1. Дискреционная (активная) – сознательное государственное манипулирование налогами и расходами.
а) если государство ↑ свои расходы (заказ частному сектору, трансфертные платежи, социальные программы) => совокупный спрос ↑ => предложение продукции ↑ => занятость ↑ => стимулируется экономический рост, одновременно => ↑ инфляция.
б) если государство ↑ налоговые ставки => ↓ личный располагаемый доход => совокупный спрос ↓ => предложение продукции ↓ => занятость ↓ => сдерживается экономический рост, но => ↓ инфляция.
Эти методы используются на разных фазах экономического цикла. Так, в условиях кризиса, когда необходим экономический рост, требуется увеличение государственных расходов и снижение налоговых ставок. Однако дискреционная фискальная политика имеет ряд недостатков:
· между принятием решения и его воздействием на экономику проходит значительное время, следовательно, необходимо лангировать (принимать заранее с учетом возможных изменений условий) решение, что требует проведения серьезного макроэкономического анализа;
· популизм в принятии решений (легче принять постановление о снижении налогов и увеличении государственных расходов, особенно накануне выборов, что не всегда согласуется с экономической ситуацией);
· административные издержки (контроль за выполнением решения).
2. Политика автоматических встроенных стабилизаторов (пассивная) – фискальная политика, при которой необходимы изменения в условиях государственных расходов и налогов происходят без активного содействия государства, а через систему встроенных стабилизаторов: 1) социальные выплаты; 2) изменения в налоговых поступлениях; 3) субсидии фермерам.
а) так, в условиях кризиса – поступление налогов автоматически снижается, одновременно возрастают расходы государства на социальные выплаты => совокупный спрос начинает медленно расти => производство постепенно расширяется;
б) в период экономического подъема – поступление налогов возрастает, улучшается благосостояние семей => государственные социальные выплаты снижаются => совокупный спрос сокращается => сдерживается экономический рост.
Автоматические стабилизаторы могут только лишь ограничить размах и глубину колебания экономического цикла.
Вывод: Ни один из видов фискальной политики сама по себе не регулирует экономику. Только их разумное сочетание может существенно влиять на общественное производство, занятость, инфляцию и экономический рост.
Вопрос 2. Государству для осуществления своих экономических, социальных, оборонных и других функций необходимы денежные средства.
Государственные финансы – эта особая сфера экономических отношений, связанная с вторичным, а так же первичным распределением и потреблением валового внутреннего продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.
В современных условиях государственные финансы осуществляют:
1) воздействие на общественное воспроизводство;
2) поддержку темпов экономического роста;
3) финансируют важнейшие отрасли народного хозяйства;
4) структурную перестройку экономики;
5) развитие НТП и НИОКР;
6) повышение конкурентоспособности национальной экономики (долгосрочная функция).
Важнейшим звеном государственных финансов, через которое правительство осуществляет финансовую политику, является государственный бюджет.
Государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Государственный бюджет Российской Федерации – это федеральный закон, в котором расписаны денежные доходы и расходы государства на год.
Проект государственного бюджета составляет правительство (Министерство финансов и Министерство торговли и экономического развития). В августе он передается на рассмотрение в Государственную Думу, где проходит 4 чтения (с 2007 г. планируется 3 чтения). В ходе поэтапного обсуждения вносятся поправки, которые должны быть проголосованы 1/2 депутатов. В Совете Федерации бюджет утверждается большинством сенаторов, после чего закон поступает на подпись Президенту РФ. При не принятии закона до нового года – финансирование государственных расходов осуществляется в размере среднего расхода за тот же период предыдущего года.
В современных западных странах через госбюджет перераспределяется 1/3 – 1/2 ВНП, а в России гораздо меньше – примерно 1/5. Так, в 2002 г. – доходы Госбюджета РФ составили 18,3% от ВВП.
Госбюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Относительно друг друга они могут находиться в балансовом равенстве Д = Р, если Д > Р, то возникает профицит доходов государственного бюджета, если Д < Р – дефицит доходов государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета показывают из каких источников формируются доходы государства. Все доходы Федерального бюджета России в 2002 г. составили – 1 трлн. 998 млрд. 400 млн. руб., по проекту 2007 г. – 6 трлн. 965,3 млрд. рублей.