Исследовательский
Частично-поисковый
Часто называют эвристическим. Заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи и студенты выполняют шаги по поиску их решения. Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществляется преподавателем.
Предполагает творческое применение знаний. При этом формируется опыт самостоятельной научно-исследовательской работы. (При выполнении курсовых и дипломных работ).
Важным фактором успешного обучения является степень активности учащихся. С этой точки зрения в последнее время делается акцент на необходимости использования активных методов в обучении психологии. Пассивных методов обучения в принципе не существует. Но степень этой активности неодинакова.
Какова истинная цель всякого обучения? Главное место все еще занимает процесс запоминания, а не мышления. Если знания просто заучены, то они пригодны лишь для озвучивания, но не для практического руководства к действию.
Среди современных активных методов обучения Ляудис выделила следующие группы:
Программированное обучение зародилось в 50-е г. 20 века в США. В отличие от традиционного обучения, становится доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения, а не только результат. Психологической основой послужил бихевиоризм: учебная информация разбивается на фрагменты, шаг за шагом вводится в сознание с немедленным поощрением успешного запоминания.
В нашей стране серьезно увлекались в 60-е годы. Создавались программированные учебники и учебные пособия, где текст разбивался на части, которые сопровождались вопросами для самоконтроля, давались варианты альтернативных ответов на них, из которых один был правильный. Ученик должен был читать текст, проверять усвоение с помощью контрольных вопросов. С развитием компьютерной техники стали применяться обучающие машины.
Предполагает такую организацию обучения, когда учащийся не может сделать следующего шага в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на небольшие «порции», располагающиеся в строгой логической последовательности. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу. Такое построение учебного материала называется «программой».
В зависимости от действия ученика (дает ли он правильный ответ или допускает ошибку, и какую именно), определяется дальнейший ход обучения. Ученику предоставляется возможность перейти к следующей «порции» либо предъявляется предыдущий «кадр» для повторного усвоения, либо ему предлагают повторить старый материал.
Такой ход обучения определяется расположением материала в программируемом учебнике или эти операции может производить компьютер. Программированное обучение обеспечивает активность каждого ученика, индивидуальный темп прохождения учебного материала. Однако программированное обучение эффективно лишь в том случае, когда материал поддается формализации.
В настоящее время в русле теории программированного обучения идет активная разработка компьютерных технологий (экскурсия).
Цель обучения – учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию.
Проблемное обучение как идея и как система определенных методов организации учебного процесса вначале появилась в практике школы и стала осмысливаться в педагогической науке. Она родилась как альтернатива сообщающей педагогике, обрекающей на пассивное восприятие учащихся учебного материала. В дальнейшем получила психологическое обоснование.
Ключевые идеи
1)развитие мышления учащихся происходит посредством постановки его в проблемную ситуацию. Постановка учащегося в проблемную ситуацию – это и есть создание для него интеллектуальной трудности, справится с которой он может только с помощью мышления (по данным исследования Матюшкина, при проблемном обучении 70% справляются с задачами наивысшего, 5-го уровня трудности, а при традиционном – 15%, только наиболее способные). Проблемная задача- дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему, содержанием которой выступает противоречие между известным и неизвестным. Его можно разрешить в процессе логического мышления (с.68-69)
2)мышление включается в работу, когда есть вопрос, но нет готового способа решения. Проблемный вопрос- вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. (Вопрос, требующий воспроизведения памяти, не является проблемным).
ПАМЯТЬ | МЫШЛЕНИЕ |
Кто | Почему |
Что | Отчего |
Когда | Как объяснить |
Какой | Что из этого следует |
Где | Как понимать |
3)не всякая проблема вызывает активизацию мышления. Для этого требуется осознание ситуации как проблемной, необходимый исходный запас знаний. (Например, не зная, что такое «референтная группа», студент не сможет ответить правильно на задачу по социальной психологии, если ее сформулировать так: «может ли одна и та же группа быть отнесена одновременно к «референтной», «большой», «малой», «профессиональной», «естественной»?).
Методы интерактивного обучения
Интерактивным называется такое обучение, которое основывается на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, феномен заражения, когда любая высказанная кем-то мысль способна непроизвольно вызвать собственную – близкую или противоположную.
Могут быть отнесены: Дискуссия Мозговой штурм Круглый стол. Деловая игра Тренинг В целом, в практике преподавания они выступают не в чистом виде, а как элементы в разных формах занятий. Создают обстановку, в которой взаимоотношения придают учебным занятиям активный характер.
Тема9. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
ПЛАН:
1.Организация проведения контроля в процессе обучения психологии.
2.Формы проверки знаний при обучении психологии
3.Критерии оценки знаний по психологии