Мотивация предпринимателей

Многочисленные исследования, посвященные процессам мотивационной детерминации поведения, позволили выделить некоторые специфические личностные свойства и качества, которые способствуют результативности его инновационных форм, в том числе и предпринимательской. В их числе можно выделить: «мотивацию достижения» Д. Маккелланда, склонность к риску в ситуациях возрастания ценности результатов Дж. Аткинсона, склонность к усложнению поведенческих задач в ситуациях риска Б. Вайнера, интер-нальность поведенческих реакций Дж. Роттера, способность к нестандартному решению эвристических задач в условиях дефицита времени Дж. Ронена, способность к оперативной альтернации рисковых ситуаций А. Маккриммона, стрессо-устойчивость Кетса де Фриза. Существенной особенностью личности предпринимателя является также креативность, так как данный вид экономического поведения, особенно на | высших уровнях мастерства, насыщен творческими элементами, которые требуют применения так называемого дивергентного мышления.2 Немаловажное значение в активизации инновационной деятельности играют энергетические ресурсы и волевые черты личности предпринимателя, от силы и концентрации которых зависят интенсивность и результативность ее воздействия на рыночную среду.

Очевидно, что эмпирические модели, о которых мы упомянули выше, в силу их естественной узости дают довольно ограниченную и одностороннюю трактовку феномена предпринимательского поведения. Более широкое сущностное его объяснение можно найти в работах Л. Гумилева, который сформулировал и обосновал так называемый эффект «пассионарности». Пассионарии, по Гумилеву, - это активная часть человеческой популяции. Величина импульса потребности в действиях у этих людей превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они часто действуют ради вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности и прочих страстей, в ряде случаев принося свою жизнь в жертву идеалу - далекому и нередко иллюзорному прогнозу. В зоне пассионарности, по Гумилеву, действуют конкистадоры, землепроходцы, поэты, ересиархи и другие инициативные фигуры.

Примечательно, что никак не связанные друг с другом концепция пассионарности Л.Гумилева и многочисленные западные модели в различном ключе и разными средствами указывают на одни и те же особенности субъектов инновационного поведения - на их имманентную склонность к риску и ориентацию на сверхценные идеи.

Не менее интересна и гипотеза В. Козелецкого, который выдвинул и обосновал феномен «трансгрессии» - универсального свойства человеческого поведения, связанного с экспансией и эмансипацией, то есть имманентными характеристиками homo sapiens расширять ареал своего существования, а также преодолевать различные ограничения и лимиты поведения за счет увеличения «диапазонов» свободы. Трансгрессия, вне зависимости от простоты или сложности мотивации, создает возможности для возникновения новых форм, раздвигает границы человеческого существования, познания, хотя и обладает положительным (конструктивная трансгрессия) и отрицательным (деструктивная трансгрессия) знаками полярности.

Мо­тивы выбора предпринимательской деятельности. Основные наиболее значимые мотивы предпринимательской деятельности.

Достижение высокого материаль­ного благополучия,

независимости, самостоятельности в работе

возможности реа­лизовать свои способности

Мотивы полезности своего бизнеса и достиже­ния авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени. Полу­ченные результаты убедительно свидетельствуют о возрастании роли фактора мате­риального благополучия в мотивации предпринимательской деятельности и его влияния на удовлетворенность ее результатами.

Выбор предпринимательства как вида экономической деятельности, особенно­сти мотивации предпринимательской деятельностью и удовлетворенность ею про­явились в наших исследованиях как взаимосвязанные социально-психологические характеристики. Основным, ведущим мотивом выбора предпринимательства высту­пает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематиче­ским извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемно­го труда. Главной целью предпринимательства является достижение экономической независимости и самостоятельности и экономического успеха, связанного, с одной стороны, с получением высокого дохода, а с другой - с достижением высокой мате­риальной обеспеченности.

Вместе с тем, выявлены группы предпринимателей, для которых выбор предпринимательства носит вынужденный или случайный характер. Их отличительными особенностями оказались большая значимость мотива незави­симости и самостоятельности по сравнению с мотивом материальной обеспеченности, более низкая удовлетворенность предпринимательской деятельностью и более выраженная готовность уйти из нее.

Ценности и соответствующие им образцы и нормы предпринимательского поведения

Естественно, что «венчурный» импульс инновационного поведения (в том числе и предпринимательского) не реализуется абсолютно спонтанно, он культурологически обусловлен (детерминирован). Инновационный эффект предпринимательского поведения определяется в значительной степени доминирующими в обществе культурными эталонами, которые положены в основу действий экономических субъектов (индивидов, групп, организаций). Очевидно, что сознание предпринимателя, методы и средства достижения им социально значимых целей базируются на системе специфических инструментальных и терминальных ценностей, социальных стандартов и образцов поведения, определяющих рисковый способ его действий. Раскрывая специфику этих ценностей, следует сказать, что они дифференцируются на два относительно самостоятельных класса.

Терминальные ценности - это цели, которые являются объектом достижения. Например, получение прибыли, создание нового инновационного продукта или процесса.

Инструментальные ценности - это методы и средства достижения поставленных целей. Инструментальными ценностями могут быть способности и другие свойства личности, которые приобретаются ею в процессе профессиональной подготовки или являются результатом жизненного опыта, технические и технологические средства, с помощью которых решаются профессионально значимые задачи.

Разумеется, что эта дифференциация ценностей предпринимательской культуры относительна, поскольку, например, свобода и независимость предпринимательского поведения являются, с одной стороны, условиями деятельности, а с другой - целями, к которым стремится индивид. Более строгое выделение ценностей и соответствующих им образцов и норм предпринимательского поведения позволяет построить их классификацию, которая может быть структурирована следующим образом.

Предпринимательский доход (прибыль). Он является, на наш взгляд, основной целью, ради которой активизируются все ресурсы и возможности человека, занятого в сфере венчурного бизнеса. Естественно, что не все агенты рыночного процесса достигают этой цели, а, как правило, меньшинство. Однако в стартовой ситуации все без исключения надеются на успех. Было бы бессмысленно предпринимать что-либо, если бы заранее был известен отрицательный результат.

Накопление экономических ресурсов (богатства). Это может быть капитал в различных его формах, конфиденциальная ценовая и другая информация, позволяющая предпринимателю достигать экономических преимуществ над конкурентами, или находящиеся в собственности предпринимателя ноу-хау, инновационные продукты и процессы.

Власть. Она основана на количестве и «мощности» капитала (богатства), которым обладает предприниматель и который позволяет ему различным образом воздействовать на поведение других людей, социальных групп, организаций в своих собственных интересах.

Социальный статус (престиж), к которому стремится предприниматель. Он (статус) является реальным и идеальным пределом социальных достижений, активизирующим предпринимательскую активность в различных секторах экономики.

Свобода выбора и риска. Это важный компонент предпринимательского поведения, без которого было бы невозможно достижение предпринимательского дохода. Полярной ценностью в данном случае является ответственность за риск и свободу выбора, что побуждает предпринимателя минимизировать возможные неудачи путем рационального расчета будущих действий.

Идеальные ценности. В данном конкретном случае под ними следует понимать, как минимум, творческо-познавательные, альтруистические и патриотические ценности предпринимательства. Они являются мощнейшей силой, движущей учеными-первопроходцами, путешественниками, миссионерами, меценатами, людьми высокого гражданского долга.

Образ и стиль жизни - результирующая ценность предпринимательского поведения, отличающая и выделяющая представителей венчурного бизнеса от других социальных групп. Те референтные группы, которые достигли выдающегося предпринимательского успеха, являются носителями предпринимательских способностей, традиций, навыков и ценностей и стимулируют экономическую активность новых поколений.

Естественно, что в основе различных моделей предпринимательского поведения лежат многообразные комбинации вышеназванных ценностей, позволяющих отличать специфику жизни одних предпринимателей от других. Можно сказать, что для тех или иных субъектов предпринимательского поведения свойственны разные пределы социальных достижений, различные социокультурные образцы и средства реализации целей. В связи с этим можно выделить несколько моделей предпринимательского поведения, в основу мотивации которых могут одновременно быть заложены различные ценности и приоритеты.

Модель личностной самореализации. Она базируется на форсировании личностных ресурсов и ориентирована на достижение успеха, причем в качестве предмета такового не обязательно выступает максимальная прибыль или богатство. Результирующей ценностью может быть, например, имидж победителя, обыгравшего конкурента в рыночной борьбе, успех «маргинала», преодолевшего вопреки всем обстоятельствам множество препятствий, выполнение своей миссии и т.п.

Стратификационная модель. В данном случае базовой ценностью предпринимательского поведения является процесс перемещения по социальной лестнице и достижение престижного статуса. Эта модель поведения наиболее типична для индивидов, находящихся на нижних этажах социальной структуры - аутсайдеров и маргиналов (этнических и социальных), которые, обладая «пассионарным импульсом», предпринимают отчаянные попытки изменить свое социальное и экономическое положение. Очевидно, что они стремятся реализовать себя в различных областях деятельности, в том числе и в сфере предпринимательства.

Традиционная модель. Поведение предпринимателя в данном случае характеризуется следующими особенностями. В своих действиях он базируется на традициях, стандартах и ценностях определенной предпринимательской культуры, которая сформировалась в результате жизни нескольких поколений. В процессе «трансмиссии», передачи этих ценностей возникают целые династии предпринимателей, накапливающих специфические навыки, технологические рецепты и методы достижения профессиональных целей, передающихся по наследству.

Транзитная модель. Здесь целью предпринимательских действий является создание устойчивой социальной «экониши» существования (для себя и собственного потомства). В случае достижения успеха предпринимательская активность угасает, и субъект, накопив определенный капитал, переходит в категорию рантье или передает свое дело в руки более предприимчивого менеджера, деятельность которого он контролирует.

Авантюрно-игровая модель. Она характеризует действия отдельных экономических субъектов, отдающихся азарту конъюнктурной рыночной игры, максимальный приз и выигрыш в которой заслоняет неизбежные в этих случаях негативные результаты и последствия.

Нормативно-рациональная модель. Она типична, прежде всего, для продуцентов и собственников инновационных продуктов и процессов. Предприниматели этой категории максимально рациональным образом стремятся достичь успеха в своей деятельности, изменяя и совершенствуя технологическую структуру производства, повышая его рентабельность и эффективность. К предпринимателям этого рода относятся, как правило, представители инженерного корпуса и ученые, решившие внедрить свои идеи и изобретения.

Деструктивная модель. Система ценностей и установок предпринимателей этого типа, как правило, выходят за рамки легального бизнеса. Представители данной социальной группы ориентированы на получение остаточного (предпринимательского) дохода путем использования запрещенных методов, форм и средств. Таковыми могут быть, например, производство благ и услуг с отрицательным эффектом, запрещенных законом, сбыт некачественной продукции, создание фиктивных коммерческих структур (АО, банков) и т.п. Это сфера полулегального и нелегального бизнеса.

Безусловно, выделенные нами модели предпринимательского поведения не исчерпывают всего его многообразия и являются лишь первым приближением к изучению этой сложнейшей и очень важной социально-экономической проблемы.

20. Социально-психологические факторы ус­пешности предпринимательской деятельности:

оценка собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса,

позитивное отношение к конкуренции,

вы­сокая оценка своей конкурентоспособности

высокая надежность партнеров.

Оценка собственных возможностей, также как и тесно связанная с ней оценка своей конкурентоспособности, проявили себя как центральные социально-психологические характеристики предпринимательской деятельности, тесно связан­ные как с оценками ее процессуального аспекта (степени деловой активности пред­принимателей и динамики ее изменения), так и с оценками ее результатов (успешно­сти и удовлетворенности). При этом оценка своей конкурентоспособности является более обобщенной, интегральной социально-психологической характеристикой де­ловой активности предпринимателя, чем оценка собственных возможностей. Она (оценка конкурентоспособности) определяется не только самооценкой предпринима­теля как субъекта деловой активности, но и оценкой его взаимоотношений с партне­рами и конкурентами.

В целом предприниматели в высокой степени ощущают зависимость развития своего бизнеса как от социально-экономических, так и от социально-психологических факторов. Зависимость от общих социально-экономических усло­вий в стране воспринимается ими как более сильная, чем зависимость от местных органов власти, а зависимость от взаимоотношений с партнерами - как более силь­ная, чем зависимость от отношения со стороны местного населения. При этом оценка зависимости от местных органов власти и отношения населения имеет тенденцию к снижению, а оценка зависимости от взаимоотношений с партнерами и от себя самого - к увеличению.

Удовлетворенность предпринимателей

Субъективные оценки своего материального благосостояния и динамики его изменения являются существенными социально-психологическими характеристика­ми, непосредственно связанными с уровнем деловой активности предпринимателя и динамикой его изменения. Материальное положение своей семьи как ближайшей со­циальной группы выступает в качестве существенной характеристики внешних, со­циально-экономических условий деловой активности субъекта. Ориентация пред­принимателя на материальное положение своей семьи, ожидание его улучшения и поддержки со стороны членов семьи являются существенным социально-психологическим фактором деловой активности субъекта. С другой стороны, улуч­шение своего материального благосостояния является не только одной из основных целей предпринимательской деятельности, но и одним из основных критериев оцен­ки ее успешности, удовлетворенности ее результатами.

Существует взаимосвязь между мотивационными особенностями предприни­мателей и удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Для высоко­удовлетворенных предпринимателей характерно преобладание мотивации матери­альной обеспеченности над мотивом независимости, для низкоудовлетворенных предпринимателей - соотношение обратное, что, предположительно, связано с более высокой ценностью свободы для низкоудовлетворенных предпринимателей.

(Позняков)

1. Социально-психологическими характеристиками высокоудовлетворенных предпринимателей являются:

преобладание мотивации материальной обеспеченности,

большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности,

высокие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи, собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности,

высокая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, положительная оценка перспективности бизнеса, активно-положительное отношение к полезности своей деятельности для общества

деловой стиль общения с наемными работниками.

2. Социально-психологическими характеристиками низкоудовлетворенных предпринимателей являются:

преобладание мотивации независимости, самостоятельности в работе,

меньшая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности,

низкие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи,

заниженные оценки собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности, перспективности бизнеса,

низкая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, более безразличное отношение к полезности своей деятельности для общества,

дружеско-деловой стиль общения с наемными работниками.

3. Отличительными социально-психологическими характеристиками предпринимателей, связанными с их экономическим статусом собственника, в сравнении с социально-психологическими характеристиками наемных руководителей, являются

более высокая удовлетворенность деятельностью,

большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности,

более высокие оценки степени самореализации и нужности своей деятельности людям,

более негативная оценка влияния экономической политики государства на успешность предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: