Вопросы и задания. 1. Какие приемы может использовать учитель для создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока?

1. Какие приемы может использовать учитель для создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока?

2. Какие функции должна выполнять педагогическая оценка? Сформулируйте психологические требования к эффективности школьной отметки.

3. Какие способы формирования положительной мотивации учения может использовать учитель на уроке с учетом возрастных особенностей учащихся?

4. Назовите приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста.

5. Какие условия развития памяти необходимо создать на уроке?

6. Как организовать развитие мышления учащихся на уроке?

7. Проанализируйте причины поведения учеников в описанных ситуациях. Предложите альтернативные варианты поведения учителя.

Ситуация. На урок в 9-й класс пришла молодая учительница, временно заменяющая своего коллегу. Держалась подчеркнуто строго, пытаясь, видимо, тем самым скрыть свое волнение и неуверенность.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Ивановна, я проведу у вас несколько уроков вместо Ольги Тихоновны».

Минуты две класс с интересом наблюдал за новой учительницей, потом стали раздаваться реплики явно не по теме урока. Кто-то пытался шутить, кто-то вел себя смелее и развязнее, чем обычно. На замечания учительницы никто не реагировал, призывы вести себя тихо не действовали. Далее начались угрозы написать замечания в дневник, поставить двойки и т.д. Когда Ирина Ивановна в очередной раз повысила голос, едва не сорвавшись на крик, один из учеников сказал: «Ирочка, не волнуйся!».

Это был последний удар по самолюбию учительницы. Не владея больше собой, сдерживая слезы, она выбежала из класса, не закончив урок.

8. Приведите примеры интересных ситуаций с уроков (из литературных источников, из кинофильмов, материалов собственных наблюдений). Проанализируйте их.

9. Проанализируйте поведение ребят и поведение двух учителей в одной и той же ситуации. Подумайте, что обеспечило успех учителя в данной ситуации.

Ситуация. На перемене в 7-й класс забрел котенок. Ребята начали играть с котенком. Кто-то предложил устроить кошачий концерт на предстоящем уроке русского языка. Предложение было одобрено, так как на уроках русского языка всегда было скучно.

Из обычной веревочки сделали упряжку, котенка посадили в шкаф, а конец веревки пропустили под дверцей шкафа. В подходящий момент урока сидящий рядом со шкафом Сергей дернул за веревочку, раздалось громкое мяуканье. Учительница вздрогнула и подняла голову: «Кто это хулиганит? Какое безобразие!». Ребята засмеялись. Через некоторое время кошачий концерт повторился. «Прекратить сейчас же!»- крикнула учительница. Лицо ее побледнело, глаза покраснели. Ее уже никто не слушал. В классе стоял хохот. Учительница замолчала, растерянно оглядывая ребят, затем схватила журнал и выбежала из класса.

На перемене ребята устроили совещание. «Сейчас какой урок? История. Он какой-то чудак этот Петр Иванович, рассказывает интересно. Ну, ладно. Попробуем устроить маленький концерт».

Войдя в класс, учитель сделал ребятам замечание, что они плохо обошлись с учительницей: «Вы очень обидели женщину, рыцари», -и приступил к объяснению урока. В это время Сергей начал свои манипуляции и котенок заорал. Спокойно продолжая рассказ, учитель направился прямо к шкафу. Он сделал это так неожиданно, что Сергей не успел отбросить веревочку, и она выдала его с головой. Раскрыв дверцу шкафа, учитель рассмеялся весело и непринужденно. Он поднял котенка, снял с него веревочную упряжку и посадил к себе за пазуху. Так с котенком на руках он и продолжал вести урок, поглаживая время от времени его головку. Ребята смотрели то на учителя, то на котенка, и во взглядах их были недоумение и восторг. Урок прошел успешно.

План семинара

«Психологическое обеспечение планирования и анализа урока»

1. Психологическая характеристика целей урока.

2. Принципы обучения в школе будущего.

3. Анализ учебной деятельности учащихся на уроке.

План семинара

«Психологическое обеспечение индивидуального подхода к ребенку в организации учебной деятельности»

1. Понятие индивидуальности и индивидуального подхода к ребенку в обучении.

2. Проблема обучаемости. Обучение детей с пониженной обучаемостью.

3. Работа с одаренными детьми на уроках.

План семинара

«Развитие мышления школьников в обучении»

1. Пути обучения мышлению.

2. Проблемные ситуации в системе развития мышления.

3. Психологическое обеспечение обучения решению задач на уроках (на материале решения определенного класса задач: математических, физических, лингвистических).

Основная литература

1. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.

2. Ерастов Н.П. Культура умственного труда (Беседы о рациональной организации познавательной деятельности). Ярославль, 1973.

3. Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. Вологда, 1990.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995.

6. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

7. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, 1988.

Дополнительная литература

8. Амонашеили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

9. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

11. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: