1. Создание правовой основы для принятия экономических решений, т.е. принятие законов, определяющих права собственности и ее защиты, регулирования предпринимательской деятельности, защиты потребителей от недоброкачественных товаров и услуг, антимонопольное законодательство;
2. Регулирование денежного хозяйства через денежно-кредитную и антиинфляционную политику;
3. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий через фискально-налоговую политику, помощь беднейшим слоям населения, гарантия минимального размера оплаты труда, пенсий по старости, инвалидности, помощь малоимущим, индексация фиксированных доходов в условиях инфляции;
4. Регулирование трудовых отношений – защита прав на труд, трудоустройство, пособие по безработице;
5. Регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды. В силу ограниченности ресурсов необходимо разумное их использование, т.е. регулирование «внешних эффектов» (когда от неправильного природопользования возникают негативные последствия для последующих поколений). Предотвратить можно через государственное принуждение. Пример: Нефть в Бузулукском бору, рынок требует добывать нефть, государство – сохранить бор;
|
|
6. Удовлетворение потребностей в «коллективных благах». Они потребляются коллективно, а рынку производить их неэффективно (оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая сеть). Их производит государство и оплачивает федеральный бюджет (граждане);
7. Сбор и распространение достоверной экономической информации, чтобы фирмы могли принять разумное решения;
8. Контроль над сферой внешней торговли и валютных операций, защита экономических интересов страны на международной арене.
- законы; - указы; - постановления; - нормативные акты. Цель: создать правовую основу для деятельности всех звеньев экономики | - запреты: на размещение заводов в центре городов, заповедников, владение землей иностранцами; - разрешение (лицензирование): на предпринимательскую, банковскую, внешнеторговую деятельность; - ограничения – носят временный характер: перемещение рабочей силы во время войны; - принуждение: минимальные социальные гарантии при трудоустройстве; использование очистных сооружений, мобилизация ресурсов во время войны. Эти инструменты базируются на авторитете государства, но применять их следует осторожно, так как могут подменить государство. | 1) Прямого воздействия: - система государственных закупок: военная техника, продуктов в государственный резерв; - целевое финансирование: национальные проекты 2006 г. в здравоохранении, образовании, АПК, строительстве; 2) Косвенного воздействия: - денежно-кредитная политика; - фискальная (бюджетно-налоговая) политика; - амортизационная политика; - валютная политика; - таможенная политика. | - убеждение: переговоры с профсоюзами о снятии требований; - призывы: не сокращать рабочие места, поддержать отечественного производителя; - добровольное соглашение сторон при посредничестве государства; Эти инструменты зависят от авторитета государства, доверия населения к органам власти. |
Государственное регулирование в современном мире не возможно без индикативного (рекомендательного) планирования – стратегический план развития экономики государства в условиях экономического цикла. Оно широко используется во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии, Швеции, Финляндии, Великобритании, США и других странах. У истоков теоретического обоснования индикативного планирования стоял французский экономист Ф. Перру (1903 – 1987 гг.). Данное планирование в основном ограничивается постановкой целей, приоритетов развития и определением средств ГРЭ.
|
|
Вопрос 2. Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период.
Экономический рост – есть составляющая часть экономического развития, а экономическое развитие – это процесс, включающий периоды роста и спада количественных и качественных изменений в экономике. Рост – это положительная динамика экономики. Спад – это отрицательная динамика, как экономики в целом, так и отдельных ее сфер, секторов, факторов и элементов. Измерить процесс экономического развития достаточно трудно, поэтому в макроэкономике принято анализировать экономический рост.
Экономический рост означает, что на каждом отрезке времени облегчается в какой-то степени решение главного экономического противоречия: ограниченности ресурсов при безграничности человеческих потребностей. В связи с этим проблема экономического роста – является центральной задачей всех государств => важнейший раздел макроэкономики – теория экономического роста.
Теория экономического роста – анализирует те его факторы и процессы, которые в состоянии обеспечить достаточно быстрое экономическое развитие и достичь главную цель экономического роста – повышение жизненного уровня всего населения страны.
Важнейшие проблемы теории экономического роста:
1/ Тенденции и источники роста.
2/ Обеспечение его долговременной устойчивости.
3/ Последствия выбранной модели технологической политики.
4/ Темпы обновления структуры народного хозяйства.
5/ Измерение факторов, влияющих на экономический рост и его результаты.