Принят в ФРГ (Федеративная республика Германия) в 1949 году.
Называется он так потому, что предполагался его временный характер, что когда Германия объединится, то будет принята общенемецкая конституция, но…
Форма правления – парламентарная республика. Это означает, что правительство несёт ответственность перед бундестагом (нижняя палата парламента).
Форма государственного территориального устройства – федерация.
16 земель входят в состав федерации. Земли – это так называются субъекты федерации.
Особенность этой конституции – федеративная форма государственного устройства не может быть изменена (по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).
Ещё особенность конституции – она не предусматривает проведение общегосударственного референдума (тоже по инициативе стран-победительниц во второй мировой войне).
По конституции допускается лишение прав и свобод граждан, может это сделать федеральный конституционный суд, но никогда этого не делал.
Законодательная власть в Германии.
|
|
Среди учёных нет единого мнения, однопалатный или двухпалатный парламент в Германии.
По мнению одних, он является двухпалатным, нижняя – бундестаг, а верхняя – бундесрат.
Другая группа учёных считает, что парламентом является только бундестаг, а бундесрат является особым органом и не является палатой парламента потому, что формируется из представителей правительств земель (исполнительной властью субъектов федерации формируется). То есть нет народного представительства, как должно быть в парламенте. Если бы верхняя назначалась законодательной, то да, но исполнительной… Таким образом, нет ни прямого, ни опосредованного избирательного принципа.
Бундестаг избирается на 4 года, там 672 депутата, 50% – по пропорциональной системе, 50% – по мажоритарной. Таким образом формируется бундестаг. Недавно были снова выборы, опять получили большинство те же (Ангела Мергель осталась).
Верхняя палата – направляются представители от каждой земли, от 3 до 6 представителей в зависимости от численности жителей земли, но не пропорционально им. 68 членов в бундесрате.
Бундестаг может делегировать исполнительной власти свои полномочия по принятию нормативных актов.
Бундестаг может выразить недоверие правительству, после этого оно уходит в отставку. Вернее, недоверие выражает канцлеру, но уходит в отставку правительства. Это может быть как по инициативе правительства (когда ставит вопрос о доверии), так и бундестага.
Бундестаг может быть распущен президентом Германии.
Исполнительная власть.
Исполнительную власть осуществляют президент и правительство.
|
|
Президент реализуют свои полномочия, если в стране политический кризис. Вообще, у него не очень обширные полномочия. Некоторые считают, что он – над всеми, некоторые – он к исполнительной власти относится.
Если всё хорошо, то его полномочия стремятся к нулю.
Федеральный канцлер возглавляет исполнительную власть в Германии и вообще определяет основные направления внешней и внутренней политики. Федерального канцлера избирает бундестаг, а потом осуществляет формальное назначение президент.
Министров тоже назначает президент, но только того, кого предложит федеральный канцлер.
Федерального канцлера бундестаг может отправить в отставку.
Федеральный канцлер – Ангела Мергель.
Федеральный президент – Хорст Кёлер в настоящий момент. Он избирается на 5 лет специальным органом. Орган этот называется Федеральное Собрание. В него входят все депутаты бундестага и такое же количество (как бундестага) представителей и от земель, которые избраны парламентами земель. И этот орган избирает президента.
Президент имеет две группы полномочий: которые он осуществляет самостоятельно и которые он осуществляет с контрасигнатуры правительства.
I. Которые он осуществляет самостоятельно:
1) Роспуск бундестага в случаях, определённых Конституцией;
2) Назначение федерального канцлера;
3) Он вправе попросить канцлера и министра осуществлять свои полномочия (поработать) после отставки, до формирования нового правительства.
II. Которые с контрасигнатуры:
1. Осуществляет помилование.
2. Назначает на гражданские и военные должности.
3. Другие полномочия (их немного).
Президент может быть досрочно лишён полномочий в порядке импичмента, в процедуре этой участвуют обе палаты парламента.
Судебная власть в Германии.
Конституционный суд.
В землях (субъектах федерации) существуют конституционные суды земель.
Вся остальная судебная система включает в себя 5 видов судов:
1. Общие суды (рассматривают уголовные и гражданские дела, то есть за исключением тех, что отнесены к подсудности специальных); 4 инстанции.
2. Административные суды (рассматривают жалобы граждан на действия и решения органов власти, рассматривают споры между органами власти, прежде всего – исполнительной власти);
3. Трудовые суды (рассматривает споры между работниками и работодателями);
4. Финансовые суды (рассматривают споры о начислении и уплате налогов и иных платежей в бюджеты – федеральный, субъектов, местные; и споры, связанные с исполнением бюджета – обычно между органами власти); 2 инстанции.
5. Социальные суды (рассматривают споры о начислении и выплате различных социальных пособий гражданам).
Особенности федерализма в Германии:
Германия состоит из 16 земель – субъектов федерации. Самая крупная, экономически развитая – Бавария. Из крупных по населению ещё Нижняя Саксония и другие.
У них есть три города-субъекта федерации: Берлин, Гамбург и Бремен.
Саксония, Тюрингия, Саксония-ангальд… Всё это субъекты.
Разграничение компетенции (полномочия, предметы ведения – всё одно и то же) между федерацией и субъектами федераций.
Разграничение компетенции между федерацией и субъектами федерации строится на принципе кооперативного федерализма.
Кооперативный федерализм означает, что существуют три сферы предметов ведения:
1) Предметы ведения федерации, их перечень есть в Основном законе Германии;
2) Конкурирующая компетенция (такой термин в Основном законе Германии, это как наше совместное ведение; также перечень есть в Основном законе);
3) Компетенция субъектов федерации, которая закреплена по остаточному принципу. Остаточный принцип – всё, что не относится к первым двум пунктам, относится к полномочию земель.
|
|
В Германии полномочия земель шире, чем в РФ.
В землях избираются парламенты, которые называются ландтаг. Ландтаги избирают правительство земель, то есть процедура такая же, как и на федеральном уровне. Правительство отчитывается перед ландтагом. По форме правления получается парламентарная республика, повторяет федеральные органы власти.