double arrow

Тема двух Заветов по Евр

[Польсков]. Следующая тема – противопоставление Нового и Ветхого Завета. Автор прямо говорит, что с переменой священства необходимо быть перемене закона. Поскольку Христос есть первосвященник по чину Мелхиседека, а не по чину Левия, с переменой священства должен был быть переменен и закон. Христос называется поручителем лучшего закона, лучшего завета. Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвой, потому что о Нем было сказано: клялся Господь и не раскаялся, Ты иерей вовек по чину Мелхиседека. Лучшего завета Поручителем сделался Иисус.

17 раз в послании к Евреям говорится о Новом Завете и сам термин употребляется, из 33 употреблений в Новом Завете вообще более половины мы находим в послании к Евреям. Это тема, очень важная – Новый Завет превосходней Завета Ветхого. Он дает очищение грехов, это завет, который заключен не в крови тельцов и овнов, а в Крови истинного Сына Божия. Это послание написано людям, выросшим в Ветхом Завете. Они не просто отказываются, предают свой Ветхий Завет, они приходя к лучшему и совершенному. Если кто-то помышляет о возвращении к старой жизни, он меняет лучшее на худшее, Новый Завет совершенней Ветхого. Это тема важная. Видимо, апологетическая цель послания таким образом достигает своего исполнения, через постоянное противопоставление Заветов. Христос, учредив Новый Завет, упраздняет Завет Ветхий, это одна из основных тем. Если кто-то, обещавший веровать Христу, отходит от Него, он теряет лучшее, но и к старому не может вернуться. Старого больше нет. Новый показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Храмовое богослужение, хотя и совершается еще в момент написания послания, скоро должно прекратиться. Завет как институт, как явление – тоже.

Воцарение Нового Завета не только отмена Ветхого, но и упразднение Царства того, кто сделал Ветхий Завет недостаточным для спасения, а именно сатаны. Автор послания вполне согласуется с евангельским учении ем о конце царства сатаны. Воцарение Христа означает прекращение царства сатаны: а как дети причастны плоти и крови, то Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола. Итак, Новый Завет, заключенный в Крови Христа, упраздняет власть сатаны. это совершилось раз и навсегда (IX, 12): не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел в святилище и обрел вечное искупление. Власть сатаны сокрушена раз и навсегда. То, что совершил Христос, есть вечное совершение, Новый Завет победа над сатаной.

[Кассиан]. Упоминание Духа в 10:14 указывает: какова бы ни была первоначальная форма текста: Духом Святым, или Духом Вечным, несомненно, что жертвоприношение Христово, посредственно или непосредственно, связано с действованием Св. Духа. Смерть Христова, которою обусловлено принесение Его Крови, предполагается дарованием Нового Завета (10:15-23). Последнее является исполнением пророчества Иеремии о новом Завете (Иер.31). Как всякое завещание (греческое слово значит и завет, и завещание), Новый Завет предполагает смерть. Пролитие крови, неизбежное в Ветхом Завете, прообразует лучшую жертву, принесенную для «очищения небесного». Множественное число ст. 23 (лучшими жертвами) вызвано противоположением. Жертва Христова противополагается многоразличным и многократным жертвам Ветхого Завета. Она была принесена в самом небе (ст. 24) и раз навсегда для уничтожения греха (ср. стт. 26, 28 и др.). Составители Евр., подходя к концу догматического учения, с новою силою повторяют мысли, высказанные ранее (ср. 9:24-10:18). Они полагают особое ударение на жертве Христовой, как однократной и совершенной, и подкрепляют учение свидетельством Духа Святого (ср. 10:5-38). С принесением жертвы Христовой связано прекращение Ветхого Завета, в частности, жертвы за грех (10:5-10, 18, ср. еще ст. 26). Но мысль составителей идет и дальше. Она устремляется к эсхатологическим граням: однократному жертвоприношению Христову противополагается Его второе явление, которое уже не будет связано с грехом, но принесет спасение ожидающим Его (9:28, ср. 10:13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: