Новый Завет

«Новый Завет» - вторая великая книга древнееврейской литературы писалась во второй половине 1 - первой половине 2 в. н.э. Новый завет является прямым продолжением Ветхого. Написан тем же стилем, есть идейно-религиозная преемственность (иудеи и мусульмане считают Христа точно таким же пророком, как и многие другие в Ветхом Завете, и только христиане признают его сыном Бога). «Новый Завет» - гораздо меньше Ветхого и его условно можно разделить на две части. Часть 1 - описание жизни Иисуса Христа, зафиксированная в 4-х Евангелиях (евангелие – благая весть). 2 часть – Деяния апостолов (описание деятельности апостолов, учеников Христа, после его смерти), Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Итак, часть 1 и главная - евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Все они – апостолы, ученики, описывающие жизнь своего учителя (но не все из них были учениками Христа при его жизни, например, Марк присоединился к апостолам уже после вознесения Христа на небо). Четыре евангелия – это четыре варианта жизни Христа. Во многом они повторяют друг друга, есть эпизоды, которых нет в одних евангелиях, зато они есть в других, то есть они взаимодополняют друг друга. В некоторых моментах они друг другу противоречат. Рекомендую прочитать Евангелие от Матфея, оно наиболее полно отражает учение Христа. Там собраны наиболее знаменитые его изречения. Но лучше, конечно, прочитать все евангелия, для полноты восприятия.

Иисус Христос – по христианскому учению Богочеловек (сочетал в себе обе сущности), одновременно и Бог, и сын Бога и человек. Он родился от Бога (Духа Святого) и земной женщины девы Марии в результате непорочного зачатия, вообще же у иудеев и христиан – обычное зачатие, плотские отношения мужчины и женщины, деторождение – всё это процессы порочные, оскверняющие (до сих пор рожавшим женщинам нельзя заходить в церковь без особой молитвы). Христос родился в пещере для скота, так как ко времени его рождения дева Мария и её муж Иосиф вынуждены были из города, где они жили, Назарета прийти в Вифлием для переписи населения (которую устроили римляне, так как Израиль к тому времени был завоёван римлянами). В это время на небе взошла Рождественская звезда. До 30 лет Христос жил как обычный человек, муж Марии – Иосиф был плотник, и Христос помогал ему, то есть был плотником. Потом его покрестил Иоанн Креститель (Он же Иоанн Предтеча – возвещавший людям о скором приходе Спасителя), на Христа снизошёл Дух божий и он начал проповедовать своё учение.

В самом начале Евангелия от Матфея (5 – 7 главы) есть знаменитая Нагорная проповедь, где в концентрированном виде дано учение Христа. Христос комментирует старые, ветхозаветные заповеди и утверждает свои: Суть его учения заключена в следующем:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Христос пошёл против основного принципа древнего дохристианского мира: принципа ненависти к врагам и мести. Ненавидеть врагов и мстить им – это нормально, это по-человечески. Мысль эта проходит через почти всю античную литературу. Христос первый сказал: любите врагов ваших, подставляйте щёки под удары. Но люди к этому не способны. До сих пор способны простить своих врагов лишь единицы.

Смысл проповеди Христа в том, что истинная сила человека не в том, чтобы ответить злом на зло, удовлетворить свою гордыню, а в том, чтобы смирить своё зло, улыбнуться в ответ на злобу в твой адрес. Ибо те, кто вас обижает сейчас, тоже люди, тоже кем-то обижены. А мы, ответив злом на зло, вызовем к себе обратное, ответное зло. Значит, нужно прекратить эту бесконечную цепочку зла.

Прекратить зло – значит и прекратить осуждать другого: «Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?».

В Евангелии от Иоанна рассказано, как Иисусу привели женщину, уличённую в прелюбодеянии. По закону Ветхого Завета её нужно было побить камнями. А он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Никто не бросил (Ин., 8).

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». – Золотое правило этики.

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».

Вот знаменитое начало Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом (то есть, смиренные, осознавшие свою духовную нищету), ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Отсюда следует, что главное качество человека – это доброта, смирение, победа над гордостью.

В Евангелии от Иоанна есть рассказ о том, как Иисус незадолго до смерти вдруг стал мыть ноги ученикам своим: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин, 13 гл).

Также очень важная для Христа идея: внешнее, материальное – второстепенно, главное – внутреннее, духовное. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе» (праведной жизнью).

«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?

Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (23 гл.).

Важнейшая идея Нового Завета – идея скорого Страшного Суда, посмертного воздаяния за жизнь земную, наказания за грехи и награды за праведность. Главная жизнь человека - не на земле, а на небе, после смерти. Это то, чего в Ветхом Завете не было.

Также знаменито начало Евангелия от Иоанна. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

При всём том, для Христа наиважнейшая заповедь – любовь к Богу, а любовь к людям вторая. Бог важнее человека. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (От Матфея, 22 гл.).

С нераскаявшимися грешниками, отвергающими Бога и его учение, Христос крайне суров, он постоянно пугает их гееной огненной, то есть адом. Своих врагов прощай, но нет прощения врагам Бога. Причём в той же Нагорной проповеди Христос угрожает адом тем, чей грех не так уж велик, кто гневается на брата своего, кто смотрит на женщину с вожделением, кто развёлся с женой, кто женился на разведённой. Ему принадлежат также слова: принёс я на землю не мир, но меч, то есть войну. Кто не со мной, тот против меня. Кто любит домашних своих более меня, не достоин меня.

Согласитесь, в этом есть некоторое противоречие. Противоречие психологическое: любовь проповедуют с любовью, а не с угрозами. Иначе получается следующее: Возлюби врага своего, а не то пойдёшь в ад.

Из этих противоречий Христа выросла вся история европейской, христианской цивилизации.

Христос не только проповедовал, но и творил чудеса как сын Божий. Излечивал любые самые безнадёжные болезни, превращал воду в вино, усмирял бурю, ходил по воде, пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек, воскрешал мёртвых, ещё он рассказывал притчи, краткие рассказы, которые имеет расширительный и чаще всего символический смысл.

Самая знаменитая притча о блудном сыне (От Луки, 15). Младший сын выпросил у отца свою часть наследства, с ней ушёл в город, там расточил имение, живя распутно. Стал нищим, нанялся пасти свиней, голодал. Пришёл обратно к отцу, покаялся и отец простил его, устроил в его честь пир. Старший брат, работящий помощник отца обиделся, что в его честь никто пиров не устраивает, но отец ему сказал: «ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Отец – это Бог, любящий отец всех людей. Блудный сын – это грешный человек, который, если покается, будет Богом прощён.

Также не такая знаменитая, но очень важная притча о богаче и Лазаре (От Луки, 16). Жил богач, который каждый день пировал, у его ворот лежал нищий и больной Лазарь, питавшийся крошками со стола богача. После смерти Лазарь попал в рай, а богач в ад. Там ему было сказано: «вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Тут явный намёк на то, что богач не оказался бы в аду, если бы часть своего достатка отдал Лазарю. Ибо в том же евангелие от Луки сказано: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». «Давайте, и дастся вам: мерою доброю отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (От Луки, 6).

1. Из каких частей состоит Новый Завет? 1. Из четырёх Евангелий, Деяний апостолов, их Посланий и Апокалипсиса. 2. Из четырёх Евангелий.

2. Кем является Христос по христианскому учению? 1. Сыном Бога и земной женщины девы Марии. 2. Обычным человеком, отдавшим свою жизнь за других людей.

3. В чём заключается суть учения Христа, высказанная в Нагорной проповеди? 1. В проповеди прощения врагов, отказа от мести. 2. В проповеди любви к человеку.

4. В чём заключается противоречивость учения Христа? 1. В том, что Христа одновременно и проповедует любовь и прощение врагов, и угрожает всем грешникам муками ада. 2. В том, что врагов любить невозможно.

5. Чем занимался Христос до того, как его схватили? 1. Проповедовал, излечивал больных, воскрешал мёртвых, творил чудеса, рассказывал притчи. 2. Просто проповедовал.

Религиозные власти Иудеи (так назывался Израиль в те времена, где всё происходило), так называемые фарисеи в главе с первосвященником Каиафой были крайне недовольны растущей популярностью Иисуса, он проповедовал совсем не так, как принято у иудеев, называл себя Сыном Бога, в общем подрывал их авторитет. Они его и погубили. Один из учеников Иуда, когда Иисус пришёл в Иерусалим, продал его властям за 30 сребреников. В четверг перед старинным еврейским праздником Пасхи, состоялась Тайная вечеря, последний ужин Христа с учениками, в месте о котором не знали власти, ибо они уже охотились за Христом. На тайной вечере Христос рассказал ближайшую судьбу каждого (кроме Иуды), как будто прощался. Потом он вышел молиться в Гефсиманский сад, он боялся предстоящего страдания, молил Бога, чтобы его миновала чаша сия (т.е. эта судьба), но знал, что судьба неизбежна. Иуда ушёл оттуда ночью и привёл стражу, они схватили Христа. Стихотворение Пастернака «Гефсиманский сад».

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом он молил отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

Христа осудили за богохульство на смертную казнь, в пятницу во время праздника первосвященники возбудили толпу народа против Христа (вообще как только Христа арестовали отношение к нему народа резко поменялось), представитель Римской власти в Иудее, прокуратор Понтий Пилат вынужден был одобрить приговор, хотя сам вины Христа не нашёл, он боялся бунта, священники и толпа очень настаивали. Христа били, издевались над ним. А потом распяли на кресте на горе Голгофа, руки и ноги прибили гвоздями и повесили. Христос испытал все муки и страдания именно как человек, хотя мог бы избавиться от них легко, но у него было предназначение. Когда Христос умер, произошло небольшое землетрясение. Тело Христа сняли и похоронили в пещере. Утром в воскресенье оказалось, что Христос воскрес. Сначала тело его исчезло, а потом он стал являться сначала как дух, а потом как человек. А потом вознёсся на небо.

Смысл всего этого. Бог в лице своего Сына Христа протянул руку греховному человечеству, дал ему возможность исправиться. Христос своими страданиями искупил прежние грехи человечества перед Богом, и прежде всего первородный грех, грех Адама и Евы. Поэтому Христос зовётся Спасителем. Он спас всех людей от ада, но при этом и сами люди не должны грешить. Жизнь Христа, кроме того, пример жизни для всех христиан, пример жертвенной любви. Он обрёк себя на смерть из любви к людям, которые его мучили и убили, никто не заступился.

Рационально все эти тонкости понять трудно, как страдания безгрешного Христа, сына Бога могут искупить грехи человечества перед Богом. Это не было свободным выбором самого Христа, Бог послал его на землю изначально для этого, с самого начала он называется Спасителем. Это какая-то игра Бога с самим собой. Но любая религия не терпит рационального подхода. Надо верить в то, что говорят. И всё.

Почти каждая подробность, описанная в Новом Завете, имеет большое значение для верующих, стала символичной. По всей европейской литературе разбросаны намёки, отсылающие к Новому Завету, можно сказать, что европейская литература существует в контексте Нового Завета. Я рассказал лишь самое-самое главное, чтобы быть в курсе всего, нужно прочитать хотя бы Новый Завет для детей.

Вторая часть Нового Завета. В Деяниях апостолов рассказывается, как ученики Христа, которых становилось всё больше и больше, разошлись по свету, проповедуя учение Христа – христианство, их гнали, сажали в тюрьмы, мучили, убивали, но они упорно делали своё дело, которое продолжали их ученики. И постепенно в Римской империи большинство людей стали христианами.

Среди посланий апостолов особое значение имеют послания Павла, который стал апостолом позже. В первом послании Коринфянам Павел на первое место в христианстве ставит любовь. Очень красиво говорит об этом. Отрывок стал знаменитым:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Завершается Новый Завет Откровением Иоанна Богослова (апостола, который написал четвёртое Евангелие), знаменитым Апокалипсисом – это пророчество о грядущем конце света, пришествии и захвате власти над миром Антихриста, впадении человечества в грехи, втором пришествии Христа и Страшном Суде и конечном наступлении Царства Божия. Апокалипсис наполнен весьма впечатляющими фантастическими, символическими картинами будущего. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (12 гл.). Так сошёл на землю дьявол Антихрист. Но потом он был побеждён и на земле и состоялся Страшный Суд, на котором все мёртвые окончательно были определены: грешники, поддавшиеся искушениям дьявола, в «озеро огненное», а праведники в Царство Божие.

1. За что религиозные власти Иудеи схватили и казнили Христа? 1. За то, что он подрывал их авторитет, проповедуя совсем другую религию. 2. За то, что Христос нарушил древние заповеди Ветхого Завета.

2. Почему римский прокуратор Понтий Пилат одобрил казнь Христа, хотя сам не считал его виновным? 1. Понтий Пилат боялся бунта евреев, настаивавших на казни Христа. 2. Понтий Пилат был подкуплен первосвященником иудейским.

3. В чём заключалось предательство Иуды? 1. Иуда за 30 серебренников привёл стражу туда, где скрывался Христос от властей. 2. Иуда отрёкся от Христа, когда его поймали.

4. Каким образом Христа казнили? 1. Его распяли на кресте, прибив руки и ноги гвоздями. 2. Его насмерть забили плетями.

5. Почему Христа называют Спасителем? 1. Христос своими страданиями искупил все прежние грехи человечества, прежде всего первородный грех, спас людей от ада. 2. Христос спас людей от лживых религиозных учений.

6. Что такое Апокалипсис? 1. Завершающая часть Нового Завета, содержащая пророчество о грядущем конце света. 2. Не утверждённые, неодобренные церковью, рассказы о жизни Христа.

Арабская поэзия. Коран (7 в. н.э.) – свящённая книга мусульман, в нём нет никакого композиционного, сюжетного единства, Коран состоит из многочисленных Сур, которые следуют друг за другом в порядке убывания количества строк (айатов), из которых состоят. В Коране нет систематического изложения основ ислама, арабских легенд. Коран состоит из отдельных коротких отрывков. Поэзия Корана – экстатическая, беспорядочная. Мухаммед записывал Коран находясь в религиозном экстазе, безумии.

Древнеиндийская литература.

Первыми, дошедшими до нас древнеиндийскими литературными памятниками были так называемые веды - сборники священных, религиозных текстов, отражающих древнюю индийскую религию - индуизм: гимнов, описаний ритуалов, заклинаний, заговоров, философских трактатов, поучений и т.д. Самая ранняя веда – «Ригведа», относится примерно к 10 веку до н.э. Там есть вот такой интересный «Гимн о сотворении мира»:

Не было тогда не‑сущего, и не было сущего.

Не было ни пространства воздуха, ни неба над ним.

Что двигалось чередой своей? Где? Под чьей защитой?

Что за вода тогда была ‑ глубокая бездна?

Не было тогда ни смерти, ни бессмертия.

Не было признака дня или ночи.

Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,

И не было ничего другого, кроме него.

Откуда это творение появилось?

То ли само себя создало, то ли ‑ нет,

Надзирающий над миром в высшем небе,‑

Только он знает это или не знает.

Гимн интересен своим философским и совершенно нерелигиозным скептицизмом и агностицизмом (признанием, что многих вещей человек познать не может). О сотворении мира неизвестно ничего, Бог и тот, может быть не знает, откуда всё взялось.

Другая часть вед – Упанишады – философские трактаты об устройстве мира. Главная идея упанишад – о единстве всего существующего: в основе всего в мире лежит некая вечная, невидимая, духовная сущность, мировая душа, абсолют - брахман, которая проявляется в бесчисленных формах. Человек – это тоже форма проявления брахмана, его индивидуальная душа – это часть единого брахмана. Человек единосущ со всеми существами на земле. После смерти его душа переселяется в другие существа – животных, других людей, растения или даже в предметы. Цель жизни человека – осознание своего единства с Брахманом, мировой сущностью, отречение от эгоистических желаний, поклонение богам.

С 6 века до н.э. началось формирование буддизма и буддийских священных текстов, в виде стихотворений (сутт), поэм (гатх), рассказов (джатаков), некоторые весьма интересны. Буддизм можно назвать несколько видоизменённым во многом упрощённым вариантом индуизма. Реальный мир полон страданий, и сколько бы ни рождался человек заново, он будет всегда страдать, поэтому главная цель человека – достичь полнейшего равнодушия к окружающей жизни, отречения от эгоистических страстей, освобождения от мира, нирваны. Один из главных путей к нирване – сострадание ко всем существам, дружественность. Самый страшный грех для буддиста – ненависть, гнев, причинение зла и страдания другому существу. Вот, например, «Сутта о дружественности» отражает высокий нравственный пафос буддизма.

Что должно делать узревшему благо,

Тому, кто ступил на стезю покоя?

Он должен быть сильным, прямым и честным,

Сдержанным в речи, негордым, кротким,

Всегда довольным и недерзким,

Нетребовательным, несуетливым,

Благоразумным и спокойным,

Нежадным, довольствующимся немногим;

И пусть один не унижает другого,

Пусть никто никого нисколько не презирает!

В гневе или чувствуя нерасположенье

Да не возжелает один другому несчастья!

Дружественность ко всему живому

Должно в себе растить, чувство,

Свободное от вражды, недоверия, злости,

Вверх, вниз, вширь не знающее предела.

И когда ты стоишь, сидишь или ходишь,

И когда ты лежишь без сна ‑ все время

Сосредоточенно думай об этом,

Ибо это высшее состояние в жизни.

А кто не поддался воззрениям ложным,

Кто добродетелен и наделен знаньем,

Кто подавил в себе стремленье к усладам,

Тот освободился от новых рождений.

Буддизм, возникнув в Индии, не стал индийской религией, а перешёл в другие страны, в Китай, Японию и др. В Индии продолжал господствовать индуизм. Самыми главными древнеиндийскими произведениями, высшим достижением древнеиндийской литературы, прославленным в веках стали эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна», соединившие древнейшие мифы с индуизмом, более того, эти поэмы стали священными книгами индуизма. Они создавались очень долгое время, ибо существовали, как и все эпические поэмы, сначала в устной форме, в многочисленных вариантах. Первые записи «Махабхараты» относятся к 4 в. до н.э., а последняя редакция к 4 в. н.э. «Рамаяна» сочинялась с 3 в. до н.э. до 2 в. н.э.

«Махабхарата», наверное, самое большое произведение в мировой литературе, она состоит из 75.000 двустиший, она больше «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых в 8 раз. Избранные отрывки можно прочитать в книге из серии Библиотека всемирной литературы (Махабхарата. Рамаяна - М., 1974), а скачать так: набрать в яндексе «индостан.ру махабхарата и рамаяна скачать пдф» - первая ссылка). В сущности «Махабхарата» - это своеобразная энциклопедия Древней Индии, в которой в повествование о войне двух царских родов из племени бхаратов (маха – война) вплетено огромное количество вставных элементов: почти вся индийская мифология, поучительные притчи, наставления, сказки и басни, религиозно-философские трактаты, лирические поэмы о любви со своим отдельным сюжетом и т.д. Вставные эпизоды занимают три четверти всей поэмы. Однако все её части пронизаны единым этическим учением индуизма.

Итак, кратко основное содержание. Поэма описывает вражду двоюродных братьев - пандавов и кауравов. Злые кауравы завидуют умным и честным пандавам, строят против них разные козни. Наконец, между ними развязалась открытая война, обе стороны собрали огромные войска, битва длилась 18 дней. Пандавам помогал советами один из трёх главных богов – Кришна, они победили. Правда, погибли почти все участники битвы с обеих сторон. Заканчивается поэма вхождением благочестивых братьев пандавов в рай.

Важнейшей частью является «Бхагавадгита» (Божественная песнь) – в ней выражена религиозно-этическая сущность не только самой поэм, но и индуизма вообще. Перед великой битвой один из пандавов засомневался, а не является сама битва и участие в ней грехом, ведь это убийство, причём, убийство родственников. Он не хочет убивать. И обращается с вопросом к богу Кришне. Кришна говорит: нет смысла скорбеть о смерти людей, все они умирают и вновь рождаются по закону переселения душ. Главное для человека приобщиться к Вечному Духу, отрешившись от эгоистических страстей и желаний, стать равнодушным ко всему мирскому, но при этом человек должен быть активным, его активность должна быть направлена только на исполнение долга, долг воина – сражаться, и единственное за что стоит сражаться – за высшую справедливость, которая состоит в наказании зла и порока. Причём, человек не должен обращать внимания на результаты своей активности, деятельности. Исполнение долга ценно само по себе, независимо от конкретных, земных результатов. Этой мысли соответствует изречение: делай, что должно, и будь, что будет.

«Мудрец, исходя из законов всеобщих,

Не должен жалеть ни живых, ни усопших.

Мы были всегда — я и ты, и, всем людям

Подобно, вовеки и впредь мы пребудем.

Есть в чувствах телесных и радость и горе;

Есть холод и жар; но пройдут они вскоре;

Мгновенны они... О, не будь с ними связан,

О Арджуна, ты обуздать их обязан!

Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,

Кто стоек в несчастье, кто в счастье спокоен.

Тела преходящи; мертва их отдельность;

Лишь вечного Духа жива беспредельность.

Не плачь же о тех, кто слезы недостоин,

И если ты воин,— сражайся, как воин!».

Прекрасна вставная поэма о Савитри.Прекрасная царевна Савитри избирает себе достойного мужа честного Сатьявана, сына изгнанного царя, живущего в лесу, но ему суждено прожить всего один год после этого, по предсказанию. Царевна живёт в лесу не жалуясь, а когда через год бог смерти Яма приходит за мужем, она столь искренне просит Яму сделать добро, вернуть мужу жизнь или забрать её вместе с ним в царство мёртвых, что Яма исполняет все её желания, дарит Сатьявану жизнь и благополучие. Вот отрывок, где Савитри прославляет добро:

«Кто добр, тот и прав,— отвечала царевна,—

Он крепок духовно и стоек душевно.

Общение добрых сердца озаряет,

На доброго добрый без страха взирает.

На добрых земля утвердилась в покое,

В них, в добрых,— и будущее и былое.

От доброго добрый не ждет злодеянья,

За благодеянья не ждет воздаянья.

Добро никогда не бывает напрасно,

Всевластно добро, потому и прекрасно!»

«Пока,— бог ответствовал,— ты говорила,

Душе моей речь твоя радость дарила,

И мысль твоя, слогом красивым одета,

Казалась источником чистого света.

Ты стала мне ближе дитяти родного.

Добро,— ты права,— всех деяний основа.

Проси, чего хочешь, и дар несравненный

Я дам тебе — любящей, верной, смиренной!»

А та: «Мною дар избирается пятый.

Да будешь ты милостив, благом богатый!

Верни мне Сатьявана, если права я!

Пускай оживет он: без мужа мертва я!

Без мужа не надо мне хлеба и крова!

Без мужа не надо мне неба дневного!

Без мужа не надо мне вешнего цвета!

Без мужа не надо мне счастья и света!

Не надо мне дома, и поля, и сада,—

Без мужа мне жизни не надо, не надо!

Ты сто сыновей посулил мне, однако

Уносишь Сатьявана в логово мрака.

Прошу я: ты жизнь возврати ему снова,

И правдой твое да насытится слово!»

Таким образом проповедь добра сочетается в индуизме с оправданием войны, прославлением воинского долга.

«Рамаяна» в 4 раза меньше «Махабхарата», имеет более сказочный сюжет и более психологична, эмоциональна, сосредоточена на человеческих чувствах, любви и скорби от разлуки. Десятиголовый царь демонов Равана на летающей колеснице похищает жену Рамы прекраснобёдрую Ситу. Найти её Раме помогает царь обезьян Сугрива. Рама ведёт на царство демонов войско, в котором значительную долю составляю воинственные обезьяны и медведи. В поединке Рама убивает Равану. «Рамаяна» более яркая, украшенная поэма, в ней много описаний красоты природы.

Достойна упоминания также большая буддийская поэма «Жизнь Будды» (2 век н.э.), её автор Ашвагхоша. В поэме значительное религиозно-философское содержание облечено в довольно яркую, красочную по-настоящему художественную форму (неплохо перевёл поэму на русский язык Бальмонт). До поры до времени жизнь сына могущественного царя ни чем не омрачена, отец старательно оберегает от негативных сторон жизни. Звали его Бодхисатва или Сидхартха (таковы первые имена Будды). Но однажды по воле богов во время прогулки он видит сначала больного, потом старика, а потом и похороны умершего человека. Возничий рассказывает ему, что такое болезни, старость и смерть и что они ожидают всех людей на свете. Это так потрясло царевича, что он ни о чём другом уже не думал. Он вдруг осознал бессмысленность всех жизненных благ, если всех людей всё равно ожидают страдания и смерть. Он решил найти подлинный смысл жизни, найти способ преодоления страдания. Ушёл из отцовского дворца, бросил всё своё богатство, ушёл в лес к отшельникам, священникам и т.д. И однажды на него нисходит просветление, он становиться Буддой, то есть просветлённым. К нему снисходят основные идеи его учения. Затем он начинает проповедовать открытую истину, и обратив много людей в свою веру, умирает, достигнув нирваны. Смысл жизни Будды в том, чтобы спасти от страдания как можно больше людей. В этом он подобен Христу.

Будем чтить того, кто сердцем

Сострадательным любил

И достиг высокой правды,

Чтоб избавить всех живых.

Боль рождения и смерти

Им навек побеждена,

Он скопления страданья

Отодвинул ото всех.

Показавшего дорогу

Как не будем мы любить?

Цепи снявшего с печальных,

Как не будем чтить его?

Калидаса. Первым великим индийским писателем, классиком мировой литературы считается драматург и поэт Калидаса (около V в.). Всемирную известность приобрела драма Калидасы «Шакунтала». Драма делится на 7 действий. Завязкой сюжета становится встреча царя Душьянты, охотящегося на лань, с дочерью отшельника Шакунталой. Между царем и девушкой вспыхивает любовь. У её лица вьётся шмель, к шмелю обращается влюблённый Душьянта:

Во время своего полета

У возбужденных вьешься глаз,

Ты на ухо ей шепчешь что-то,

Как будто тайна есть у вас.

Отмахивается руками

Красавица: ты слишком груб!

Но вьешься вновь над ней кругами

И пьешь нектар невинных губ.

Познать ее я жажду страстно,—

Увы, недостижима цель:

К чему стараться мне напрасно?

А ты всего добился, шмель!

Но отшельник-мудрец Дурв а с, наделённый необычными способностями, обиженный отсутствием должного к нему почтения со стороны Шакунталы, проклинает её, предрекает ей, что Душьянта ее забудет и вспомнит только по ее перстню. Когда Шакунтала приходит к Душьянте как к мужу, он её не узнаёт. Бог Индра уносит горюющую Шакунталу на небеса, а Душьянта, нашедший оброненный ею перстень и вспомнивший возлюбленную, становится безутешен. Но после того как он, по повелению Индры, победил на небе злых демонов, Душьянта на небесах встречает своего сына от Шакунталы и её саму, и соединяется с возлюбленной. Тонкое описание любовного чувства, сочетание прозаического диалога и прекрасных стихов, делают ее вполне читабельной и в наши дни. Это одно из лучших произведений индийской литературы вообще.

Древняя и средневековая китайская литература.

Самые древние памятники китайской литературы относятся к 12 в. до н.э.

Все последующие стихотворения цитируются по книге «Поэзия и проза Древнего Востока» (Библиотека всемирной литературы).

Высшим достижением древнекитайской литературы является «Книга песен» (собрание стихотворений 12-7 века до н.э.). Это обработанные народные песни, в них впервые в мировой литературе возникает рифма. Например, очень проникновенна «Песнь оставленной жены»:

Вновь нагнал восточный ветер облака.

Я с тобой была всем сердцем заодно.

Нет, не должен ты сердиться на меня,

И, по-моему, известно всем давно;

Репа спелая особенно сладка.

Я творила только добрые дела.

За собой не знаю никакого зла,

И с тобою вместе я бы умерла.

Я иду по самой горькой из дорог.

У меня в груди — обида и упрек.

Проводить не соизволил ты меня,

И одна переступила я порог.

Говорят, что слишком горек молочай.

Как трава пастушья, он голодным впрок.

С молодой женой ты ласков, как родной.

Мною, старой, ты жестоко пренебрег.

Также неплохое стихотворение «Князь Просо», где описан крестьянский труд.

Очень неплохие стихотворения и в более поздних сборниках народных песен, например, в сборнике «Юэфу» (1 век до н.э.).

Была и авторская поэзия. Первым китайским поэтом был Цюй Юань (начало 3 в. до н.э.), изгнанный из родного города, испытавший много несправедливости и покончивший жизнь самоубийством. Замечательно его стихотворение «С камнем в объятиях».

Прекрасен тихий день в начале лета,

Зазеленели травы и деревья.

Лишь я один тоскую и печалюсь

И ухожу все дальше, дальше к югу.

Все беспредельно пусто предо мною,

Все тишиной глубокою укрыто.

Тоскливые меня терзают мысли,

И скорбь изгнанья угнетает душу.

Кто благороден, тот от злой обиды

Своим не изменяет убежденьям.

Нам надо помнить о заветах предков

И следовать их мудрости старинной.

Богатство духа, прямоту и честность —

Вот что великие ценили люди.

Жизнь каждого судьбе своей подвластна,

Никто не может избежать ошибок.

И, неуклонно укрепляя душу,

Я не пугаюсь приближенья смерти.

Все время я страдаю и печалюсь

И поневоле тяжело вздыхаю.

Как грязен мир! Никто меня не знает,

И некому свою открыть мне душу.

Я знаю, что умру, но перед смертью

Не отступлю назад, себя жалея.

Пусть мудрецы из глубины столетий

Мне образцом величественным служат.

Стихотворение прекрасно своим благородством, высоким нравственным содержанием.

Дальнейшие стихотворения цитируются по книге «Классическая поэзия Индии, Китая, … Японии» (Библиотека всемирной литературы).

Великий национальный китайский поэт – Тао Юань-мин (конец 4 – начало 5 века н.э.), его поэзию отличает простота, лаконичностью, высоким нравственным и глубоким философским содержанием. Он предпочёл чиновничьей службе, бедную, но честную жизнь сельского отшельника. Огромную роль в его стихах, как и во всей китайской поэзии, играет природа, её созерцание. Тао дал образец, которому следовала большая часть китайских поэтов.

* * *

К ночи бледное солнце в вершинах западных тонет.

Белый месяц на смену встает над восточной горой.

Далеко-далеко на все тысячи ли сиянье.

Широко-широко озаренье небесных пустот...

Появляется ветер, влетает в комнаты дома,

И подушку с циновкой он студит в полуночпый час.

В том, что воздух другой, чую смену времени года.

Оттого что не сплю, нескончаемость ночи узнал.

Я хочу говорить — никого, кто бы мне ответил.

Поднял чарку с вином и зову сиротливую тень...

Дни,— и луны за ними,— покинув людей, уходят.

Так свои устремленья я в жизнь претворить и не смог.

Лишь об этом подумал, и боль меня охватила,

И уже до рассвета ко мне не вернется покой!

Затем расцвет поэзии в 8 веке н.э.

Ван Вей (701-761) - один из первых поэтов вернувшихся к рифме.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР В ГОРАХ

Весь день моросило в пустынных горах дотемна·

Небесная глубь вечерней прохладой полна.

Средь хвои сосновой слепит-блистает луна.

Прозрачно бежит по камням ручьевая волна.

Бамбук зашумел — возвращаются прачки с реки·

Лотос качнулся — рыбачьи плывут челноки.

Пусть отлетел аромат весенней травы —

На осень в горах со мной остались бы вы!

Ли Бо (701-762) – величайший китайский поэт. Вершина китайской средневековой литературы.

СТРУЯЩИЕСЯ ВОДЫ

В струящейся воде осенняя луна.

На южном озере покой и тишина.

И лотос хочет мне сказать о чем-то грустном.

Чтоб грустью и моя душа была полна.

С ВИНОМ В РУКЕ ВОПРОШАЮ ЛУНУ

С тех пор как явилась в небе луна — сколько прошло лет?

Оставив кубок, спрошу ее,— может быть, даст ответ.

Никогда не взберешься ты на луну, что сияет во тьме ночной.

А луна — куда бы ты ни пошел — последует за тобой.

Как летящее зеркало, заблестит у дворца Бессмертных она.

И сразу тогда исчезнет мгла — туманная пелена.

Ты увидишь, как восходит луна на закате, в вечерний час.

А придет рассвет — не заметишь ты, что уже ее свет погас.

Белый заяц на ней лекарство толчет и сменяет зиму весна.

И Чан-э в одиночестве там живет — и вечно так жить должна.

Мы не можем теперь увидеть, друзья, луну древнейших времен.

Но предкам нашим светила она, выплыв на небосклон.

Умирают в мире люди всегда — бессмертных нет среди нас.

Но люди всегда любовались луной, как я любуюсь сейчас·

Я хочу, чтобы в эти часы, когда я слагаю стихи за вином,—

Отражался сияющий свет луны в золоченом кубке моем.

Что касается китайской прозы, то она также развивалась. Начиная с 3 века развивается жанр рассказа о чудесном, в которых описывались встречи с духами, нечистой силой и т.д. Например, короткие рассказы Гань Бао «Записки о поисках духов» (4 век).

При династии Цзинь во времена государя У-ди юноша и девушка в округе Хэцзянь предавались тайным радостям и обещали друг другу пожениться. Вскоре юноша ушел на войну, и его не было много лет. Семья хотела выдать девушку за другого, но та все не желала. Тут приступили к ней отец и мать, и ей ничего более не оставалось как подчиниться. А потом она заболела и умерла.

А юноша этот возвратился из пограничных походов и спросил, где она. Родичи ее рассказали все как было. Он отправился на могилу. Хотел лишь оплакать ее, высказать скорбь, но не сумел сдержаться, раскопал могилу, раскрыл гроб... И она ожила. Он быстро отнес ее домой, покормил несколько дней - и она стала такой, как и прежде.

В не долгом времени прослышал об этом муж, явился и потребовал вернуть жену. Но тот, другой, не отдал.

- Ваша супруга давно умерла, - сказал он. - Да и случалось ли в Поднебесной, чтобы мертвые оживали? Но мне ниспослана была Небом такая награда, значит это совсем не ваша жена.

И возникла между ними тяжба, которую не смогли разрешить ни в уезде, ни в округе. Когда передали дело на решение двора, секретарь государя Ван Дао рассмотрел его и составил доклад, гласивший:

"Неслыханная чистота и искренность тронула небо и землю, и потому умершая вновь ожила. Дело это необыкновенное, и обычным порядком его разрешить невозможно. Поэтому прошу отдать женщину тому, кто вскрыл могилу".

И государев двор последовал его совету.

Ли Фу-янь. Новелла «Гуляка и волшебник» (9 в.).

Жил-был некий Цзы-чунь, гуляка и бездельник, быстро прокутил он всё своё наследство, родные, зная его нрав, выгнали Цзы-чуня. Стал он оборванцем-бродягой, и однажды на рынке одного города он встретил старика, который пожалел его. Рассказал он старику о своей жизни. Старик спросил его, сколько ему надо для безбедной жизни, и дал ему много больше, чем он сказал - 3 млн. Через два года Цзы-чунь растратил эти деньги без остатка и очутился на том же рынке. Тот же старик подошёл к нему и дал 10 млн. Стыдно стало Цзы-чуню, хотел он исправиться, но не смог. Через два года все повторилось. На этот раз старик дал ему уже 30 млн. Но Цзы-чунь пообещал ему, что как только устроит дела своих бедных родственников, отдаст долги и т.д., он сразу же пребудет в полное распоряжение старика, как может, отработает свой долг перед ним. Договорились встретиться через год. Весь год Цзы-чунь устраивал дела своих родных, приводил в порядок свои дела. Через год старик его встретил и повел высоко в горы, в большой храм. Там старик, оказавшийся буддийским монахом, дал Цзы-чуню каких-то пилюль и сказал: «Помни, чтобы ты сейчас ни увидел, не произноси ни слова, всё это только видения», - и ушёл. Тут же на бывшего гуляку набросились свирепые воины, угрожая его убить, прибежали дикие звери, чудовища, щелкали зубами перед самым его лицом. Затем началась страшная гроза, гром, молния, полил ливень, вода стала затекать в храм, скоро начался потоп. Потом пришли адские демоны, начали угрожать ему, привели его жену, стали её пытать на его глазах, варить в кипящем котле и т.д. Она молила его спасти его, он молчал. Потом её разрубили на куски, а его самого утащили в ад. «Ему лили в глотку расплавленную медь, секли его железными батогами, колотили вальками, молотили жерновами, клали на огненную лежанку, варили в котле», но он молчал. После ада он родился второй раз в женском облике, и прожил в теле девочки всю её жизнь вплоть до её выхода замуж и рождения сына. При этом она всё время молчала, однажды это надоело её мужу, он посчитал себя оскорблённым и в порыве ярости убил их сына. Мать любила сына, и забыв о предостережении старика, закричала от горя. Тотчас всё пропало, Цзы-чунь очутился в прежнем своём облике, в храме на горе.

- Твое сердце, сын мой, - сказал старик, - отрешилось от гнева и радости, скорби и страха, ненависти и вожделений. Лишь одну любовь не смог ты побороть. Это было последнее испытанье. Не исторгни гибель ребенка крика из уст твоих, мой эликсир был бы готов и ты бы стал бессмертным. Воистину труден путь к бессмертию. Правда, я могу вновь приготовить мой эликсир, но жизнь твоя слишком крепко привязана к этому бренному миру. Что же! Живи человеком!

Цзы-чунь вернулся вниз, к людям. Вернувшись домой, он горько упрекал себя за то, что не сумел сдержать клятвы, и решил попытаться исправить свою ошибку. Спустя немного времени Цзы-чунь еще раз поднялся на эту горную вершину, но все на ней было дико и пусто. Вздыхая от напрасных сожалений, возвратился он домой.

Интересны новеллы Цюй Ю (начало 15 века) о любви людей и призраков из сборника «Новые рассказы у горящего светильника».

«Записки о пионовом фонаре»

В одной деревне одиноко жил молодой студент Цяо. Однажды вечером мимо его дома прошли молодая девушка и служанка с фонарём в виде двух пионов. Цяо девушка понравилась, он пригласил её к себе домой. Она согласилась. «Когда ж опустили они полог и сблизили головы на подушке, оба предались любовной радости. На рассвете девица простилась с ним и ушла. Под вечер явилась снова. И так продолжалось с полмесяца».

Старик сосед однажды решил подглядеть за ними и ужаснулся, он увидел, как студент сидит с напудренным скелетом. Днём он пошёл к Цяо и сказал ему, что девица, которая ходит к нему – бесовка-оборотень. Цяо решил проверить, пошёл днём к ней домой (она сказала, что живёт на западном берегу озера). Но там никто её не знал. Случайно он зашёл в Храм на середине озера, «очутился вдруг в темной комнате. Посреди комнаты стоял гроб, с крышки гроба свисала белая полоса бумаги, на ней надпись: "Гроб с телом барышни Ли-цин, дочери судьи округа Фынхуа"» (это и была та девица). Волосы у студента зашевелились от ужаса, побежал он себя не помня домой. Переночевав у соседа, утром отправился к наставнику даосу (даосизм – китайское религиозное учение, близкое буддизму), тот дал ему амулеты и посоветовал никогда не заходить в Храм на середине озера. Цяо развесил амулеты дома, девица приходить перестала. Но однажды он нарушил запрет, выпил у друга, захмелел и забрёл в Храм на середине озера. Там его сразу же встретила служанка и повела к своей госпоже, в ту самую комнату, где ждала его девица Ли-цин, стала укорять его в измене, а потом «схватила студента за руку и повлекла к гробу. Тут гроб сам собою раскрылся, и Ли-цин, обняв студента, вместе с ним в него и вступила. Крышка захлопнулась. Студент умер в гробу». С той поры часто видели люди привидения всех троих. В ужасе обратились жители окрестных сёл к наставнику Вею, но тот посоветовал обратиться к более могущественному даосу-отшельнику. Старый даос выслушал их, поколдовал, явилось небесное воинство, он приказал поймать нечисть, пугающую честных людей. Через минуту все трое были доставлены. Сначала их отхлестали кнутом, потом даос произнёс приговор.

«Когда в миру наступает година смут, недобрые призраки переменяют облик, населяют иные стати, притворяясь травой, древесами. По ночам, когда небо во мраке и сеется дождь, иль на рассвете, когда луна низка и Шэнь-звезда блестит у окоема, лукавая нежить свищет, шумит в стропилах, подглядывает в дома, а выйдешь взглянуть - никого.

Когда лисы спокойно разгуливают - быть смуте, когда перепела поднимаются с полей - быть беде. Нити злодейства проникли все и вся, тому, кто поименован преступником - нет снисхождения. Подобно человеку, что провалился в яму и тотчас начинает ее заваливать, бесприютные души умерших сами себя обнаруживают.

Посему следует: фонарь, испускающий двойной свет, сжечь, всех троих взять под стражу и отправить в тюрьму девятой преисподни".

«Записки о шпильке – золотом фениксе». О том, как умершая девушка вернулась на землю в облике своей сестры, чтобы вновь соединится со своим возлюбленным и завершить свою земную судьбу.

Вышеперечисленные прозаические произведения можно прочитать в сборнике «Классическая проза Дальнего Востока» (1975, библиотека всемирной литературы).

В 14 веке в китайской литературе возник жанр большого романа. Наиболее интересный средневековый китайский роман «Путешествие на Запад» (16 век). Роман очень большой по объёму и фантастический по содержанию. О путешествии монаха в Индию вместе с могучим царём обезьян Сунь У-куном и свиноподобным, комичным толстяком Чжу Ба-цзе.

Интересна японская литература.

Особое развитие получил жанр повести и романа. Анонимная «Повесть о старике Тэкатори» (начало 10 века), волшебная сказка и бытовая повесть одновременно. Первый реалистический психологический и бытовой роман в мировой литературе «Повесть о Гэндзи» (начало 11 века), написанный женщиной Мурасаки Сикибу. В романе более 1000 страниц – и это главный его недостаток. Подробно описывается придворная жизнь, а конкретно жизнь незаконнорожденного сына императора по имени Гэндзи, в основном его любовные похождения. В романе нет единого увлекательного сюжета, он построен по принципу хроники, последовательное описание событий жизни и всё. Много психологических размышлений о любви, о женских и мужских характерах, причём, довольно верных и тонких. Очень привлекает общая позиция автора, Мурасаки просто описывает жизнь такой, какая она есть, без особых попыток её приукрасить, или вывести какое-то поучение. В романе ярко воплотился общий принцип японской, да и китайской литературы – «моно-но аварэ» - печальное очарование вещей: созерцание прекрасной и печальной жизни. Это очень верно, жизнь именно такова.

После «Повести о Гэндзи» в японской литературе было мало интересных произведений, такова особенность восточных литератур, в них почти нет прогресса, развития. Они удовлетворяются тем, что уже есть. Интересные произведения появляются лишь в 17 веке, когда появился Ихара Сайкаку, автор динамичных повестей о реальной городской жизни в её самых обыденных и даже низменных проявлениях. Наиболее характерна его повесть «Женщина, несравненная в любовной страсти» (1686) – исповедь состарившейся куртизанки (женщины, живущей за счёт богатых мужчин). В повести утверждается мысль, что и куртизанка тоже человек, она имеет право на чувство собственного достоинства, что жизнь гораздо сложнее, чем многие думают. В повести есть место юмору и трагедии.

В японской поэзии очень распространены малые жанры.

Танка – пятистишие Отикоти Мицунэ (10 век)

* * *

Снег все идет... И вот уже никто

Не ходит больше этою тропою,

Мне не найти на ней твоих следов...

И чувствам прежним

Трудно не угаснуть…

Самый известный японский поэт, автор трёхстиший хокку Мацуо Басё (1644-1694).

* * *

Тихая лунная ночь...

Слышно, как в глубине каштана

Ядрышко гложет червяк.

* * *

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

* * *

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

На следующий семестр

1. Песнь о Роланде.

2. Омар Хайям. Рубаи.

3. Боккаччо. Декамерон: I-1, 2, 4; III-1, 3, 8, 10; IV-1, 2, 5, 9; V-4; VI-10; VII-1, 7, 9; VIII-8; IX-2, 6; Х-8, 10.

4. Вийон. Баллада поэтического состязания в Блуа.

5. Сервантес. Дон Кихот (в обработке для детей в одном томе).

6. Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Макбет.

Зарубежная литература в школьной программе 5-9 классы. Мифы Др. Греции: Подвиги Геракла (Авгиевы конюшни. Яблоки Гесперид), Геродот. Легенда об Арионе. «Илиада», «Одиссея» (Одиссей у Циклопа). «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Катулл – стих.: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…» (возможен выбор других стихотворений). Гораций. «Я воздвиг памятник...». Данте. Ад (1, 5 песни). Сервантес. Дон Кихот (фрагменты). Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Байрон. Корсар. «Ты кончил жизни путь, герой!». Вальтер Скотт. Айвенго. Эдгар По. Падение дома Ашеров. Жорж Санд. О чём говорят цветы. Мериме. Маттео Фальконе.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

10-11 классы. Проза Бальзака, Гюго. Поэзия Байрона, Гейне.

Первый семинар.

Мифы Древней Греции.

По любому учебнику: что такое мифы? Кто их автор? Как они рождаются?

Книга Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

Главы:

Происхождение мира и богов.

Зевс.

Посейдон.

Аид.

Прометей.

Геракл. От начала до главки «Стимфалийские птицы» включительно. Скотный двор царя Авгия. Геракл у Адмета. Кербер. Яблоки Гесперид. Геракл и Деянира. Геракл сражается против титанов. Смерть Геракла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: