Дефицит бюджета и источники его финансирования

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Ведомственная классификация упраздняется, но вводится ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ;

Основными нововведениями в отношении расходов бюджета являются:

Ø выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;

Ø создание законодательной базы для увязки бюджетных ассигнований с объемом и качеством государственных (муниципальных) услуг;

Ø введение новых форм финансирования государственных (муниципальных) услуг;

Ø изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Ø формы бюджетных ассигнований установлены новой редакцией статьи 69 Бюджетного кодекса.

Классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих кодов:

  ХХХ   ХХ   ХХ   ХХХ ХХ ХХ   ХХХ   ХХХ
  Главный распорядитель бюджетных средств   Раздел   Подраздел   Целевая статья   Вид расхода   КОСГУ, относящихся к расходам бюджета

Структура кода классификации расходов бюджетов состоит из кода:

1) главного распорядителя бюджетных средств;

2) раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Классификация состоит из четырех уровней.

Первый уровень классификации расходовразделы (4-5 разряды) - отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Классификация содержит 11 разделов и более 80 подразделов (6-7 разряды), являющихся вторым уровнем классификации, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Структура подразделов классификации расходов построена по принципу детализации основных функций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Целевые статьи (8-14 разряды) образуют третий уровень классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации. При этом разряды с 8-10 определяют код самой целевой статьи в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с настоящим Кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

В рамках целевых статей и видов расходов выделяются расходы на реализацию целевых программ или непрограммной части.

Виды расходов, образуя четвертый уровень классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Код главного распорядителя расходов доходов бюджета    
Код Раздела Образование
  Подраздел Высшее и послевузовское профессиональное образование
  Целевой статьи 449 Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих 450 Переподготовка и повышение квалификации кадров 100 00 00 Федеральные целевые программы
  Вида расходов 285 Государственная поддержка в сфере образования 286 Внедрение инновационных образовательных программ 287 Внедрение современных образовательных технологий 288 Государственная поддержка талантливой молодежи
Код КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов Группа Расходы
  Статья Оплата труда Оплата работ, услуг

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются (см. раздаточные таблицы):

Тема 9.

сбалансированность бюджетов

1. Дефицит бюджета и источники его финансирования

2. Классификация источников дефицита бюджета

3. Ненефтегазовый дефицит бюджета

4. Государственный и муниципальный долг

Бюджет любого уровня может существовать в трех состояниях: профицит, дефицит и сбалансированный бюджет.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над доходами.

При определении дефицита бюджета необходимо исходить из следующих условий:

Ø соизмерение заимствований с возможностью погасить долги;

Ø эффективное использование привлеченных средств;

Ø обеспечение устойчивости национальной валюты;

Ø обслуживание долга не должно приводить к усилению налогового гнета.

Законодательством предусмотрены ограничения размера дефицита бюджетов. В частности, дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При наличии дефицита бюджета должны быть определены источники его финансирования. Они подразделяются на инфляционные и неинфляционные.

К инфляционным относят бумажно-денежную эмиссию и кредиты Центрального банка. В РФ инфляционные источники преобладали до 1995 года. В время несмотря на законодательное запрещение использования кредитов ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, этот источник применяется.

К неинфляционным источникам относят кредиты, займы. С 1993 г в РФ стали использовать механизм рынка ценных бумаг для финансирования дефицита бюджета.

По происхождению источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние.

Источники финансирования дефицита бюджета делятся на источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов и источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов в зависимости от того, в какой валюте они выражены.

В состав источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ включаются внешние и внутренние источники; финансирование дефицита местного бюджета осуществляется за счет внутренних источников (см. приложение 9).

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Одним из источников финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов являются бюджетные кредиты.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: