ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель занятий - закрепить теоретические знания, полученные студентами на лекциях. В процессе самостоятельной работы приобрести навыки выполнения расчетов и построения графиков показателей эксплуатационных свойств.
Задачи выполнения работ - изучить эксплуатационные свойства автомобиля и методы количественного расчета их показателей. Научиться оценивать влияние эксплуатационных свойств на способность автомобиля выполнять транспортную работу в различных дорожных условиях.
Перечень занятий
Наименование темы | |
1 Внешняя и частичные скоростные характеристики двигателя | |
2 Тяговая характеристика автомобиля | |
3 Силовой и мощностной балансы автомобиля | |
4 Динамический фактор и динамический паспорт автомобиля | |
5 Ускорение, время и пути разгона автомобиля |
Методика выполнения
З анятие включает в себя три этапа:
первый - студент самостоятельно выбирает исходные данные для расчетов из справочника НИИАТ /1/ или другой технической литературы, содержащей характеристики отечественных автомобилей.
второй - во время занятий студент выполняет необходимые расчеты, результаты которых заносит в подготовленные таблицы. По табличным данным строятся графики, с последующим анализом и выводами по характеру изменения показателей;
третий – студент аккуратно и чётко оформляет отчет по теме.
Отчет по каждому практическому занятию должен содержать:
- заголовок;
- наименование и № темы занятия;
- № группы, Ф.И.О. студента, дата;
- краткое описание методики расчетов с примерами вычисления показателей;
- таблицы, записи исходных и вычисляемых параметров и графики с расчетными точками на кривых.
В отчете обязательно привести пример вычисления по формулам одного значения (точки) рассчитываемого параметра (например, скорости вращения ωе коленвала, скорости Vа автомобиля и т.п.).
Расшифровку символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, выполнить только один раз (при первом упоминании обозначения показателя) и привести непосредственно под формулой. После наименования единицы измерения ставить точку с запятой и следующий символ расшифровывать с новой строки, например:
Ме = Nе /ωе = 30,6/ 78,5= 0,39 кНм,
где Ме - эффективный крутящий момент двигателя, кНм;
Nе - эффективная мощность двигателя, кВт;
ωе - угловая скорость вращения коленвала, с-1.
Слово «где» пишется без двоеточия после него.
После формулы поставить знак «=», подставить числовые значения, второй знак «=», результат расчёта. Этот результат не отрывать от первого написания самой формулы.
Результаты вычислений округлять до долей, влияющих на дальнейшие расчеты. Например, при расчете коэффициента f ( при скорости больше 15 м/с ) по формуле
f = f0 [1 + (V-15)2/1500 ],
полученный результат округлить до четвертого знака после запятой (0,0145), V, м/с.
Для построения кривых на графиках и возможности сравнения их между собою, выбрать удобный масштаб, Например, для скорости Vа принять масштаб равный 0,2 и выдержать его при построении кривых на графиках.
Студент может подготовить отчет на ЭВМ. На компьютере студент должен работать самостоятельно, в его отчёте не должно быть распечаток других студентов.
В заключении отчета студент должен указать числовые значения основных расчётных показателей и дать рекомендации по использованию автомобиля в зависимости от конкретных дорожных условий.
Студент должен подготовиться к ответам на контрольные вопросы, приведенные в конце каждого задания. При затруднении нахождения правильного ответа на какой-либо вопрос, студент консультируется с преподавателем.
Студент защищает отчет перед преподавателем, отвечая на вопросы по теме данного занятия.
Отдельные отчеты по темам сшить в общий отчет, снабдить титульным листом и подписать у преподавателя.
Таблица 1 – Варианты заданий
Вариант | Базовый автомобиль (АТС) | Вариант | Базовый автомобиль (АТС) | |
ГАЗ-52-03 | ЗИЛ-157КД | |||
ЗИЛ-133ГЯ ЗИЛ-ММЗ-4502 | МАЗ-5335 МАЗ-53352 | |||
КАМАЗ-5320 КАМАЗ-5511 МАЗ-5549 | КрАЗ-257Б1 КрАЗ-260 МАЗ-53352 | |||
Урал-375Д Урал-4320 | КАМАЗ-53212 КрАЗ-260 | |||
ЗИЛ-131 | Урал-375Н | |||
ГАЗ-66-02 | ЗИЛ-131 | |||
ГАЗ-53А | САЗ-3504 | |||
УАЗ-451ДМ | САЗ-3502 | |||
ИЖ-2715 | УАЗ-452Д | |||
КрАЗ-255Б1 | КрАЗ-260 |
Основные параметры и характерные точки, используемые для расчета и построения скоростной характеристики определяются по справочнику /1/ записываются в табл.2.
Таблица 2 - Исходные данные по автомобилю
Наименование параметра | Обозна- чение | Единицы измерений | Числовые значения | |
Тип двигателя | ||||
База автомобиля | L | м | ||
Номинальная мощность двигателя | Nmax | кВт | ||
Частота коленвала при Nmax | nN | мин-1 | ||
Максимальный крутящий момент | Mmax | кНм | ||
Частота коленвала при Mmax | nM | мин-1 | ||
Полная масса автомобиля | mа | т | ||
Снаряженная масса автомобиля | m | т | ||
Грузоподъемность | Gгр | т | ||
Масса, приходящаяся на заднюю ось автомобиля | G2 | т | ||
Коэффициент сцепления с дорогой | φ | |||
Удельный расход топлива при Nmax | gN | г/кВтч | ||
Размер шин автомобиля | мм | |||
КПД трансмиссии | ||||
Коэффициенты в формуле Р.С.Лейдермана | а = в = с = | |||
Плотность топлива | γ | г/см3 | ||
Передаточное число главной передачи и раздаточной коробки | i0 iд | |||
Количество ступеней в коробке передач | z | |||
Передаточные числа ступеней коробки передач | 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й | iк1 =; iк2=; iк3 =; iк4 =; iк5 =; | ||
Время переключения передач | tп | с | ||
Коэффициент сопротивления качению | f | |||
Коэффициент продольного профиля дороги | i | |||
Коэффициент обтекаемости | кw | |||
Ширина автомобиля | B | м | ||
Высота автомобиля | H | м | ||
Наибольшая колея автомобиля | B1 | м | ||
Максимальная скорость | Vа | км/ч |