Структура работы

Структура курсовой работы предполагает наличие:

1. титульного листа (приложение № 1);

2. содержания (приложение № 2);

3. введения (приложение № 3);

4. основной части, состоящей из глав и параграфов;

5. заключения;

6. библиографического списка (списка использованной литературы);

7. приложений.

Введение

Введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы (см. образец введения в Приложении №3). Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-ой страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Цель и задачи

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (обычно, сколько параграфов в работе, столько и задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Объект и предмет исследования

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Методология

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Иные элементы

Во введении описываются и другие элементы научного процесса (См. образец введения в Приложении №3). К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Структура работы

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в курсовой работе обычно не более 5 страниц машинописного текста. Оптимальный объем 3-4 страницы.

Основная часть

Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы.

Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы.

В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. В курсовой работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т.п. методы конкретной науки.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

Объем основной части курсовой работы обычно не более 35 страниц машинописного текста. Оптимальный объем 25-30 страниц.

Заключение

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Оптимальный объем заключения 2-3 страницы.

Библиографический список

(список использованной литературы)

Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 25-30.

Список использованной литературыпо общему правилу содержит все источники, использованные студентом в курсовой работе путем прямого (дословная цитата, заключаемая в кавычки) и косвенного (свободное воспроизведение студентом мысли автора, максимально полно отражающее ее смысл) цитирования. Источники, на которые в курсовой работе ссылок нет, обычно в список использованной литературы не включаются.

Список использованной литературы включает разделы:

1) Законодательные акты и иные нормативные правовые документы.

2) Учебные, справочные, монографические и периодические издания.

В раздел «Законодательные акты и иные нормативные правовые документы» включаются действующие законодательные и другие официальные документы в следующей последовательности:

1) Конституция РФ.

2) Международные договоры, ратифицированные РФ в форме Федерального закона;

3) Федеральные конституционные законы,

4) Кодексы и федеральные законы РФ.

5) Нормативные и ненормативные правовые акты Президента РФ.

6) Нормативные и ненормативные правовые акты Правительства РФ.

7) Нормативные и ненормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентств, федеральных служб).

8) Конституции и Уставы субъектов РФ.

9) Законы субъектов РФ.

10) Нормативные и ненормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ.

11) Нормативные и ненормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

12) Уставы муниципальных образований.

13) Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

14) Нормативные и ненормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления.

15) Локальные нормативные акты и договоры.

16) Решения Европейского суда по правам человека.

17) Постановления Конституционного Суда РФ.

18) Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

19) Приговоры, определения, постановления и решения высших судебных органов.

20) Аналогичные акты нижестоящих судов и органов предварительного расследования.

21) Опубликованные и неопубликованные обзоры практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел.

22) Практика прокурорского надзора.

23) Нотариальная, адвокатская и иная практика.

24) Руководящие постановления Пленума Верховного Суда СССР.

25) Нормативные правовые акты, международные договоры, утратившие юридическую силу.

26) Иные официальные документы.

В раздел «Учебные, справочные, монографические и периодические издания» включаются все использованные монографические, публицистические и другие источники, например, комментарии законодательства и учебные пособия, располагаемые в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, независимо от того, опубликовал ли он монографию, комментарий или журнальную статью. Если использован сборник научных статей, то он описывается по первой букве его полного названия.

Образец оформления списка использованных

нормативных источников

Библиографическое описание источников и литературы

Законодательные материалы

Запись под заголовком

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39, [1] с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. - [4-е изд.]. - М.: Ось-89, [2001?]. - 46, [1] с.

Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2012 г.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. - 94, [1] с.

Запись под заглавием

Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Приор, [2001?]. - 32, [1] с.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст]: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]: офиц. текст: по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Маркетинг, 2001. - 159, [1] с.

или

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Рос. газ. – 1999. – 21 января.

Всеобщая декларация прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. [Текст] // Рос. газ. – 1998 – 10 дек.

О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ [Текст] // Рос. газ. – 2000. – 27 декабря.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.

Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ [Текст] // Рос. газ.– 2006 – 08 июня.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] // Рос. газ. – 2002. – 20 ноября.

По делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного Закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П [Текст] // Рос. газ. – 1996. – 17 февр.

По запросу группы депутатов Государственной думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О [Текст] // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 5. – С. 50-55.

О классификаторе правовых актов: Указ Президента от 15 марта 2000 г. № 511 [Текст] // Собр. законодательства РФ. – 2000. – № 12. – Ст. 1260.

Книги

Книга одного автора:

Алексеев, С. С. Теория права [Текст]: учебник для вузов / С. С. Алексеев. – М.: БЕК, 1994. – 224 с.

Бахрах, Д. Н. Административное право России [Текст]: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах. – М.:НОРМА – ИНФРА-М, 2000. – 640 с.

Или

Агафонова, Н.Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова; под. общ. ред. А.Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н.Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юрист, 2002. - 542 с.

История России [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей / В.Н. Быков [и др.]; отв. ред. В.Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т.А. Суховой. - СПб.: СПбЛТА, 2001. - 231 с.;

«Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практическая конф. (2001; Новосибирск). Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26 - 27 апр. 2001 г. [Текст]: [посвящ. 50-летию НГАВТ: материалы] / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. - Новосибирск: НГАВТ, 2001. - 157 с.;

Российская Федерация. Президент (2000 -; В.В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст]: (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). - М.: [б.и.], 2001. - 46, [1] с.

Книга двух авторов:

Зеркин, Д. П., Игнатов, В. Г. Основы теории государственного управ­ления [Текст]: курс лекций / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2000. – 448 с.

Книга трех авторов:

Лебедев, В.А. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие для вузов / В. А. Лебедев, Е. А. Киреева, В. М. Шадрин. – Челябинск: Образование, 2007.– 271 с.

Пример описания книги четырех авторов

Оценка недвижимости [Текст]: учебник / И. Л. Артеменков [и др.]; под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 558 с.

Пример описания книги пяти и более авторов

Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации [Текст]: учебник / Ю. К. Орлов, В.И. Швецова, Б.А. Комлев, С.А. Насонов и др. – М.: «Проспект», 2000. – 320 с.

Гражданский процесс России [Текст]: учебник / С. Ф. Афанасьев [и др.]; С. Ф. Афанасьев [и др.]; Под ред. М. А. Викут.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 479 с.

Многотомные издания:

Керимов, Д. А. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: в 3 т. – М.: Сов­ременный гуманитарный университет, 2001. – Т.1: Социология права. –266 с.

Хрестоматия по истории философии (русская философия) [Текст]: учеб. по­собие для вузов: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС». 2001. – Ч.3. – 672 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: