Цели , задачи и содержание дисциплины

Экономические цели. Здесь важно отметить и осмыслить ряд экономических целей или цепочных суждений, которые широко, хотя и не всеми, признаны в нашем обществе, а по существу, и во многих других обществах. Эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря — более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим получить максимальную отдачу при ми­нимуме издержек от имеющихся ограниченных про­изводственных ресурсов.

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необхо­димо избегать значительного повышения или сни­жения общего уровня цен, то есть инфляции и де­фляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управля­ющие предприятиями, рабочие и потребители долж­ны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДО­ХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребы­вать в крайней нищете, когда другие граждане купа­ются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, пре­старелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к под­держанию разумного баланса нашей международ­ной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей созда­ет базу для постановки ряда существенных вопро­сов. Во-первых, отметим, что это или любое иное изложение основных экономических целей неизбеж­но влечет за собой проблему их толкования. Каковы значительные изменения уровня цен? Что такое высокая степень экономической свободы? Что та­кое "справедливое" распределение доходов? Хотя большинство из нас готово согласиться с приведен­ными выше целями в их общей формулировке, мы можем вместе с тем существенно разойтись во мне­ниях относительно их конкретного толкования, а следовательно, и относительно специфических по­литических программ, необходимых для достиже­ния этих целей. Заслуживает внимания то обсто­ятельство, что если цели 1—4 и 8 поддаются доволь­но точному измерению, то невозможность количест­венно измерить цели 5—7, несомненно, способствует возникновению споров относительно их точного значения. Во-вторых, некоторые из этих целей взаимодопо­лняемы в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной заня­тости (2-я цель) явно означает ликвидацию безрабо­тицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). Кроме того, анализ 1-й и 6-й целей приводит к обще­признанному заключению, что социополитические напряжения, которые может вызывать резкое нера­венство в распределении доходов, ослабляются по мере увеличения абсолютных размеров большинст­ва доходов в результате экономического роста. В-третьих, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Не­которые экономисты утверждают, что те силы, ко­торые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию. В самом деле, в последние годы в центре внимания экономических исследований и дискуссий оказалось явное противоречие между 2-й и 4-й целями. Могут также противоречить друг другу 1-я и 6-я цели. Ряд экономистов отмечает, что стремление осуществить большее равенство в распределении доходов может ослабить стимулы к труду, к инвестированию, тех­ническому прогрессу и предпринимательскому рис­ку, то есть ослабить действие именно тех факторов, которые способствуют быстрому экономическому росту. Они выдвигают аргумент, что правительство склонно выравнивать распределение доходов путем введения весьма больших налогов на лиц с высо­кими доходами и передачи поступлений от таких налогов лицам с низкими доходами. Стимулы для человека с высоким доходом ослабляются тем, что такое налогообложение сокращает возможность пользоваться плодами высокого дохода. Аналогич­но этому у человека с низким доходом имеются меньшие стимулы к труду и к тому, чтобы заняться другим видом производительной деятельности, ког­да правительство выражает готовность его субсиди­ровать. Приведем пример из международной сферы. На основе централизо­ванного планирования Советский Союз сумел прак­тически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности рабочего почти исчез. Однако, избавившись от страха потерять ра­боту, советские рабочие стали довольно небрежно относиться к выполняемой работе, и поэтому произ­водительность труда и эффективность производства в Советском Союзе очень низкие. Здесь мы наблю­даем противоречие между 7-й целью (экономичес­кой обеспеченностью) и 1-й целью (ростом произ­водительности рабочих). Это приводит нас к четвертому заключению. Когда основные цели вступают в противоречие друг с другом, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит. Проиллюстрируем это на следу­ющем примере: если такие цели, как полная заня­тость и стабильный уровень цен в какой-то степени взаимно исключают друг друга, то есть если полная занятость сопровождается некоторой инфляцией, а стабильный уровень цен влечет за собой некото­рую безработицу, общество должно решить, какую из этих целей оно считает относительно более важ­ной. Предположим, что предстоит выбрать между двумя вариантами, скажем между сопровождаемым полной занятостью увеличением годового уровня цен на 7°/с. с одной стороны, и совершенно стабиль­ным уровнем цен при 8-процентной доле безработи­цы — с другой. Какой вариант предпочтительнее? А как отнестись к компромиссной цели в форме, скажем, 4-процентного годового роста уровня цен при 6-процентной доле безработицы? Здесь, разуме­ется, открывается широкое поле для разногласий. Разработка экономической политики. Выработка конкретных программ достижения крупных эконо­мических целей нашего общества представляется далеко не простым делом.

Кратко рассмотрим основные этапы подготовки такой политики. 1. Первый шаг заключается в том, чтобы дать четкое определение целей. Если мы утверждаем, что и имеем "полную занятость", означает ли это, что каждый человек в возрасте от 16 до 65 лет имеет работу? Или означает ли это только то, что каждый, кто хочет трудиться, имеет работу? Следует ли допускать возможность какого-то "нормального" уровня безработицы, существующей вследствие добровольной смены рабочими своего места работы?

2. Затем необходимо определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Например, в настоящее время экономисты обсуждают относительные достоинства и недостатки фискальной политики (которая связана с изменениями в правительственной политике расходов и налогообложения) и монетар­ной политики (которая влечет за собой изменение денежной массы) в качестве альтернативных средств достижения и поддержания полной занятости.

3. Мы обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реали­зации подобных программ и ценить их эффектив­ность; только путем такой оценки можно рассчиты­вать на повышение результативности политики. Привело ли то или иное изменение политики нало­гообложения или массы денег в обращении к изме­нению уровня занятости в первоначально предска­занных размерах? Привело ли дерегулирование от­дельной отрасли (например, авиаперевозок) к пред­сказанным благотворным результатам? Если нет, то почему?

Содержание дисциплины.

Микроэкономика изучает механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами: потребителями, трудящимися, вкладчиками капитала, владельцами ресурсов и отдельными фирмами. Она также исследует взаимодействия потребителей и фирм, формирующих рынки и отрасли промышленности. Микроэкономика основывается на применении теории, которая может (упрощенным способом) помочь объяснить действия отдельных экономических субъектов и сделать соответствующий прогноз на будущее. Модели, представляющие собой математическое выражение теории, применяются для иллюстрации данного объяснения и в процессе прогнозирования. Микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием экономических явлений. Но микроэкономика важна также и для нормативного анализа, при котором мы отвечаем на вопрос, какая альтернатива лучше - для фирмы или для общества в целом. Нормативный анализ во многих случаях должен сочетаться с отдельными оценочными суждениями, так как здесь могут рассматриваться проблемы равенства и справедливости, так же как и экономической эффективности.

 
 

Взаимосвязь с другими дисциплинами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: