В. Производственный леверидж

Планирование затрат на производство и реализацию продукции необходимо прежде всего для определения оптимальной ценовой поли­тики предприятия. Необходимым условием при этом является отдель­ное планирование постоянных и переменных расходов и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

Планирование переменных расходов осуществляется с помощью двух взаимодополняющих методов:

- по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;

- по фактическим данным за истекший год о себестоимости про­дукции.

Установление нормы переменных затрат на единицу продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска:

ПР = Н х В, (7.4)

где ПР — планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н — норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В — плановый объем выпуска

В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. Здесь на первый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировка цены реализации в зависимости от уровня инфляции.

Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении выпуска продукции, изменяется их относительная величина на единицу произведенной продукции (табл. 1, прил. 6).

Таким образом, если не учитывать постоянные затраты, то рост переменных издержек при их постоянных нормах не приводит к сни­жению прибыли. Наоборот прибыль возрастает пропорционально росту выпуска.

При планировании постоянных затрат важна их взаимосвязь с объ­емом выпуска. Даже при неизменных постоянных затратах организа­ция может получать разный финансовый результат: от убытка (выпуск 100 ед.) до прибыли (выпуск свыше 150 ед.).

При планировании постоянных затрат необходимо:

1) определить необходимый объем выпуска и реализации, при которых достигается окупаемость постоянных и переменных затрат;

2) рассчитать величину постоянных затрат и сопоставить их с реаль­ными производственными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска, ниже которого производство становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:

Порог рентабельности = [Постоянные затраты]: [ Выручка от реализации (ед.) -

- Переменные затраты (ед.)]. (7.5)

Для планирования постоянных затрат необходим детальный ана­лиз их структуры, информация о выпуске, производственных заказах, производственных возможностях. Постоянные затраты могут меняться под воздействием ряда факторов: повышения цен и тарифов, переоцен­ки, изменения норм амортизации и т.д.

Влияние внешних условий не поддается планированию, поэтому финансовая служба должна оперативно отслеживать колебания себе­стоимости и в случае опасных отклонений ставить вопрос об увеличе­нии отпускных цен.

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затра­тами можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственного рычага, сила его воздействия определяется по формуле

Сила воздействия производственного рычага = [Выручка от реализации - Переменные затраты]: [Прибыль от реализации]. (7.6)

В нашем примере сила воздействия производственного рычага: ((200 - 120): 20) = 4.

Так, если выручка возрастет с 200—300 тыс. руб., т.е. на 50%, то при­быль увеличится с 20 тыс. руб. до 60 тыс. руб., или на 200% (50% х 4).

Показатель силы воздействия производственного рычага опре­деляет, во сколько раз возрастет прибыль при однопроцентном росте выручки от реализации. Чем больше доля постоянных затрат в структу­ре общих издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: