1. Обороноспособность: национальная оборона, ликвидация оружия. В 2002 г. – 15,1% всех государственных расходов;
2. Платежи по государственному долгу: погашение долга, обслуживание процентов. В 2001 г. – 49,6%, в 2002 г. – 35,6%;
3. Функционирование государства: государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, правоохранительная деятельность, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, финансовая помощь местным бюджетам. В 2002 г. – 13,3%;
4. Международная деятельность: представительские расходы за границей, организация международных встреч и выставок, взносы в международные организации. В 2004 г. Россия внесла в ООН – $ 59 млн. (из них в регулярный бюджет ООН – $ 15 млн., на миротворческие операции – $ 40 млн., в бюджет трибуналов по бывшей Югославии и Руанде - $ 3,3 млн.), в СОВЕТ ЕВРОПЫ – € 24,5 млн. (из них в регулярный бюджет – € 22,3 млн., в еврокомиссию «За демократию через права» – € 149,7 тыс.), в ЮНЕСКО – $ 1,5 млн. и € 1,5 млн., в ОБСЕ – € 6,7 млн., в МАГТ (Международное агентство по атомной энергии) – $ 562,5 тыс. и € 2,3 млн., в ВОЗ (всемирную организацию здравоохранения – $ 2 млн.). В целом в 2004 г. на международную деятельность Россия израсходовала 3,5 млрд. рубля;
5. Внутриэкономическая деятельность: а) промышленность, энергетика и строительство, б) сельское хозяйство и рыболовство, в) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информация, г) фундаментальные исследования и НТП, д) охрана окружающей среды, природные ресурсы и гидрометеорология;
6. Воспроизводство человеческого капитала: а) социальная политика, б) образование, в) здравоохранение и физическая культура, г) культура, искусство и кинематограф, д) средства массовой информации. В 2002 г. – 14,3%;
7. Целевые федеральные программы. Могут быть приняты короткосрочные или долгосрочные программы государственного финансирования: программа ликвидации последствий ядерных взрывов, программа поддержки народов Крайнего Севера и другие.
В России помимо Федерального бюджета существует еще одно звено финансовой системы – местные бюджеты: республиканские, краевые, областные, окружные и бюджеты местного самоуправления.
Консолидированный бюджет – совокупность денежных средств государственного и местных бюджетов.
Рассматривая государственные расходы на ту или иную отрасль, следует анализировать общий объем расходов консолидированного бюджета, так как многие статьи преимущественно финансируются из местных бюджетов: образование, здравоохранение и т.д. Согласно «Закону об образовании РФ» на образование ежегодно должно выделяться 10% от национального дохода, а в 2002 г. из консолидированного бюджета – 4%. В 2003 г. на здравоохранение в России выделено 3% от ВВП, а по оценкам ВОЗ только на поддержание отрасли в прежнем состоянии каждая страна ежегодно должна выделять не менее 5% от ВВП.
Вывод: государственный бюджет, аккумулирующий крупные финансовые ресурсы, является материальной основой экономической деятельности государства и обладает широкими возможностями для активного вмешательства в хозяйственную жизнь страны.