· составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

· делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);

· высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

· самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

· представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

· отличать народные произведения от авторских;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. (4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: