Общая характеристика Основного закона Германии 1949 года

Принят в ФРГ (Федеративная республика Германия) в 1949 году.

Называется он так потому, что предполагался его временный характер, что когда Германия объединится, то будет принята общенемецкая конституция, но…

Форма правления – парламентарная республика. Это означает, что правительство несёт ответственность перед бундестагом (нижняя палата парламента).

Форма государственного территориального устройства – федерация.

16 земель входят в состав федерации. Земли – это так называются субъекты федерации.

Особенность этой конституции – федеративная форма государственного устройства не может быть изменена (по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).

Ещё особенность конституции – она не предусматривает проведение общегосударственного референдума (тоже по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).

По конституции допускается лишение прав и свобод граждан, может это сделать федеральный конституционный суд, но никогда этого не делал.

Законодательная власть в Германии.

Среди учёных нет единого мнения, однопалатный или двухпалатный парламент в Германии.

По мнению одних, он является двухпалатным, нижняя – бундестаг, а верхняя – бундесрат.

Другая группа учёных считает, что парламентом является только бундестаг, а бундесрат является особым органом и не является палатой парламента потому, что формируется из представителей правительств земель (исполнительной властью субъектов федерации формируется). То есть нет народного представительства, как должно быть в парламенте. Если бы верхняя назначалась законодательной, то да, но исполнительной… Таким образом, нет ни прямого, ни опосредованного избирательного принципа.

Бундестаг избирается на 4 года, там 672 депутата, 50% – по пропорциональной системе, 50% – по мажоритарной. Таким образом формируется бундестаг. Недавно были снова выборы, опять получили большинство те же (Ангела Мергель осталась).

Верхняя палата – направляются представители от каждой земли, от 3 до 6 представителей в зависимости от численности жителей земли, но не пропорционально им. 68 членов в бундесрате.

Бундестаг может делегировать исполнительной власти свои полномочия по принятию нормативных актов.

Бундестаг может выразить недоверие правительству, после этого оно уходит в отставку. Вернее, недоверие выражает канцлеру, но уходит в отставку правительства. Это может быть как по инициативе правительства (когда ставит вопрос о доверии), так и бундестага.

Бундестаг может быть распущен президентом Германии.

Исполнительная власть.

Исполнительную власть осуществляют президент и правительство.

Президент реализуют свои полномочия, если в стране политический кризис. Вообще, у него не очень обширные полномочия. Некоторые считают, что он – над всеми, некоторые – он к исполнительной власти относится.

Если всё хорошо, то его полномочия стремятся к нулю.

Федеральный канцлер возглавляет исполнительную власть в Германии и вообще определяет основные направления внешней и внутренней политики. Федерального канцлера избирает бундестаг, а потом осуществляет формальное назначение президент.

Министров тоже назначает президент, но только того, кого предложит федеральный канцлер.

Федерального канцлера бундестаг может отправить в отставку.

Федеральный канцлер – Ангела Мергель.

Федеральный президент – Хорст Кёлер в настоящий момент. Он избирается на 5 лет специальным органом. Орган этот называется Федеральное Собрание. В него входят все депутаты бундестага и такое же количество (как бундестага) представителей и от земель, которые избраны парламентами земель. И этот орган избирает президента.

Президент имеет две группы полномочий: которые он осуществляет самостоятельно и которые он осуществляет с контрасигнатуры правительства.

I. Которые он осуществляет самостоятельно:

1) Роспуск бундестага в случаях, определённых Конституцией;

2) Назначение федерального канцлера;

3) Он вправе попросить канцлера и министра осуществлять свои полномочия (поработать) после отставки, до формирования нового правительства.

II. Которые с контрасигнатуры:

1. Осуществляет помилование.

2. Назначает на гражданские и военные должности.

3. Другие полномочия (их немного).

Президент может быть досрочно лишён полномочий в порядке импичмента, в процедуре этой участвуют обе палаты парламента.

Судебная власть в Германии.

Конституционный суд.

В землях (субъектах федерации) существуют конституционные суды земель.

Вся остальная судебная система включает в себя 5 видов судов:

1. Общие суды (рассматривают уголовные и гражданские дела, то есть за исключением тех, что отнесены к подсудности специальных); 4 инстанции.

2. Административные суды (рассматривают жалобы граждан на действия и решения органов власти, рассматривают споры между органами власти, прежде всего – исполнительной власти);

3. Трудовые суды (рассматривает споры между работниками и работодателями);

4. Финансовые суды (рассматривают споры о начислении и уплате налогов и иных платежей в бюджеты – федеральный, субъектов, местные; и споры, связанные с исполнением бюджета – обычно между органами власти); 2 инстанции.

5. Социальные суды (рассматривают споры о начислении и выплате различных социальных пособий гражданам).

Особенности федерализма в Германии:

Германия состоит из 16 земель – субъектов федерации. Самая крупная, экономически развитая – Бавария. Из крупных по населению ещё Нижняя Саксония и другие.

У них есть три города-субъекта федерации: Берлин, Гамбург и Бремен.

Саксония, Тюрингия, Саксония-ангальд… Всё это субъекты.

Разграничение компетенции (полномочия, предметы ведения – всё одно и то же) между федерацией и субъектами федераций.

Разграничение компетенции между федерацией и субъектами федерации строится на принципе кооперативного федерализма.

Кооперативный федерализм означает, что существуют три сферы предметов ведения:

1) Предметы ведения федерации, их перечень есть в Основном законе Германии;

2) Конкурирующая компетенция (такой термин в Основном законе Германии, это как наше совместное ведение; также перечень есть в Основном законе);

3) Компетенция субъектов федерации, которая закреплена по остаточному принципу. Остаточный принцип – всё, что не относится к первым двум пунктам, относится к полномочию земель.

В Германии полномочия земель шире, чем в РФ.

В землях избираются парламенты, которые называются ландтаг. Ландтаги избирают правительство земель, то есть процедура такая же, как и на федеральном уровне. Правительство отчитывается перед ландтагом. По форме правления получается парламентарная республика, повторяет федеральные органы власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: