Общая характеристика мусульманского права

Мусульманское право было тесно связано с религией. Основным источником права признавался Коран – священная книга мусульман. Его автором - Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем – шариат. Следоват. право получило название «шариата». Сущ. дополнения к Корану, кот явл сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда и толкования авторитетных мусульманских законоведов. Согласно мусульманскому праву, сущ следующие линии поведения человека:

1) обязательное; 2) рекомендуемое; 3) безразличное; 4) порицаемое; 5) запрещаемое.

Система обязательств права отличается большой продуманностью и довольно четкой для того времени регламентацией. Обязательства из дог распадаются на две группы: 1) договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи; 2) дог товарищества, поклажи, поручения.

Характерной чертой - правило, согласно кот риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). Что касается семейных отношений, то мусульманское право исходит из безусловного преобладания прав мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного дог она не участвовала. Выйдя замуж, переходила во власть мужа, должна избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не со стороны женщины. Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества. Отличительной чертой мусульманского наследственного права - к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущест-во, кот остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам.

Уголовное право. По характеру ответственности все преступления м. разделить на 2 вида:

1) те, за кот виновный должен ответить своим телом / своей жизнью (сюда можно отнести кражу и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и др.; 2) те, кот он может искупить уплатой штрафа – убийство (умышленное и неосторожное), случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний / его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Судебные ф-ции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом / его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных ф-ций им поручались и многие др, в т.ч. надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и др. Процессуального права как такового шариат не знает. Кадий не был связан никаким определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не сущ, и судебных сроков, за исключ одного: каким бы сложным ни было дело, кадий должен был решить его в один день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: