Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

В соответствии со ст. 19 Закона о судебных приставах надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РФ" осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

В Закон о прокуратуре не включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Законодательная не урегулированность этого вопроса создавала в на­чальный период трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешала выработке единой практики надзора. Однако следует отметить, что практика надзора в рассматриваемой области уже сложилась. Прокурорами наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора

Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом, это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.

Основные задачи, органов прокуратуры по надзору за исполнением

законов судебными приставами вытекают и определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:

—обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности

в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;,

—своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;

—соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Говоря ополномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными. Прокуроры вправе проводить проверки, а также поручать их проведение вышестоящим службам судебных приставов.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотрен ном ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований -прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше ст. 17.7 КоАП

Проверки проводятся с учетом указания Генерального прокурора РФ от января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора з исполнением законов при осуществлении полномочий судебным приставами», согласно которому обязанности по надзору за законностью деятельности судебных приставов распределяются между следующим подразделениями:

а) Управлением по надзору за соблюдением федерального законодательства и соответствующими структурным подразделениями органов прокуратуры, в субъектах Федерации (надзор за соблюдением законов при возбуждении исполнительного производства и исполнении судебных решений службой судебных приставов);

г) следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и соответствующим структурными подразделениями органов прокуратуры в субъекте Федерации (рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных ими подготавливаемых судебными приставами преступлениях при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений).

Исходя из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.Анализ практики показывает, что при проведении проверки прокурор должен использовать данные предыдущих прокурорских проверок, а также сведения о нарушении действующего законодательства судебными приставами-исполнителями, установленные в процессе рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.

В направление деятельности прокуратуры- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудит характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом данного вида надзора является законность нахождения лиц в указанных местах:

1 законность водворения и содержания

2 соблюдение сроков содержания

3 законность освобождения из них

Основание- протокол задержания. Сроки определяются УПК. Места задержания- это ИВС при РОВД- и вид данного надзора осуществляется прокурором района. Также предметом надзора является соблюдение прав и обязанностей, порядка и условия их содержания.

Полномочия –прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения

-опрашивать задержанных

-знакомиться с документами на основании которых эти лица задержаны, с оперматериалами

- требовать от ад-ции создания условий, обеспечивающих права задержанных

- следить за правоприменительной деятельностью органов и д-л

Прокурор или его зам обязан немедленно освободить каждого содержащегося без законных оснований в нарушение закона подвергнутого задержанию своим постановлением.

По результатам проверки составляется справка-акт в которой указываются выявленные нарушения, причины, предложения, копия справки направляется начальнику ИВС. Прокурор может внести представление по результатам проверки начальнику ИВС об устранении выявленных нарушений. Может вынести постановление о возбуждении уголовных дел, адм-производств.

Постановления и требования прокурора являются обязательными.

Пр-ра РФ – единая фед-я централизованная система орг-в, осущ-их от имени РФ надзор за соблюдением Конст. РФ и исполнением з-в, дейст-х на террит. РФ.

В целях обеспечения верх-ва з-на, единства и укрепления закон-ти, защиты прав и свободы чел. и гр-на, а также охраняемых з-м интерес. общ-ва и гос-ва прокуратура РФ осущ-ет: надзор испол-ем з-в адм-ми орг-в и учр-й, испол-х наказание и применяющих назначамые судом меры принудительного хар-ра, адм-ми мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом надзора явл.:

-законность нахождения лиц в местах исправительно-тр-х и иных орг-х и учреж-х, исполняющих наказание и меры принудит-го хар-ра, назначаемые судом;

-соблюдение устан-ных законод-м РФ прав и обязанностей осужд-х и лиц, подвергнутых мерам принуд-го хар-ра, порядка и условий их содержания;

-законность испол-я наказания, не связанного с л/св.

85 Полномочия пр-ра:

1. При осущ-нии надзора за исполнением з-в пр-р вправе:

-посещать в любое время органы и учр-я, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного хар-ра;

-опрашивать осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуд-го хар-ра;

-знакомиться с док-ми, на основании кот. эти лица осуждены либо подвергнуты мерам принуд-го хар-ра;

-требовать от адм. создания условий, обеспечивающих пр. осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуд-го хар-ра, проверять соот-вие законод-ву РФ приказов, распоряжений, пост-й адм. орг-в и учреж-й, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принуд-го хар-ра, требовать объяснения от долж. л., вносить протесты и представления, возб. уг. дела или произ-ва об адм. п/н. До рассм-я протеста действие опротестованного акта адм-и учр-я приостанавливается;

-отменять дисцип-е взыск-я, наложенные в нарушение з-на на осужденных, немедленно освобождать их своим пост-ем из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисцип-го изолятора.

2. Пр-р или его зам. обязан немедленно освободить своим пост-ем каждого содержащегося без законных оснований в учреж-ях, исполняющих наказания и меры принуд-го хар-ра, либо в нарушение з-на помещенного в судебно-психиат-кое учреж-е.

Пост-я и требования пр-ра относительно исполнения устан-ных з-ном порядка и условий осужденных, лиц, подвергнутых мерам принуд-го хар-ра либо помещенных в судебно-психиат-кие учреждения, подлежат обязательному исполнению адм-ей, а также орг-ми, исполн-ми приговоры судов в отношении лиц, осуж-ных к наказанию, не связанному с л/св.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: