Теории происхождения государства

Существуют несколько теорий происхождения государства:

1. Теологическая теория:Государство возникло по воле божьей. Данную теорию, например, широко продвигал Фома Аквинский (Фома́ Акви́нский 1225 - 1274 философ и теолог, с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, сформулировал пять доказательств бытия Бога).

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

2. Патриархальная теория. Платон, Аристотель, Конфуций считали, чтогосударство возникло из разросшейся семьи, т.е. из поколения в поколение семьи.

Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из тео­логической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

3. Договорная. Спиноза, Гроций, Руссо считали, чтогосударство это результат договора (соглашения) между людьми, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все.

4. Теория насилия. Этой теории придерживался Дюринг. По этой теории считается, что государство появилось в силу военно-политических факторов:завоевание одним племенем (союзом племен) другого.

Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

5. Материалистическая. Маркс, Энгельс, Ленин считали, что государство возникло в результате социально-экономического развития. Т.е. в результате социально-экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

6. Психологическая. Государство возникло в силу особых свойств человеческой психики – потребности людей властвовать и подчиняться.Так утверждал Петражицкий.

Признаки государства. У любогогосударства есть свои признаки. К таковым относятся:

1. Территориальный принцип разделения населения (границы);

2. Народ (население, его состав, гражданство, взимание налогов и т.п.);

3. Публичная власть. Это особый аппарат, группы людей, занятых лишь в управлении другими людьми и не занятых в производстве материальных ценностей. Любое государство в обязательной форме обладает специальным аппаратом управления и принуждения.

4. Суверенитет. Т.е. верховенство на своей территории и международная независимость.

5. Наличие права. Право само по себе является неизбежным спутником государства. Только право юридически оформляет публичную власть и делает ее законной.

С учетом данных нами признаков государства можно дать понятие государства: Государство это – исторически сложившаяся на определенной территории особая политическая, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, способная придать своим веяниям обязательную силу для населения всей страны.

Сущность государства заключается в урегулировании общественных отношений. Но государства бывают ведь тоже разными. Их тоже можно классифицировать по определенным признакам (формам государства).

Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается:

- Форма правления. Характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).

- Форма государственного устройства. Характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

- Политический режим. Означает совокупность методов осуществления государственной власти.

Форма правления. По форме правления государства делятся на:

1. Монархические. В таком государстве вся власть сконцентрирована в руках монарха (правителя). При этом монархии тоже неоднородны.

Так существуют абсолютные монархии, где власть монарха ничем и никем не ограничивается. В настоящее время в мире осталось только 6 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Конституционные монархии, где власть монарха ограниченна конституцией. При этом Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную.

Дуалистическая монархия - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламентом. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Люксембург, Монако, Лихтенштейн.

Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной.

Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия.

2. Республики (Здесь власть принадлежит народу).

Президентская республика. Характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Смешанная республика - форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919 - 1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся Франция, Португалия, Армения, Литва, Словакия, Россия и Украина.

По форме государственного устройства все государства делятся на унитарные и федеративные.

Федерация (лат. - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федеративном государстве имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом - принимать региональные законы. У субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли и иное.

Какие страны представляют федерацию. В Европе это Австрия, Россия, Германия, Швейцария, Бельгия. В Азии: Малайзия, Индия, ОАЭ. В Африке: Судан и Нигерия. Америка: Канада, Мексика, США, Бразилия, Венесуэла

Унитарное государство (от лат. «unus» - «один») - форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, существует единая правовая система.

Унитарные государства: Европа – Болгария, Нидерланды, Венгрия, Греция, Дания, Норвегия, Испания, Италия. Азия – Япония, Корея, Израиль, Китай, Кипр, Иран, Саудовская Аравия. Практически все страны Африки и Латинской Америки: Боливия, Гондурас, Колумбия, Коста-Рика, Парагвай, Чили и т.д.

На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.

Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: