Этапы процесса обучения

Первый этап - оценка потребностей пациента и (или) его семьи

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности.

При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей, развивается болезненное состояние. Нарушить потребности могут более десяти факторов риска и если невозможно их устранить, пациента необходимо найти способ адаптации человека в подобных условиях и научить его жить в условиях фактора риска.

На потребность пациента или семьи в обучении, которую он испытывает в определённый момент своей жизни, можно влиять с целью улучшения здоровья и значительная роль в этом принадлежит медицинской сестре.

Для этого м/с необходимо:

· Оценить образ жизни пациента - способ удовлетворения основных потребностей пациента.

· Определить потребность в обучении самоуходу, улучшению состояния здоровья, т.е. чему обучать пациента.

· Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. ответить на вопрос, кто и как будет обучать пациента.

· Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание, интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др.

Второй этап - интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний.

После оценки, происходит формулирование проблемы пациента, связанные дефицитом знаний и умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь, или проблемы которые м/с может решить самостоятельно (сестринский диагноз)

Медицинская сестра определяет содержание обучения. Для этого она должно разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные обучаемому. Последовательность, схематичность, глубина передаваемых знаний и умений определяются возрастными возможностями, состоянием, степенью познавательной активности личности пациента.

Содержание обучения отражает в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов для м/с является сохранение здоровья, поддержание определённого уровня здоровья или качества жизни.

Третий - пятый этапы - постановка целей обучения, планирование обучения, оценка его качества и эффективности.

Оценив потребности пациента и его семьи в обучении, м/с формулирует цели обучения. Функции поставленных целей многообразны, одной из главных является мотивационная и воспитательная, ведь они определяют направленность действий м/с, указывают на причину выполнение пациентом конкретного действия. Цели должны просто и доходчиво сформулированы и реализованы в форме видов деятельности. Формулирование целей обучения должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к формулированию целей в сестринском процессе.

Необходимо оценивать обстановку для обучения: тишина, освещение, вентиляция, благоприятная температура воздуха; создание учебных ситуаций; постановка задач ясных и однозначных, которые обучаемый получает на усвоение с учётом темпа обучения.

Обучение считается эффективным, если м/с и пациент достигают поставленных целей по усвоению определённых знаний. Медицинская сестра должна обладать необходимыми коммуникативными навыками, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

Выводы:

Обучение - часть работы медицинской сестры, которая должна быть глазами слепого, костылями хромого и уверенностью молодой матери.

С помощью обучения восстанавливается гармония между окружающим миром и пациентом лишённым всех телесных возможностей.

Обучение - очень важный раздел сестринского дела, без которого работа медицинской сестры заметно усложниться, а жизнь пациента сократиться.

Например: больные сахарным диабетом самостоятельно регулярно измеряют уровень сахара в крови и самостоятельно вводят себе инсулин 3-5 раз в день для молодых и 1-3 раза для пожилых.

Так же обучают людей, которые по какой-либо причине утеряли речевой аппарат языку жестов, обучают ходить на костылях.

Ещё медицинская сестра посредством обучения поднимает общий санитарно-гигиенический уровень, то есть учит правилам личной гигиены, что в свою очередь снижает риск заболевания. Проводиться обучение в детских садах и школах.

Литература:

· Основы сестринского дела: И.X.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева, под ред. С.И.Двойникова. 2007г.

· Основы сестринского дела - Обуховец Т.П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: