Автономия в Италии и Испании

Оригинальное решение государственного устройства было принято в Италии и Испании, здесь процесс автоматизации охватил всю страну. В этих странах имеется сочетание как национально-территориальной, так и административно-территориальной автономии. В Италии и Испании принципы автономного устройства этих стран были закреплены конституциями (1947, 1978 гг.).

В Основном законе Италии предусмотрено создание 20 автономных областей: 15 областей, которым предоставляется статус обычной автономии, и 5 областей со специальным статусом (в районах, где проживают этнические и национальные меньшинства, а также в районах со специфическими условиями экономического и политического характера).

В Испании значительное влияние при разработке Конституции имел национальный фактор. В этой стране в "исторических регионах" - Каталонии, Стране Басков и Галисии преобладает население отличной от основного состава (кастильцев) национальности. Процесс создания новых образований шел параллельно с реорганизацией центральных органов власти. В Конституции Испании нет указаний на то, какое количество региональных объединений может быть создано.

Институциональными актами автономных образований как в Италии, так и в Испании стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. В Италии статут областей разрабатывался и принимался областными советами. Однако они подлежали утверждению Парламентом Италии - последний мог либо утвердить его, либо вернуть его областному совету для повторного рассмотрения.. В Испании статуты региональных объединений подлежат одобрению Генеральными Кортесами (Парламентом).

В Испании представительным органом регионального автономного объединения является Парламент; в качестве исполнительного органа выступает Правительство. Элементы большего контроля за деятельностью автономных образований заложены в испанской Конституции: в ней предусмотрено, что глава Правительства имеет двойное подчинение. С одной стороны, он является членом Парламента, но одновременно он и выше, чем государственный чиновник, назначение которого подтверждается актом короля.

Процесс согласования различных точек зрения в Италии привел к тому, что областным советам было предоставлено право издавать законы по ограниченному кругу вопросов (организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территория коммун; местная городская и сельская полиция; музеи и библиотеки местного значения; градостроительство; туризм и гостиничное дело; транспортные пути и автомобильные дороги областного значения).

В испанской Конституции, как и в итальянской, содержится перечень вопросов, относящихся к компетенции региональных автономных объединений (всего 22 позиции, в том числе, создание органов самоуправления, хозяйственная деятельность в пределах границ автономии, инфраструктура, наука, спорт, социальное обеспечение и т.д.). Наряду с этим в Конституции (ст. 149) закрепляются области исключительных полномочий центральной власти.

Парламент может в областях, отнесенных к исключительной компетенции государства, передавать всем или некоторым региональным автономным объединениям полномочия по принятию законодательных норм при условии соблюдения ими принципов и основ, определяемых законами общенационального Парламента.

Для того чтобы избежать чрезмерных амбиций автономных областей в Италии и испанских региональных объединений, в этих странах предусмотрен порядок, в соответствии с которым центр выступает в качестве высшего арбитра в отношениях с автономиями. Так, в Италии Президент республики может распустить областной Совет по соображениям национальной безопасности; если вследствие отставок или из-за невозможности образовать большинство представительный орган не в состоянии функционировать; если Совет совершает действия, противоречащие Конституции, или допускает серьезные нарушения законности, а также не выполняет предложение правительства сместить джунту или ее председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения.

В Испании Конституцией также закреплено право центрального Правительства принимать меры принудительного характера в отношении автономного сообщества, если оно не выполняет своих обязательств в соответствии с Конституцией или другими законами либо действует таким образом, что затрагивает существенным образом общие интересы всей страны.

Кроме того, центральное Правительство может заменить органы управления автономных образований на свои собственные в случае политического кризиса или массовых беспорядков.

При разработке конституций Италии и Испании важным этапом явилась регламентация полномочий автономных образований по формированию высших органов государства. В Италии следует в выборах Президента республики наряду с Парламентом участвуют и по три делегата от каждой области, избираемых областным Советом с учетом представительства меньшинств. Одна из палат Парламента - Сенат - избирается также по областям. Ни одна область не может иметь меньше семи сенаторов.

Конституция Италии 1947 г. предоставила областям специальные полномочия в области законодательства - они наделены правом законодательной инициативы, а также могут инициировать проведение референдума в отношении законов, вносящих изменения в Конституцию.

Особое место занимают автономные образования в формировании государственных органов и в Испании. Так, в верхней палате Парламента, которая является палатой территориального представительства, представлены наряду с сенаторами, избираемыми от провинций, не менее одного сенатора от региональных автономных объединений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: