Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Причины бюджетного дефицита. Наличие бюджетных дефицитов может вызываться чрезвычайно широким комплексом причин финансового, экономического, политического характера, а именно:
1) кризисными явлениями в экономике и финансах реального
сектора;
2) неустойчивостью денежно-кредитной системы;
3) колебаниями на финансовом рынке;
4) нестабильностью цен на мировом рынке;
5) неэффективностью курса реформ и политики правительства,
6) чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов;
7) финансовой зависимостью от иностранных государств и необходимостью высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга.
Функции бюджетного дефицита (профицита). Бюджетный дефицит (профицит) имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольные функции, проявляющиеся в специфических формах и относительно узком сегменте функционирования государственных финансов.
|
|
1. В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части денежных средств общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.
2. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных средств за счет перераспределения финансовых потоков других звеньев финансовой системы.
3. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономики в эффективном функционировании всей бюджетно финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм денежных средств.
4. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосудаствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Роль и характер дефицита. Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль оцениваются с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных денежных средств, источников и методов финансирования
|
|
В большинстве западных стран реализуется экономическая политика, использующая кейнсианские (неокейнсианские) методы дефицитного бюджетного финансирования экономического роста, инвестиций в наукоемкие технологии, программы создания новых рабочих мест и социальной поддержки населения. В США со времен Великой депрессии (1929 г.) до 2007 г. было всего 10 годовых бездефицитных бюджетов. Федеральный бюджет за этот период в номинальном выражении увеличился более чем в 500 раз и в настоящее время по своему потенциалу значительно больше федерального бюджета РФ в долларовом выражении.
Существует значительное разнообразие источников финансирования бюджетного дефицита, особенно в условиях устойчивого экономического роста и наличия достаточной денежной массы, не вовлеченной в реальный инвестиционный процесс у населения и финансовых рынков.
Классификатор 1. По формам собственности источники финансирования бюджетного дефицита можно разделить на собственные и заемные. К собственным относятся поступления денежных средств от имущества, находящегося в собственности государства и местного самоуправления, которые носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные средства финансового рынка и носят возвратный характер, они относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.
Классификатор 2. По характеру кредитора или рынка заемные источники классифицируются на внутренние и внешние. По способу привлечения они относятся к кредитам и займам: кредиты предоставляются на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных ценных бумаг (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета