Развитие феодальных отношений началось в Ки-
тае до нашей эры. Процесс этот был заторможен
существованием так называемой надельной систе-
мы. Законом о государственных наделах, изданным
во второй половине III в. н. э., вся земля была
объявлена государственной. Крестьянам предостав-
лялось два надела: один обрабатывался ими для
себя, другой - для государства.
Государственность конфуцианского Китая осталась
примером долголетия и устойчивости государ-
ственной модели. Средневековому Китаю свойствен-
на система тотального контроля государства.
Рабство в Китае просуществовало до революции,
ликвидированное в это время законодательным путем.
Сильная централизованная государственная
власть в Китае имела прочные традиции. Ее важнейшая
ее черта - право верховной собственности на зем-
лю. ≪Земледелие, торговля и управления - три
основные функции государства≫. В Китае сформи-
ровался государственный феодализм.
Правительство делало ставку на мелкое крестьян-
|
|
ское хозяйство, которому отводились наделы при
условии выплаты налогов.
Надельная система способствовала распрост-
ранению фактического прикрепления крестьян
к земле через сельскую общину с ее круговой по-
рукой, коллективной налоговой ответственностью
перед государственной казной.
Существование надельной системы сдерживало,
но не могло остановить развития частного феодаль-
ного землевладения. Законами 763 и 780 гг. она
была отменена. Земельные приобретения феодалов
б фктически легализованы.__ Китайское феодальное право было устойчивым.
Его основные нормы сохранялись в течение веков.
Огромную роль в формировании и применении ки-
тайского права сыграло учение Конфуция, ставшее
официальным мировоззрением китайского народа.
Отступление от конфуцианских правил признавалось
преступлением. В соединении с культом предков,
привязывавшим крестьянина к земле, учение Конфу-
ция закрепляло наличные общественные отношения.
В Китае не раз предпринимались большие работы
по кодификации права (среди них можно выделить
большой свод законов Танской империи (VII в.)).
В Китае важными источниками права были за-
кон, императорский указ, но основой самого ука-
за являлась конфуцианская традиция.
Все средневековые правовые системы стран
Востока утверждали неравенство: сословное, ка-
стовое, в семье, по признакам пола, регламенти-
руя людей во всех сферах общественной жизни.
Во времена правления династии Тан военнообя-
занными мужчины считались до достижения 60 лет.
С VII! в. императоры все чаще стали прибегать к ус-
лугам наемной армии.
|
|
В Минской империи сохранялась старая система
≪войск округов≫ и пограничных гарнизонов, основной
состав которых формировался из поселенцев-военных,
имевших надел, несущих службу до глубокой старости.
Постоянного главнокомандующего в армии не
было. В случае начала военных действий один из
высших военных чинов или сановников, назначался
генералом или даже генералиссимусом.
Местные командующие войсками в минском Ки-
тае контролировались чиновниками, назначаемыми
на определенный срок из центра. В XV в. была
создана должность ≪главного военного коорди-
натора≫, осуществляющего контроль над всеми
местными тактическими военными службами.__