Различают три основных способа смесеобразования:
1.Объёмный (КамАЗ) – распыливаемое топливо подаётся в объём камеры сгорания, жёсткость сгорания достигает 0,8 … 1 МПа/град.
2.Плёночный («Икарус») – топливо подаётся на горячую стенку, испаряется и плавно сгорает. Жёсткость снижается до 0,2 … 0,4 МПа/град. Двигатель работает неэкономично с плохими пусковыми качествами, но мягко.
3.Объёмно-плёночный (ЗИЛ 645) – часть топлива подаётся на стенку, а часть в объём. Жёсткость достигает 0,4 … 0,6 МПа/град при удовлетворительной экономичности и средней жёсткости процесса сгорания.
Жёсткость процесса сгорания определяется по индикаторной диаграмме на участке резкого повышения давления. От жесткости сгорания зависят экономичность двигателя, вибрации и стуки. Жёсткость процесса сгорания (МПа/град) представляет собой отношение приращения давления на участке резкого нарастания давления за 1º поворота коленчатого вала:
С = ΔР/Δφ. (4.2)
Жесткость процесса сгорания зависит от способа смесеобразоания, формы камеры сгорания, вида топлива, угла опережения впрыска, степени сжатия и других факторов.
Основные показатели дизельных топлив (ГОСТ 305-82) приведены в
табл. 4.4.
Таблица 4.4