Методические указания. Ниже приводятся пример расчётов параметров характеристик двигателя автомобиля ЗИЛ-431410

Ниже приводятся пример расчётов параметров характеристик двигателя автомобиля ЗИЛ-431410.

Основные параметры и характерные точки скоростной характеристики определяются по справочнику /1/.

Исходные данные по двигателю автомобиля ЗИЛ-431410:

- мощность Nmax = 110,3 кВт, при nN = 3200 мин-1;

- крутящий момент Мmax= 0,4 кНм, при nM=1800-2000 мин-1.

Единицы измерения параметров принимаем в системе СИ, но в более удобном для расчетов виде: Мe - кНм; Nе - кВт; ω е - с-1.

Частота вращения коленчатого вала двигателя nе мин-1 переводится в угловую скорость ωе по формуле:

с-1.

Внешняя скоростная характеристика представляют собою график изменения эффективной мощности Nе двигателя и эффективного крутящего момента Ме от угловой скорости вращения ωe коленчатого вала.

Для построения графика внешней скоростной характеристики Nе= f(ωе) вычисляем ряд значений Nе в интервале от ωmin до ωmax с определенным шагом ωe по эмпирической формуле:

= 30,5 кВт,

где - для карбюраторных двигателей аn= bn= cn = 1;

-для 4-хтактных дизельных двигателей аn = 0,53; bn = 1,56; сn = 1,09:

- для 2-хтактных an =0,87; bn =1,13; сn =1.

Соотношение основных параметров двигателя (Nе, Ме и ωе) определяется по формуле:

.

Для минимальной угловой скорости вращения коленвала Ме равен:

кНм.

Результаты расчётов Ne, Me= f (ωe) занести в таблицу 3.

Таблица 3 - Расчетные параметры внешней скоростной характеристики двигателя

Обозна- чения Единица измерения Параметры внешней скоростной характеристики двигателя
    nmin   nМ   nN  
ne мин-1                
ωe С-1 78,5           335,1  
eN) - 0,234           1,000  
eN)2 - 0,055           1,000  
eN)3 - 0,013           1,000  
Ne кВт 30,5           110,3  
Me кНм 0,388           0,329  

По заданию преподавателя, используя приведенные выше формулы, рассчитать и построить частичную скоростную характеристику двигателя, в зависимости от % открытия дроссельной заслонки или положения рейки топливного насоса.

При анализе графиков указать, как согласуются полученные расчетные значения параметров Ne и Me с исходными данными двигателя. Если есть отличия, то указать их причины.

В заключении отчета привести цифровые данные и показать характерные точки на кривых изменения мощности и крутящего момента.

Контрольные вопросы

1 Что такое "внешняя" скоростная характеристика двигателя?

2 Что такое "частичная" скоростная характеристика двигателя?

3 Какие скоростные характеристики двигателя Вы знаете?

4 Как выглядит внешняя скоростная характеристика двигателя по мощности?

5 Как выглядит внешняя скоростная характеристика двигателя по крутящему моменту?

6 Что такое тормозная характеристика двигателя?

7 Чем отличается внешняя скоростная характеристика от частичных?

8 Какими методами можно получить скоростные характеристики двигателя?

9 Чем отличается внешняя характеристика по изменению мощности дизельного двигателя от аналогичной характеристики карбюраторного?

10 Какая характерная точка скоростной характеристики двигателя имеет обозначение ωN?

11 Какая характерная точка скоростной характеристики двигателя имеет обозначение ωM?

12 Как расположены на оси ωe точки ωN и ωM?

13 Напишите эмпирическую формулу для построения мощностной внешней скоростной характеристики.

14 Что означают термины «эффективная» мощность и «эффективный» крутящий момент?

15 Какой формулой пользуются при построении внешней характеристики по крутящему моменту?

16 Почему nN и nM, полученные при построении графиков, могут отличаться от данных справочника /1/?

2 Тяговая характеристика автомобиля

Цель занятия: получить навыки расчёта и построения тяговой характеристики автомобиля.

Содержание занятия

1 По лекциям, литературе и МУ самостоятельно проработать раздел теории автомобиля по теме занятия. При домашней подготовке из справочной литературы /1,2/ выписать исходные данные, необходимые для расчетов. По МУ ознакомиться с примерами расчётов для построения тяговой характеристики автомобиля и подготовить таблицы.

2 Во время аудиторного занятия выполнить все расчёты в соответствии с информацией МУ. Результаты расчётов записать в подготовленные таблицы.

3 Построить график тяговой характеристики для всех передач КП автомобиля.

4 Оформить отчёт с кратким изложением порядка расчётов параметров тяговой характеристики и примерами вычислений по формулам.

Методические указания

Для примера вычислений выбран автомобиль ЗИЛ-431410 (другие варианты заданий выдает преподаватель).

Исходные данные по трансмиссии автомобиля и его ведущих колес записать из справочника /2/:

-передаточное число iк коробки передач (КП) на 1-й передаче – 7,44;

на 2-й передаче – 4,1; на 3-й передаче – 2,29; на 4-й передаче – 1,47; и на 5-й

передаче – 1,0;

-раздаточной коробки (РК) iрк = 1 (в конструкции автомобиля РК не имеется);

-главной передачи (ГП) iо = 6,32;

-радиус колеса силовой (динамический) rд =0,476 м.

-радиус качения (кинематический) колеса rк, м. (При расчетах скорости V

принять rк = rд).

Рассчитать передаточное число трансмиссии iтр по формуле:

iтр= =iк iрк iо.

К ведущим колесам автомобиля мощность двигателя передается через трансмиссию. За счет сил и моментов трения часть передаваемой энергии теряется в механизмах и рассеивается в окружающую среду. Эти потери учитывается коэффициентом полезного действия (КПД) ηтр трансмиссии. Для расчетов принять ηтр = 0,85 /1/.

Исходные данные записать в таблицу 4.

Таблица 4 – Исходные данные по автомобилю ЗИЛ-434110

Обо- значения Единица измерения Исходные данные
№ передач КП и передаточные числа iо - главная передача rд –колеса, м
          6,32 0,476
iк - 7,44 4,1 2,29 1,47 1,0 КПД трансмиссии ηтр
iтр - 47,02 25,91 14,47 9,29 6,34 0,85

Ниже приведен пример вычислений параметров тяговой характеристики автомобиля ЗИЛ-431410 на 1-й передачи КП.

Угловая скорость вращения колеса ωк равна:

ωк = c-1,

Линейная скорость центра оси колеса(скорость автомобиля) V, м/с:

м/с.

Рассчитать скорость автомобиля Vа в км/ч:

Vа = 3,6 V = 3,6 · 0,8 = 2,88 км/ч

Крутящий момент Мк на ведущих колесах с учётом потерь в трансмиссии равен:

кНм,

Рассчитать тяговую силу на ведущих колесах по формуле:

= 32,6 кН.

Для построения тяговой характеристики использовать функциональную зависимость Рк= f (V) и Рк= f (Vа).

Для удобства анализа кривых изменения параметров Рк= f (V) и Рк= f (Vа) ось абсцисс на графике выполнить в двух масштабах – V ,м/с и Vа, км/ч, так как спидометры автомобилей тарируются в км/ч.

Для построения тяговой характеристики данные по Ме и ωе взять из таблицы 1, (ПЗ №1).

Все точки для построения кривых рассчитать по изложенным выше формулам.

Результаты расчёта для автомобиля ЗИЛ-434110 на всех передачах КП приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Расчет тяговой характеристики автомобиля ЗИЛ-434110

Обо- значение Единица измерения Результаты расчёта тяговой характеристики Расчёт скорости V и тяговой силы Pк
 
                 
                   
Первая передача
ωк С-1 1,67 2,23 3,34 4,45 5,57 6,68 7,13  
V м/с 0,80           3,39  
Мк кН м 15,516           13,156  
Рк кН 32,60           27,64  
Вторая передача
ωк С-1 3,03           12,93  
V м/с 1,44           6,16  
Мк Н м 8,551           7,25  
Рк кН 17,96           15,23  
Третья передача
ωк С-1 5,43           23,15  
V м/с 2,58           11,02  
Мк Н м 4,776           4,049  
Рк кН 10,03           8,51  
Четвёртая передача
ωк С-1 8,45           36,07  
V м/с 4,02           17,17  
Мк Н м 3,066           2,599  
Рк кН 6,44           5,46  
Пятая передача
ωк С-1 12,43           53,02  
V м/с 5,92           25,24  
Мк Н м 2,086           1,768  
Рк кН 4,38           3,71  
                                   

Контрольные вопросы

1 Как определяется тяговая сила на ведущих колёсах автомобиля?

2 Объясните различие в терминах «статический», «динамический» силовой радиусы и «радиус качения (кинематический)» колеса?

3 Дайте определение понятию КПД трансмиссии.

4 Объяснить сущность механических и гидравлических потерь крутящего момента в трансмиссии.

5 Что такое тяговая характеристика автомобиля?

6 Как строится тяговая характеристика автомобиля?

7 Как определяется шкала линейной скорости при построении тяговых характеристик для передаточного числа КП iк 1, и почему необходимо строить шкалу скорости в двух масштабах?

8 Как учитывается передаточное число iтр при расчёте тяговых сил на колесе?

9 Как связаны между собой ne, ωe и V?

10 Как определяется Vmax на каждой передаче?

3 Силовой и мощностной балансы автомобиля

Цель занятия: получить навыки расчёта и построения силового и мощностного балансов автомобиля.

Содержание занятия

1 По лекциям, литературе /1/ и МУ самостоятельно проработать раздел теории автомобиля по теме занятия. По справочной литературе выбрать и записать в отчет необходимые исходные данные.

При домашней подготовке по методической информации МУ ознакомиться с порядком расчёта тяговой силы на ведущих колесах и составляющих сил сопротивления движению с целью построения кривых на графике силового баланса. Подготовить таблицы для записи расчетных данных.

2 Во время занятия выполнить количественные расчёты показателей силового баланса, результаты расчётов записать в подготовленную таблицу. Суммарную силу сопротивления дороги Рψ рассчитать с учётом заданного угла α (или %) продольного профиля i.

Построить график силового баланса. Кривые тяговых сил Рк, кривые силы Рw и сумму сил Рi + Рf на поле графика нанести в одном масштабе.

3 По методической информации ознакомиться с порядком расчёта мощностей, потребных для преодоления различных видов сопротивлений движению и с методикой построения кривых на графике мощностного баланса.

По расчётным данным в одном масштабе построить кривые изменения мощностей

Nе, Nк , Nw и суммы мощностей Ni +Nf в зависимости от скорости движения на всех передачах в КП.

4 Определить по силовому и мощностному балансам максимально возможные скорости движения автомобиля в заданных дорожных условиях и сравнить их между собою.

5 В отчёте кратко изложить порядок расчёта с примерами вычислений параметров мощностного и силового балансов, проанализировать графики, сделать выводы.

Методические указания

Расчет провести для автомобиля ЗИЛ-431410 (другие варианты для расчетов выдает преподаватель).

Исходные данные:

Габариты автомобиля: высота Н = 2,55 м, колея В = 1,8 м;

Полная масса автомобиля mа = 10,525 т;

Коэффициент обтекаемости Кw = 0,7 H 4;

Коэффициент сопротивления качению f0 = 0,018 для асфальтобетонной дороги в

удовлетворительном состоянии;

Уклон дороги i (или угол продольного профиля α) i = 0,87%; α = 0,5о.

Силовой баланс автомобиля:

Согласно уравнению силового баланса имеем:

Рк= Рf ± Рi + Рw + Рj,

где Рк – тяговая сила, кН;

Рf – сила сопротивления качению колёс автомобиля, кН;

Рi _ сила сопротивления подъёму (уклону), кН;

Рw – сила сопротивления воздуха, кН;

Рj – сила инерции, кН;

В этом уравнении силу Рf и силу Рi можно объединить в одну силу – суммарную силу сопротивления дороги РΨ = Рf + Рi, отсюда:

Рк = РΨ + Рw + Рj.

Расчёт и построение кривых изменения сил Рк от скорости движения автомобиля на всех передачах КП выполняются в ПЗ №2.

Сила сопротивлению подъёму:

Рi = mа ·g·sin α.

Расчёт выполнить для полной массы автомобиля.

Пример: РΨ = (f cos α + sin α) mа ·g = (0,01 cos0,5 + sin0,5) ·10,525·9,81 = 1,97 кН,

где f – коэффициент сопротивления качению,

g = 9,81м/с2; α = arctg iy = arctg 0,0087 = 0,50.

Коэффициент сопротивления качению рассчитать по формуле, пример:

,

где f0 – коэффициент сопротивления качения при малых скоростях (за f0 принять среднее значение в интервале 0,014 – 0,018 /2/).

При скоростях движения автомобиля V 10 – 15 м/с принять f = f0.

Лобовую площадь грузового автомобиля Fв можно определить по формуле, пример:

Fw = Н·В = 2,4·1,8 = 4,68 ·м2.

где Н – наибольшая высота грузового автомобиля, и;

В - ширина колеи грузового автомобиля, м.

Для легковых автомобилей:

Fw =0,78 Н·Ва,

где Ва - наибольшая ширина легкового автомобиля.

Сила сопротивления воздуха, пример:

Рw = (Кw · Fw · V2)10-3 = (0,7 · 4,68 · 0,82)10-3 = 0,0021 кН,

где Кw – коэффициент обтекаемости, Нс24, выбирается из справочника (с. 63, /2/ или из табл.6).

Таблица 6 - Параметры обтекаемости автомобиля

Легковые Кw = 0,25 – 0,35 Fw = 1,6 – 2,8
Грузовые Кw = 0,4 - 0,7 Fw = 3,0 – 5,0
Автобусы Кw = 0,35 – 0,5 Fw = 4,5 – 6,5

Сила инерции автомобиля:

Рj = j ,

где j – ускорение автомобиля, м/ с2;

δвр – коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся масс автомобиля.

В данной работе при построении силового баланса сила инерции Рj не вычисляется, а находится графически из силового баланса.

Мощностной баланс автомобиля

Nк = NΨ + Nw + Nj

где Nк - тяговая мощность автомобиля (мощность, подводимая к ведущим колеcам):

Nк =Ne · ηтр,

ηтр – КПД трансмиссии;

NΨ – мощность, на преодоление сил сопротивления дороги, кВт:

NΨ = (f G cos α + G sin α) · V = РΨ · V;

Nw – мощность, на преодоление сил сопротивления воздуха, кВт;

Nw = (Кw · Fw · V3)10-3 = Рw · V;

Nj – мощность, на преодоление сил инерции автомобиля, кВт,

Nj = j mа = Рj ·V

Таблица 7 – Исходные справочные данные

Обозначения Един.измерения Исходные справочные данные
Кw Нс24 0,69 К w (НИИАТ)=0,7 Нс24
Fw м2 4,68 В = 2,5 м Н = 2,4 м
mа т 10,525 mа = 10,525
α град 0,5 i = 0.85 %
f0 - 0,01  

Алгоритм расчёта мощностей

(пример для одного значения скорости V = 0,8 м/с):

Nк = Ne · ηтр = кВт,

Nд = Рд V= кВт,

N w = Рw · V= кВт,

Таблица 8 – Расчет тяговых и мощностных параметров автомобиля

Обо- значение Единица измерения Расчёт тяговых и мощностных параметров автомобиля
На первой передаче
V м/с 0,80           3,39  
Рк кН 32,60           27,6  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На второй передаче
V м/с 1,44           6,16  
Рк кН 18,0           15,2  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На третьей передаче
V м/с 2,58           11,02  
Рк кН 10,0           8,5  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На четвёртой передаче
V м/с 4,02           17,17  
Рк кН 6,4           5,5  
Nе кВт 30,5           110,3  
Nк кН 25,9           93,8  
На пятой передаче
V м/с             25,24  
Рк кН             3,7  
Nе кВт             110,3  
Nк кН             93,8  

Таблица 9 – Расчет сил сопротивления движению автомобиля и мощностей, потребных

для их преодоления

Обозна- чения Един. измер.   Расчёт сил и мощностей
V м /с 0,80           23,77  
Рf кН 1,933           1,986  
f - 0,01           0,01051  
Рw кН 0,002           1,816  
РΨ кН 1,94           3,80  
Nf кВт 1,54           47,23  
Nw кВт 0,002           43,174  
Nw + Nf кВт 1,54           90,40  

В данной работе при построении силового и мощностного балансов сила инерции Р и и мощность Nи не вычисляются, а находятся графически. Остальные данные берутся из предыдущих работ. Результаты вычислений для всех значений V представлены в таблице 5.

На графике силового и мощностного балансов в отчёте отметить величину максимальной скорости Vmax и объяснить, какими факторами она ограничивается.

Для некоторых значений скоростей автомобиля V<Vmax определить величину запаса тяговой силы (а также и тяговой мощности).

Объяснить, на какие эксплуатационные цели запас силы тяги (или мощности) может использоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow