Акты субъектов Российской Федерации

Российская Федерация является федеративным государством. Субъек-
ты РФ: республики, области, края, автономные округа, автономная область,
города Москва и С-Петербург являются публично-правовыми образования-
ми и обладают властными полномочиями. Конституция РФ определяет во-
просы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов
РФ^ остальные вопросы относятся к ведению субъектов РФ. Статья 72 Кон-
ституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения зем-
лей, недрами, водными и другими природными ресурсами и соответствую-
щее законодательство к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации (см. п. в), д), к) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). По вопросам совместного ведения принимаются законы РФ и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов РФ, при этом акты субъектов РФ не могут
противоречить федеральным законам (см. ст. 76 Конституции РФ). Хотя в ст. 76 Конституции РФ говориться, что нормативные акты субъектов РФ по вопросам совместного ведения принимаются в соответствии с федеральными законами, однако при отсутствии федерального законодательства субъекты РФ могут принимать
акты, но после появления федерального закона обязаны привести их в соот-
ветствие с этим законом. Это правило впервые было сформулировано Кон-
ституционным судом РФ, теперь оно закреплено в федеральном законе.

Вместе с тем субъекты РФ не могут регулировать отношения недроль-
территориального моря РФ - ст. 67 (пункт н), ст. 71 Конституции РФ отно-
сит эти вопросы к исключительному ведению Российской Федерации.

На основании ст. 77 Конституции РФ законом РФ от 6 октября 1999 г.
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" установле-
но, что органы власти субъектов РФ подразделяются на законодательные и
исполнительные, т. е. реализуется принцип "разделение властей". Каждая из
этих ветвей власти принимает свои нормативные акты, которые действуют
только на территории субъектов РФ.

Законодательные органы принимают законы и постановления. Общий
порядок их принятия, вступления в силу урегулирован в статьях 5, 7, 8 на-
званного закона аналогично требованиям к федеральным актам. Кроме того,
в каждом субъекте РФ эти вопросы урегулированы в специальных законах и
регламентах законодательных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ, в отличие от федеральных, образуют трехуровневую систему.

Главой исполнительной власти является высшее должностное лицо субъекта РФ, например, губернатор, обладающий собственной компетенцией. Так высшее должностное лицо субъекта РФ может принимать указы и распоряжения. Второй уровень исполнительной власти субъекта РФ - высший исполнительный орган. Его положение аналогично положению Правительства РФ на федеральном уровне.
Высший исполнительный орган принимает постановления и распоряжения.
Третий уровень могут образовывать министерства и ведомства, их состав,
компетенция должны определяться региональным законодательством (подробнее эти вопросы рассмотрены в теме «Объекты горных отношений»).

Все перечисленные нормативные акты субъектов федерации являются
обязательными, если они приняты в пределах полномочий: Такая оговорка
сделана в ст. 26 Закона «О принципах организации органов власти субъек-
тов РФ», однако механизм ее действия не раскрывается. Означает ли это,
что любой субъект, считающий такой нормативный акт неправомочным,
может его просто не применять? Здесь законодатель поставил по порядку
применения акты субъектов РФ в неравное положение с федеральными за-
конами. Из указанного закона, как и из Конституции РФ, следует верховен-
ство федерального законодательства по вопросам совместного ведения над
законодательством субъектов РФ, этим же законом установлен жесткий ме-
ханизм защиты данного принципа. Так, если субъект РФ считает, что феде-
ральный законодатель вышел за пределы своих полномочий, установленных
Конституцией РФ, иным законом или договором, он должен обратиться в
суд, но не принимать акты, противоречащие федеральным (п. 3 ст. 3 Зако-
на). По сути, эта норма отменяет принцип непосредственного действия са-
мой Конституции РФ, не говоря уже о сложной юридической технике при-
менения нормативных актов в случае их коллизий. С другой стороны, в
этом Законе содержится ряд положений (например, глава пятая), устанавли-
вающих ответственность субъектов РФ за принятие актов, противоречащих
федеральным, вплоть до отстранения высшего должностного лица, роспуска
законодательного органа и передачи их полномочий федеральным органам.
Хотя такая ответственность сопровождается рядом оговорок, например, су-
щественностью нарушений и наличием серьезных последствий, судебный
порядок не распространяется на временное отрешение от должности и на
приостановление действия акта субъекта РФ Указом Президента РФ.20 Ме-
жду прочим, из п. 3 ст. 3 этого Закона следует, что акты субъектов РФ не должны противоречить не только федеральным законам, но и иным феде-
ральным правовым актам.

Согласно ст. 26 Закона, ответственность за неисполнение закона субъ-
екта РФ устанавливается федеральным законодательством, а в случае отсут-
ствия такой ответственности, субъект РФ может установить самостоятельно
только административную ответственность.

В дополнение к сказанному о законодательстве по вопросам совмест-
ного ведения следует добавить, что ст. 26.4 Закона «О принципах организа-
ции органов власти субъектов РФ» предусматривает участие субъектов РФ
в процессе принятии законов РФ. В этом случае процедура принятия закона
включает механизм учета мнения субъектов РФ. Однако нарушение этой
процедуры или отрицательное мнение субъектов РФ по законопроекту не
влияет на лепггимность принятого федерального закона, поскольку ст. 71
Конституции РФ относит принятие федеральных законов к исключительно-
му ведению РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: