Ветхий Завет

Древнееврейская литература вся сосредоточена в Ветхом Завете (первой части Библии), священной книге евреев-иудеев (религией которых является иудаизм), которую приняли как священную книгу и христиане, и мусульмане. Верующие считают, что Ветхий Завет (как и Новый Завет) - это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа, самого Бога. Ветхий Завет – лежит в основе христианства, а потому и всей европейской культуры, основанной на христианстве. Книги Ветхого Завета писались с ХII по II век до н.э. Если отвлечься от религиозного значения, то по сути Ветхий Завет – это история еврейского народа, который сам считает себя особенным, богоизбранным народом, которому Бог открыл истину, так как евреи первые стали поклоняться единому Богу, в отличие от всех остальных народов-язычников, идолопоклонников.

Большим подспорьем при чтении Библии является книга отца Вениамина «Священная библейская история. Ветхий Завет и Новый Завет» (она есть в интернете), там можно легко найти нужные главы, части Библии, прочитать комментарий к тексту, современный пересказ содержания. Также есть сайт: «Ветхий и Новый Завет. Краткое изложение с иллюстрациями», где вся Библия кратко и понятно изложена. Библию хотя бы в кратком изложении знать нужно всем.

Книга 1 «Бытие» (главы 1-9): рассказ о сотворении мира и человека – по сути это древнееврейская мифология. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Сотворил Бог землю, растения, животных и человека. Человека Бог сотворил по образу и подобию своему, вдохнув в него душу живую. Творение происходило 6 дней, а на седьмой день Бог отдыхал, отсюда рабочая неделя – 6 дней и один выходной.

Из ребра первого человека Адама Бог сотворил ему жену Еву и поселил их в Эдеме, райском саду, где они пребывали в абсолютном блаженстве, не зная зла и смерти. Там же Бог посадил дерево, древо познания добра и зла, и предупредил Адама и Еву, что есть плоды с него нельзя, иначе они умрут. Но Еву соблазнил хитрый змей, пообещав, что они с Адамом станут такими же мудрыми, как боги (познают добро и зло), и она откусила яблоко с этого дерева и дала Адаму. Адам и Ева были изгнаны из Рая за то, что нарушили заповедь Бога. Так человек сразу же, как только появился, ослушался Бога, и совершилось грехопадение, тот самый первородный грех, благодаря которому, по учению отцов церкви, испортилась сама природа человеческая, и все люди греховны уже с рождения. Адам, Ева и все их будущие потомки были наказаны Богом, изгнаны из Рая, они потеряли бессмертие, женщина была обречена в муках рожать детей (в раю детей у них не было), мужчина был обречён в поте лица добывать хлеб насущный, они узнали страдания, болезни, смерть и т.д. Так возникло человечество – от греха.

Сначала у Евы родился Каин, потом Авель. Каин, ставший земледельцем, и Авель, занявшийся скотоводством, принесли каждый Богу в жертву плоды своего труда. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: …если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но Каин обиделся, и «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Бог проклял Каина и обрёк его быть вечным изгнанником и скитальцем. Другие части Библии (послания апостолов Нового Завета) говорят, что всё произошло, потому что Каин был злым изначально и не имел истинной веры. Так совершилось первое убийство.

У Адама и Евы родился ещё один сын – Сиф, от него и от Каина расплодились люди по земле. Однажды «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». Решил Бог спасти одного только праведного Ноя и его семью, велел он Ною построить большой ковчег, собрать туда всякой твари по паре. Ной так и сделал. А потом сорок дней непрерывно лил дождь и произошёл всемирный потоп, в котором погибли все люди, кроме Ноя, от которого опять пошёл род человеческий.

Среди потомков Ноя был праведный Авраам, прародитель еврейского народа. Именно Аврааму Бог объявил, что родиной евреев является Палестина, территория современного Израиля. Однажды Бог повелел Аврааму принести в жертву его любимого юного сына Исаака. Авраам заплакал, но послушался, приготовил всё для жертвоприношения, но когда занёс нож над Исааком. Бог остановил его руку, это было испытание веры и смирения (глава 22).

Во времена Авраама Бог уничтожил два вавилонских города Содом и Гоморра за греховность и развратность их жителей, на них пролился дождь из серы и огня, города вместе с жителями были полностью уничтожены (глава 19), а потом на их месте образовалось Мёртвое море, большое озеро с очень солёной водой, в которой не может жить рыба. С тех пор слова Содом и Гоморра стали синонимами греха и разврата.

Среди первых ветхозаветных сюжетов выделяется сюжет о праведном прекрасном Иосифе, правнуке Авраама (главы 37-45), которого братья из зависти (он любимчик отца) продают в рабство в Египет. Там в него влюбляется жена хозяина, но он отказывается вступить с нею в связь, она его обвиняет в покушении на свою честь. Его бросают в тюрьму, там у него проявляются пророческие способности, Иосиф разгадывает странный сон фараона, который никто не может разгадать, и становится помощником фараона, спасает Египет от голода. В Палестине (Израиле) также голод, и евреи приходят в Египет. Иосиф встречает своих братьев и прощает их. Именно прощение – главное в этом сюжете. Повесть об Иосифе много раз пересказывали в мировой литературе.


Книга 2. «Исход» (главы 1-21). Между тем, евреи остаются в Египте, и новый фараон превратил их всех в рабов и приказал убивать всех новорожденных мальчиков. Но один из них чудом спасся, это был богоизбранный Моисей, которому Бог поручил вывести народ израильский из Египта. Бог явился Моисею, объявил ему о его призвании через горящий, но не сгорающий куст (Неопалимая купина). С помощью Бога Моисей вывел евреев из Египта. Когда они подошли к Красному морю, то по мановению руки Моисея воды моря расступились, и евреи прошли по дну морскому (скорее всего, так описан обыкновенный отлив). А потом на горе Синай при громе и молнии Бог вручает Моисею закон Божий для народа израильского, десять заповедей (20 глава):

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй (не изменяй жене).

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Особенно знамениты три заповеди: 6, 7, 8. Но надо иметь в виду, что они не носят абсолютного общечеловеческого характера. Запреты касаются только соплеменников (или союзников). Но врагов и рабов убивать можно и даже нужно. Вместе с запретом на прелюбодеяние у евреев были разрешены рабыни-наложницы. Тем не менее заповеди 5 - 10 легли в основу христианской, а потом и светской общеевропейской морали. Они не были абсолютно оригинальны по отношению к другим моральным кодексам Древнего мира (египетскому, вавилонскому). Они просто стали более известны в связи с тем, что христиане признали Ветхий Завет священной книгой.

Чуть дальше в 21 главе Книги «Исход» Бог даёт Моисею для евреев более подробный и обширный свод законов, в том числе знаменитый принцип наказания преступников – принцип равноценного возмездия: око за око, зуб за зуб и т.д. То есть, если кто у кого выбьет глаз или зуб, то ему тоже надо выбить глаз или зуб. Если кто кого убьёт, тот сам достоин смерти. Бог Ветхого Завета жесток, но справедлив, он постоянно карает (или пугает) убийством грешников, преступников и т.д.

Так был между евреями и Богом был заключён Завет, то есть, договор. Евреи соблюдают заповеди Бога, Бог им во всём помогает. Но от горы Синай до Палестины, земли обетованной, земли предназначенной для евреев, было ещё далеко. Много лет они бродили по пустыне, поскольку они терпели наказание за отступление от заповедей. И вот когда Моисей уже умер, они вышли к границам Палестины, где жил другой народ - хананеи. Об этом рассказывается в книге Иисуса Навина. Иисус Навин стал вождём евреев после Моисея. В главах 5, 6 и т.д. описано, как евреи с помощью Бога завоевали Палестину. Бог им помог разрушить неприступные стены первого хананейского города Иерихон, а всех жителей евреи убили, точно также было с остальными городами. Жители полностью истреблялись.

Завоевав Палестину полностью, евреи основали государство Израиль. Наиболее известными царями Израиля были Давид и Соломон. Давид в юности победил самого сильного воина вражеского войска великана Голиафа, стал мудрым правителем и талантливым религиозным поэтом. Он сочинил известную часть Ветхого Завета – Псалтырь, собрание псалмов, поэтических восхвалений Бога, многие из них поются во время богослужений до сих пор. Его сыном был мудрый Соломон, который построил знаменитый большой Иерусалимский храм, ставший центром иудейской религии, её главной святыней. Этот храм был разрушен вавилонянами в 6 веке до н.э. В том же веке восстановлен, вторично разрушен римлянами в 70 году (то есть в 1 веке) н.э. От него осталась одна стена Стена Плача. При царе Соломоне Израиль достиг своего максимального могущества и богатства, но при всей своей мудрости Соломон впал в грех, имел бесчисленное количество наложниц, и в конце концов Бог покарал Израиль, который вскоре был завоёван ассириянами.

Затем в Ветхом Завете идут Книги пророков – их звали Илия. Елисей, Исайя, Даниил, Бог им открыл истину и обязал их проповедовать эту истину людям, обличать пороки человеческие. Пророки должны привести людей к Богу, к тому, чтобы они жили по-божьим заповедям. Пушкин очень ярко описал образ древнего пророка в стихотворении «Пророк», более всего его пророк похож на Исайю (Книга пророка Исайи, глава 6).

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Итак, пророки, стремятся привести человечество к Богу, но как и прежде из этого ничего не получается, люди слушают пророка лишь какое-то время, а потом опять начинают грешить, забывают заповеди, и за это Бог их наказывает: евреев часто завоёвывают другие народы – ассирийцы, вавилоняне, египтяне. Пророки способны творить разнообразные чудеса с Божьей помощью: разгадывать сны, предсказывать будущее, исцелять больных, иногда они даже оживляли мёртвых. Пророка Иону злые люди выбросили с корабля в море, его проглотила огромная рыба, но он остался жив, три дня сидел внутри рыбы, а потом она его выплюнула на берег.

Одна из известнейших частей Ветхого завета – «Книга Иова». Иов прослыл идеальным праведником, по его поводу между Богом и сатаной разгорелся спор. Сатана стал утверждать, что праведность Иова небескорыстна, за его праведность Бог даёт ему благополучие в делах и семье. На самом деле бескорыстной любви к Богу нет у Иова, и у людей вообще. Вопрос поставлен остро: каково основание человеческой нравственности – бескорыстная приверженность нравственным принципам, правде, добру и т.д. или просто надежда на вполне ощутимую награду Бога? И вот Бог ставит эксперимент над своим любимцем. Он лишает его своей поддержки, лишает благополучия: гибнут его стада, многочисленные слуги, дети, Иов стал нищим и бездетным. «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!». Эксперимент продолжается. Сатана, с позволения Бога, насылает на Иова страшную болезнь – проказу, всё его тело покрывается гниющими, зловонными язвами. И вот здесь начинается долгий горестный плач Иова, который начинает сомневаться в благости, в справедливости Бога, Бога, который его явно наказывает, но неизвестно за что. Монолог Иова превращается в страстную жалобу человека вообще на отсутствие в мире справедливости. «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них». «А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?». «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того». Иов не восстаёт против Бога, он задаёт вопросы, он не понимает, что происходит. К Иову приходят друзья и пытаются его убедить в благости и справедливости Бога, в том, что в конце концов Бог его наградит за его праведность. Но Иов им не верит. Один из них говорит в конце концов, что деяния Бога непостижны для человека, настолько велики и грандиозны, что человеку ничего не остаётся как просто смириться с его непостижимой волей. Книга Иова – одна из самых поэтичных частей Ветхого Завета. «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его - до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего». Затем Бог непосредственно обращается к Иову как бы из бури. Бог задаёт Иову серию вопросов, через которые намекает на ничтожество Иова, посмевшего сомневаться в Боге, который велик и могущ, ибо он создал природу, со всеми её чудесами. Бог начинает перечислять то, что он сотворил. И тут Иов признаёт правоту Бога и отступается от своих сомнений, а Бог награждает его, и говорит, что именно такая требовательная вера, вера прошедшая через горнило сомнения и есть настоящая вера, Иов более верующий чем его друзья. Иову было возвращено всё, что было отнято: семья и богатство. И вдвое больше.

«Книга Иова» отразилась в последующей литературе. В начале трагедии Гёте «Фауст» описан очень похожий спор Бога и Сатаны по поводу человека. Один из главных романов Достоевского «Братья Карамазовы» - развивает проблематику «книги Иова» - протест против несправедливости мира. И наконец, почти один в один повторяет сюжет библейской книги Леонид Андреев, русский писатель начала 20 века, в повести «Жизнь Василия Фивейского», самого яркого, страстного и страшного своего произведения.

Саму «Книгу Иова» читать не стоит, она слишком большая, слишком много смысловых повторов, слишком много всяких малопонятных фраз (впрочем, и вся Библия, кроме первых глав «Книги Бытия», имеет те же недостатки, в ней нет чёткости, ясности, бесконечные повторы одного и того же).

Очень известна так называемая «Песнь песней» (4 век до н.э.). Долгое время считалось, что её автор царь Соломон, знаменитый израильский царь-мудрец, живший в 10 в. до н.э. На самом деле, это цикл народных свадебных песен, обработанных неким образованным человеком. «Песнь песней» прославилась своей открытой эмоциональностью, яркой образностью. «Положи меня печатью на сердце твоё, / Печатью на руку твою! / Ибо любовь, как смерть, сильна, / Ревность, как ад, тяжка, / Жаром жжет, ‑ /Божье пламя она ‑ / И не могут многие воды любовь погасить, / Не затопить ее рекам, ‑ / Кто ценою своего достояния станет любовь покупать, / Тому заплатят презреньем». Многие выражения песни вошли в мировую литературу. Например, «Сильна как смерть» - так называется роман Мопассана. «Лилия долины» - выражение из Песни и название романа Бальзака. В самой Песне есть намёки на некий сюжет. По её мотивам русский писатель Куприн написал замечательный рассказ «Суламифь» - о любви великого царя Соломона и простой крестьянки Суламифи.

Прославлена во всём мире книга «Экклезиаст» (с греч. проповедник, 4 - 3 века до н.э.). В ярких, поэтических строках представлена древняя скептическая мудрость. Скептик - человек, во всём сомневающийся, не очень радостно смотрящий на жизнь. Экклезиаст (некий неизвестный проповедник) сомневается, что в мире есть смысл.

«Суета сует, и всё суета.

Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.

Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,

Чтобы там опять взойти;

Бежит на юг и кружит на север, кружит на бегу своем ветер,

И возвращается ветер на круги своя;

Бегут все реки в море,‑ а море не переполнится,

Что было, то и будет, и что творилось, то творится,

И нет ничего нового под солнцем.

Бывает, скажут о чем‑то: смотри, это новость!

А уже было оно в веках, что прошли до нас».

Быть мудрым «пустое томленье,

Ибо от многой мудрости много скорби,

И умножающий знанье умножает печаль».

«Ибо всё ‑ тщета и ловля ветра».

«Всему свой час, и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать,

Время убивать и время исцелять,

Время плакать и время смеяться,

Время разбрасывать камни и время собирать камни,

Время обнимать и время избегать объятий,

Время любить и время ненавидеть,

Время войне и время миру».

Много страдания и зла на земле, но живому лучше, чем мёртвому.

«Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,

Ибо бог уже давно предрешил твои деянья».

Основная мысль Экклезиаста – нет на свете ничего нового, всё повторяется. Зло на земле не прекратиться, но и добру всегда есть место. Чтобы ты не делал, всё останется неизменно. Но жить лучше, чем не жить. Ибо в жизни есть и радость. Но есть и страдание. Они уравновешивают друг друга. Поэтому нельзя сказать, какова жизнь. Это вечная мудрость. Никто ничего мудрее не напишет.

  1. Почему еврейский народ считается в Ветхом Завете народом особенным, богоизбранным? 1. Потому что евреи первыми стали поклонятся единому Богу. 2. Потому что Иисус Христос был евреем.
  2. Кто подтолкнул Адама и Еву совершить первородный грех? 1. Змей. 2. Дьявол. 3. Никто.
  3. Почему Адам и Ева были изгнаны Богом из рая? 1. Они нарушили запрет Бога, сорвали плод с древа познания добра и зла. 2. Они не молились Богу.
  4. За что Каин убил Авеля? 1. Ему стало обидно: Бог принял жертву Авеля, а его, Каина, жертву не принял. 2. Каин хотел завладеть женой Авеля.
  5. Почему Бог сотворил всемирный потоп и уничтожил всех людей, кроме праведного Ноя? 1. Потому что Бог увидел, что люди развращены и погрязли во зле. 2. Чтобы развеять скуку и печаль.
  6. Как наказывает праведный Иосиф своих братьев, которые продали его в рабство? 1. Никак, он прощает их. 2. Он также продаёт их в рабство.
  7. Кому и на какой горе Бог вручает свои десять заповедей для народа израильского? 1. Моисею на горе Синай. 2. Иисусу Христу на горе Голгофа.
  8. Как Моисей спас евреев? 1. Вывел их из Египта, где их превратили в рабов и хотели совсем уничтожить. 2. Вывел их из пустыни, где они скитались, потеряв ориентиры.
  9. Кто такие пророки? 1. Те, кому Бог открыл истину и поручил её проповедовать людям, обличать их пороки. 2. Те, кто предсказывает судьбу, исцеляет больных.
  10. Зачем Бог послал праведному Иову страшные испытания? 1. Чтобы доказать Сатане, что вера и нравственность Иова бескорыстны и истинны. 2. Чтобы узнать предел человеческого терпения.
  11. Какова основная мысль книги «Экклезиаст»? 1. Нет на свете ничего нового, всё повторяется. 2. Любовь – главная земная ценность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: