1. На западе развивалась и расцвела на почве «частной собственности» культура. А Маркс и Энгельс начинали свою биографию как наиболее решительные защитники принципа «частной собственности».
2. Маркс считал, сочувствие и распространение получили лишь такие идеи, которые согласны с реальными социальными потребностями более или менее широкой категории населения.
3. «Реальный гуманизм» – превратить частную собственность в собственность всего общества – превратить её в реальную собственность каждого индивида, каждого человека этого общества.
«Грубый коммунизм» – коммунизм исчерпывается превращением частной собственности в собственность «общества как такового».
4. Если критика имеет ввиду имперические явления внутри современного коммунистического мира, то она неизбежно возвращается в адрес «западной культуры» в принципы частной собственности, критика направлена на те черты «грубого и непродуманного коммунизма», который только что рождается из мира частной собственности и потому носит ещё на себе следы своего рождения.
|
|
1-4. Вся социальная история XX в. была связана с решением основных противоречий капитализма, вскрытого Марксом – между общественным характером труда в массовом индустриальном производстве и частной формой присвоения.
Не был осуществлен путь перехода от «грубого коммунизма» к «реальному гуманизму», как назвал социалистическое общество в своих ранних работах К.Маркс.
Марксистская концепция исторического прогресса остается важным конструктом теоретического анализа современного развития человечества.
Парадигма формировала, потому что концепции, заложенные ещё в начале XIX в. поддерживались, продвигались в своём развитии.
Н.Орбел
1. Ницше выступал, как подстрекатель масс, толкнувший их к восстанию. Это восстание было воспринято многими левыми и правыми интеллектуалами, как проект свободы, а Ницше – как его идейный спонсор.
2. Цель Ницше – демассификация индивида, развитие всех его способностей до уровня сверхчеловека.
3. В самой структуре ницшевской мысли изначально заложена не искорененная, не применимая к любой действительности, препятствующая становлению сверхчеловека, свободного творца.
Тема 9: Кризис современного техногенного общества и его осмысления в философии XX- начале XXIвв.
Вопрос 1: Исторические этапы, характерные черты и глубинные причины кризиса современного техногенного общества: