Восток:
Ø основные цели философии – духовное освобождение, неотделимое от «преждевременной реальности», в котором разум играет подчиненную роль
Ø им чужд «фаустовский идеал»
Ø философия никогда не обладала самостоятельностью
Ø философия возникла из потребности удовлетворять практические потребности человека
Ø это отрешённость, бездеятельность, покорность
Ø в мире нет места надежде, и он не может быть спасен
Ø человек, в конечном счете, иллюзия, чем реальность
Ø представители склонны к созерцательности, интроверты
Запад:
Ø философия возникла из удивления
Ø это активность, завоевания, достижения
Ø верит в то, что мир может быть преобразован и тем самым спасен
Ø человек – «центр природы, вокруг которого должны вращаться все и перед которым должны склоняться прочие творения»
Ø представители демонстрируют противоположные качества: отличаются практичностью, экстровертностью
Э.В.Саид
Могут ли быть исследования в области культуры совершенно независимы от политической идеологии самих исследователей?
|
|
Культура действует в пределах гражданского общества, где влияние идей, институтов и других людей осуществляется не через господство, но через то, что Грамши назвал согласием. В любом обществе определённые культурные формы доминируют над другими. Гегемония – важное понятие для определенной культурной жизни.
Почему ориентализм является идеологией экспансии Запада?
Ориентализм никогда далеко не отделялся от определяющего понятия «нас», европейцев, которое ставилось в противоположность им не- европейцам. Европейская идентичность, превосходство Европы над всеми другими, не европейскими, народами и культурами. Превосходство Европы над народами Востока.
Каковы характерные особенности ориентализма?
Он обладает кумулятивной и корпоративной идентичностью, такой, в которой особенно сильны связи с иными институтами и в целом устными жанрами письма. Он образует своего рода консенсус: определённые действия.
Каковы способы преодоления ориенталистических догм?
Люди второго сорта, – которые, прежде всего, подвергались колонизации, порабощению, их не принимали в расчет. Я считаю, что нужно все культуры, религии других народов нужно считать равноценными. И тогда все будет
построено на уважении и взаимопонимании между людьми. А при уважении не может быть таких догм.
В.С.Степин