№
| Тема
группового
занятия
| Компе
тен
ция(и)
| Образова
Тельные
результа
ты
| Формы
группо
вого занятия
| Образовательные
технологии
| Продукт
деятель
ности[1]
|
| Введение в ВИД.
Палеографии.
Славянские азбуки: кириллица и глаголица
Происхождение славянской письменности. Русская палеография XI-XV вв.
Цель: выяснить характер источников по происхождению славянской письменности, особенности устава и полуустава, орнаментов, материалов и орудий письма.
Доклады: Кирилл и Мефодий: начало славянской письменности, Сравнительная характеристика старовизантийского и нововизантийского орнамента, тератологический и балканский орнамент.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция, семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах,
доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Палеография. Письменность древней Руси XI - XII вв.
Письменность на Руси в XIII - XIV вв.
Цель: выяснить характер источников, особенности развития письма, орнаментов, материалов и орудий письма.
Доклады: Начало книгопечатания, особенности скорописи XVI в.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах,
доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Письменность в России в XV - XVII вв.
Письменность в России в XVIII - XIX вв.
Цель: выяснить характер источников, особенности развития письма, орнаментов, материалов и орудий письма.
Доклады: Рукописный орнамент, особенности почерков XVIII в.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анали
зировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах, доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Нумизматика. Предмет. Задачи. Методы. Источники. Термины нумизматики. Происхождение денег.
Денежное обращение на территории Руси в к. VIII - XIV вв.
Цель: выяснить специфику начала и развития денежного обращения на Руси в VIII-XIV вв.
Проблемы изучения хронологии и путей распространения арабского серебра, европейского денария, первые эмиссии Русской монеты. Доклады: клад как исторический источник, домонетные формы денег.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал. Основные источникиУмеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция, семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах,
доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Денежной обращение на Руси в к. XIV - XVI вв.
Денежное обращение в России в XVII в.
Денежное обращение в XVIII в. Денежное обращение В России и СССР в XIX и XX вв.
Цель: выяснить специфику денежного обращения в к.XIV-XVI вв. Проблемы изучения возобновления монетного производства на Руси, особенностей эмиссии различных центров, первой денежной реформы Е.Глинской.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал. Основные источникиУмеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах, доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Историческая хронология.
Предмет, Происхождение календаря. Астрономические основы лунных и солнечных календарей. Календарные стили. Эры.
Цель: выяснить специфику хронологии, как часть ВИД. Проблемы применения астрономических расчетов при составлении календарей. Особенности календарей древности.
Доклады:
Лунные календари древности. Солнечные календари древнего Востока.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал. Основные источникиУмеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах,
доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Сфрагистика. Предмет, методы, задачи, источники. Связь с другими ВИД. Происхождение и виды печатей Древнерусские печати. Печати России XIV - XX вв.
Цель: выяснить специфику сфрагистики, как часть ВИД. Вопросы происхождения и атрибуции Русских средневековых печатей. Вопросы происхождения и эволюции Государственной печати России.
Доклады:
Буллы Рюриковичей в домонгольский период, Печати Великого Новгорода.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах, доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Геральдика. Предмет, Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Российская городская и областная геральдика Генеалогия. Предмет, Генеалогические древа, таблицы и росписи.
Цель: выяснить специфику генеалогии, как часть ВИД. Вопросы происхождения родословных, виды родословных древ, таблиц, записей.
Доклады:
Генеалогия Рюриковичей, Романовых, дворянских родов, купеческих династий.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах,
доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Историческая метрология. Предмет, задачи, Происхождение мер.
Меры Руси в X - XIV вв.
Меры России в XV - XVII вв.
Меры России в XVIII - XX вв.
Цель: выяснить специфику метрологии, как часть ВИД.
Вопросы происхождения мер и систем мер.
Меры измерения поверхности, длины, расстояния, веса, объема сыпучих тел, жидких тел. Доклады: происхождение и развитие мер измерения площади земли.
происхождение и развитие мер измерения длины и расстояния.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах, доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
| Историческая топонимика.
Цель: выяснить специфику Топонимики, как часть ВИД.
Вопросы применения методов топонимики. Понятия субстрата, бинарной оппозиции, лингвистической непрерывности, топонимических рядов, уровней топонимов.
Проблемы происхождения, классификации топонимов. Доклады: происхождение оронимов, происхождение гидронимов, происхождение ойконимов.
| СК5
| Умеет формулировать цель. Знает основной фактический материал Основные источники. Умеет находить информацию, включая интернет, анализировать, делать выводы.
| Лекция,
семинар
| Опрос, проблемный метод, практическая работа, анализ источника, работа в группах,
доклад, презентация
| Записи к семинару, конспект монографии доклад, презентация, реферат.
|
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание
самостоятельной
работы студентов
| Продукты
деятельности
|
1.
| Происхождение славянской письменности. Русская палеография
XI-XV вв.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
2.
| Палеография России XVI-XVII вв.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
3.
| Палеография России XVIII - XIX вв.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
4.
| Нумизматика. Денежное обращение Древней Руси VIII-XIV вв.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
5.
| Нумизматика. Денежное обращение Руси к.XIV-XVI вв.
Денежное обращение России XVII-XVIII вв. Денежное обращение России и СССР в XIX-XX вв.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
6.
| Хронология. Лунные и лунно-
солнечные
календари. Солнечные календари.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
7.
| Сфрагистика. Русские средневековые печати. Происхождение и эволюция Государственной печати России.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
8.
| Геральдика.
Генеалогия.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
9.
| Метрология.
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
10.
|
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|
11.
| Топонимика
| Обязательная работа с опубликованными источниками, изучение специальной литературы, включая интернет, конспектирование литературы. Дополнительная работа: подготовка презентации, доклада, эссе, конспекта монографии, реферата
| Конспект записи к семинару. Возможны эссе по анализу рукописных источников, доклад, презентация, конспект монографии, реферат.
|