Теоретически основы конструирования социологических моделей социального благополучия

Важную роль в исследовании благополучия человека и общества играет социологическое знание. Практически все социологи в своих научных трудах прямо или косвенно касаются проблем социального благополучия, поскольку одной из важнейших задач социологии является познание законов функционирования и развития общества с целью дальнейшего их использования для совершенствования социальной жизни.

Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ социологической литературы показал, что в социологическом знании сформировалось три направления исследования социального благополучия: объективистское, субъективистское и интегративное, - в рамках каждого из которых возможно конструирование социологических моделей социального благополучия. В данном диссертационном исследовании под социологической моделью социального благополучия понимается условный образ, изображение, описание социального благополучия как объекта социальной реальности [31].

Объективистское направление социологического исследования социального благополучия основано на положениях социологического позитивизма. В рамках данного направления социальное благополучие рассматривается как объективное явление социальной жизни. Основное внимание представители объективистского направления уделяют анализу сущности, содержания и механизмов обеспечения социального благополучия на уровне общества, которое рассматривается как целостная система, образуемая совокупностью функционально взаимосвязанных элементов. Социальное благополучие связывается здесь, прежде всего, со стабильностью и прогрессивным развитием общества, с согласованностью и качеством функционирования его отдельных составляющих.

В основе объективистского направления исследования социального благополучия лежат научные идеи основателя социологического позитивизма О. Конта (в том числе учения о социальной статике и социальной динамике), который рассматривал социальное благополучие как устойчивый общественный порядок, социальный мир, основанный на принципах позитивизма, всеобщего согласия и альтруизма. По мнению О. Конта, главным фактором, нарушающим социальное благополучие, является социальный хаос. Его причина - интеллектуальный беспо рядок, характерный для теологической и метафизической стадии развития общества. Прекращение социальных переворотов, установление социального порядка, достижение мира и всеобщего благополучия произойдет только тогда, когда в обществе обретет полный контроль позитивизм. Ускорить процесс его становления может социология, благодаря своей особой способности открывать, объяснять и обеспечивать практическое использование в социальной жизни законов социального порядка и развития.

Главную роль в обеспечении социального благополучия О. Конт отводит государству в лице единого правителя, которое может создать необходимые условия для реализации принципа всеобщего согласия, сохранения единства общества, устранения противоборства идей, чувств и интересов, используя для этого политическую власть. Однако только политических средств для обеспечения всеобщего благополучия недостаточно. Существенное значение имеют нравственные средства, находящиеся в руках духовной власти, которая, в первую очередь, призвана заботиться о воплощении в жизнь общества принципа альтруизма. В качестве ведущего механизма обеспечения социального благополучия О. Конт рассматривал социальное реформирование, которое необходимо для ускорения и оптимизации процесса прогрессивного развития общества [144; 236].

Позитивистские идеи О. Конта развил его последователь Г. Спенсер, научные суждения о сущности и способах обеспечения социального благополучия которого основаны на положениях органической теории общества, теории эволюции и социального дарвинизма. По мнению Г. Спенсера, социальное благополучие

- это состояние «подвююного равновесия», которое достигается обществом на пределе эволюции. Состояние подвижного равновесия - результат социального прогресса, подчиненного законам интеграции, дифференциации и возрастания порядка. Его характеризует слаженность функционирования «органов» общества, которая обеспечивает его приспособление к условиям внешнего мира, выживание, поступательное развитие. Состояние подвижного равновесия не может быть вечным. Под влиянием внешних и внутренних факторов неблагополучия (войн, конфликтов, эпидемий, социальных кризисов и т.д.) это состояние может быть нарушено, что неизбежно влечет за собой процесс обратный эволюции - разложение. Эволюция и разложение неразрывно связаны. Прогрессу общества, цель которого

- достижение общего благополучия, постоянно сопутствует регресс, характеризующийся упадком и дезинтеграцией, которые нарушают счастье людей. Рассуждая о механизмах обеспечения социального благополучия, Г. Спенсер подчеркивал, что социальная жизнь должна развиваться без внешнего контроля и вмешательства. В ходе естественной эволюции люди, их социальные объединения, социальные институты, конкурируя друг с другом, проходят естественный отбор, в результате которого выживают наиболее сильные и преуспевающие, формируется стабильное и благополучное общество. Естественный отбор обеспечивает постепенное совершенствование человека и общества, в результате чего их способность к достижению благополучия непрерывно возрастает. По мнению Спенсера, о социальном благополучии можно судить по степени удовлетворения потребностей членов общества. Его главный критерий - новый тип человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности [253; 254].

Научные представления о социальном благополучии сторонника социологического позитивизма Э. Дюркгейма развивались в рамках его концепций «социального факта» и «общественной солидарности». Э. Дюркгейм утверждал, что социальное благополучие - это наилучшее общественное устройство, основанное на. социальной солидарности, существующей благодаря всеобщему признанию и реализации социальных фактов. Социальные факты - нормы, идеи и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей - лежат в основе социального порядка, который рассматривался Э. Дюркгеимом как главное условие социального благополучия. На основе всеобщей реализации социальных фактов формируется «общественная солидарность» - фундамент наилучшего общественного устройства. Она существует до тех пор, пока члены общества признают значимость социальных фактов и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия, которая может стать результатом резкого изменения социальной структуры, привести к дезинтеграции общества и социальному хаосу. Э. Дюркгейм отрицал революцию как рациональный способ стимулирования позитивных социальных перемен и обеспечения социального благополучия, был социальным реформатором, искавшим пути постепенного совершенствования функционирования общественной системы [109; 110].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: