2. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами классификации операций сектора государственного управления являются:
1) доходы;
2) расходы;
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.
3. Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и порядок ее применения устанавливается Минфином РФ.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов госвласти, органов МСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Применительно к участию в бюджетном процессе выделяют следующих субъектов бюджетного процесса.
|
|
1. Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) и распорядитель бюджетных средств (РБС) — орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств государственного и муниципального бюджетов, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Их полномочия определены ст. 158 БК РФ.
2. Главный администратор (администратор) доходов бюджета — орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учреждение, осуществляющие контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты доходов бюджетов, а также над начислением, учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей, являющихся доходами БС РФ.
3. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета — орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
4. Получатель бюджетных средств (ПБС) — бюджетная или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на плановый период.
Кассовое исполнение бюджета в РФ осуществляет Федеральное казначейство.
|
|
Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа:
1. Составление бюджета.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
3. Исполнение бюджета.
4. Контроль за исполнением бюджета.
Каждый орган власти на каждой стадии бюджетного процесса имеет свои бюджетные полномочия. Бюджетные полномочия — это совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. К субъектам, обладающим бюджетными полномочиями, относятся:
• Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ;
• органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного финансового контроля;
органы государственных внебюджетных фондов;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств (бюджет- ные учреждения, получатели бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по обороту государственных ценных бумаг.
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюдже- тов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.
1 этап. Составление бюджета Составлению проекта бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Составление проектов бюджетов — исключительная функция Правительства РФ. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление проекта бюджета состоит из нескольких этапов:
I этап — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством плана-прогноза функционирования экономики страны на очередной финансовый год;
II этап — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов;
III этап — рассмотрение проекта бюджета и иных сопутствующих ему документов, представленных Минфином РФ, Министерством экономики РФ, и утверждение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» для внесения его в Государственную Думу.