Как в современной компаративистике критикуется стандартное противопоставление западной и восточной философии?

Восток:

Ø основные цели философии – духовное освобождение, неотделимое от «преждевременной реальности», в котором разум играет подчиненную роль

Ø им чужд «фаустовский идеал»

Ø философия никогда не обладала самостоятельностью

Ø философия возникла из потребности удовлетворять практические потребности человека

Ø это отрешённость, бездеятельность, покорность

Ø в мире нет места надежде, и он не может быть спасен

Ø человек, в конечном счете, иллюзия, чем реальность

Ø представители склонны к созерцательности, интроверты

Запад:

Ø философия возникла из удивления

Ø это активность, завоевания, достижения

Ø верит в то, что мир может быть преобразован и тем самым спасен

Ø человек – «центр природы, вокруг которого должны вращаться все и перед которым должны склоняться прочие творения»

Ø представители демонстрируют противоположные качества: отличаются практичностью, экстровертностью

Э.В.Саид

Могут ли быть исследования в области культуры совершенно независимы от политической идеологии самих исследователей?

Культура действует в пределах гражданского общества, где влияние идей, институтов и других людей осуществляется не через господство, но через то, что Грамши назвал согласием. В любом обществе определённые культурные формы доминируют над другими. Гегемония – важное понятие для определенной культурной жизни.

Почему ориентализм является идеологией экспансии Запада?

Ориентализм никогда далеко не отделялся от определяющего понятия «нас», европейцев, которое ставилось в противоположность им не- европейцам. Европейская идентичность, превосходство Европы над всеми другими, не европейскими, народами и культурами. Превосходство Европы над народами Востока.

Каковы характерные особенности ориентализма?

Он обладает кумулятивной и корпоративной идентичностью, такой, в которой особенно сильны связи с иными институтами и в целом устными жанрами письма. Он образует своего рода консенсус: определённые действия.

Каковы способы преодоления ориенталистических догм?

Люди второго сорта, – которые, прежде всего, подвергались колонизации, порабощению, их не принимали в расчет. Я считаю, что нужно все культуры, религии других народов нужно считать равноценными. И тогда все будет

построено на уважении и взаимопонимании между людьми. А при уважении не может быть таких догм.

В.С.Степин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: