Лекция 3 доходы бюджетов

1. Содержание и структура доходов бюджета

2. Виды доходов бюджетов

3. Доходы федерального бюджета

4. Доходы субъектов Федерации

5. Доходы местных бюджетов

В соответствии с БК РФ Доходы — это поступающие в соответствующий бюджет денеж­ные средства, за исключением тех, что являются источниками финан­сирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета — это система денеж­ных средств, поступающих государству (в бюджетный фонд страны, территории) в результате распределения ВВП между государством, организациями и гражданами.

Источниками, обеспечивающими формирование денежных пото­ков государства (муниципальных образований), являются различные виды налоговых, неналоговых платежей организаций и населения в го- сударственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.

При этом бюджетные доходы, с одной стороны, являются резуль­татом распределения стоимости ВВП между различными участника­ми общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства вновь созданной стоимости. Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных фондов, предназначенных для финан­сирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов го­сударственной власти и местного самоуправления о бюджетах на со­ответствующий финансовый год и плановый период, а также на осно­ве налогового, таможенного и иного законодательства.

Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных усло­вий для государственного регулирования экономики не в форме пря­мого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также процессов накопления капитала и формирования платежеспособного спроса населения.

Таким образом, экономический аспект налогообложения пред­полагает Создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет общегосударственных интересов, направ­ленных на стимулирование инновационных технологий, инвестици­онной активности, ресурсосбережения, увеличение объемов и эффек­тивности производства. Поэтому основная цель экономического регулирования системы налогообложения заключается в том, чтобы трансформировать действующую совокупность налоговых платежей в единую систему экономических регуляторов, соответствующую из­бранной концепции рыночного реформирования.

Цель государственного регулирования доходов бюджетов со­стоит в таком распределении налоговых поступлений между звенья­ми БС РФ, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного перераспре­деления между ними финансовых средств в форме трансфертов.

Конституция РФ определяет, что установле­ние общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФи ее субъектов.

Таким образом, полномочия в сфере налогообложения имеют как федерация, так и ее субъекты, при этом круг полномочий последних определяется федеральными законами. Органы государственной вла­сти субъектов РФ не вправе выходить за пределы компетенции, установленной для них РФ.

Полномочиями в области налогообложения располагают также органы местного самоуправления — они вправе принимать решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных федеральными законами.

Компетенция федеральных органов государственной власти, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации и орга­нов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, БК РФ, Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об осно­вах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральном за­коне от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральных законах о бюджете на очередной финансовый год, федеральных зако­нах о конкретных налогах и других нормативных правовых актах.

2. Виды доходов бюджетов

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами бюджетной системы, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Системное представление структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 1.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов всех уровней БС РФ

Классификатор Виды доходов
По источникам поступления (БК РФ) Налоговые и неналоговые; безвозмездные поступления
По сферам использования (НК РФ) Федеральные; региональные; местные;
По сферам принадлежности (БК РФ, закон о федеральном бюджете) Собственные доходы; трансферты

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используется среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Резервный фонд формируется за счет:

-дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины

-доходов от управления средствами Резервного фонда.

До 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга РФ.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

-дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

-от управления средствами Фонда национального благосостояния.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7% средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства РФ.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

-долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

-долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

-депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

-депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

-долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

-долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

-депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

-депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ;

-долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ;

-паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

При этом налоги являются бюджетообразующими доходами кон­солидированного бюджета РФ и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.

К налоговым доходам относятся:

■ предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

■ пени и штрафы.

Состав налоговых доходов.

1. Налоги на прибыль:

налог на прибыль организаций;

■ налог на доходы физических лиц;

■ налог на игорный бизнес;

■ страховые взносы.

2. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и ре­гистрационные сборы.

3. Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в свя­зи с применением упрощенной системы налогообложения.

4. Налоги на имущество:

■ налог на имущество физических лиц;

■ налог на имущество организаций;

■ налог на операции с ценными бумагами.

5. Платежи за пользование природными ресурсами:

платежи за пользование недрами;

■ платежи за пользование континентальным шельфом РФ;

■ налог на добычу полезных ископаемых;

■ платежи за пользование лесным фондом;

■ плата за пользование водными объектами;

■ земельный налог и др.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции: таможенные пошлины и др.

Налоги не только являются основой доходной части консолидиро­ванного бюджета РФ и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП.

В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сбо­ров:

1) федеральные налоги и сборы;

2) налоги и сборы субъектов РФ;

3) местные налоги и сборы (НК РФ).

Большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы. Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюдже­тами различных уровней.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: