Психические травмы детей в процессе воспитания

Психические травмы – это негативные переживания возникших неудач и не преодоленных детьми психологических барьеров.

Переживаемые неудачи оставляют свой след. Чем значимее была выполняемая

деятельность, чем больше помех и трудностей анна вызывала, чем большую ценность имела для человек, тем сильнее травма, если не было удовлетворенности результатом деятельности. Психические травмы влияют на формирование эмоционально – ценностной структуры личности школьника. Негативные застревания на неудачах и связанные с ними переживания эмоционально выражаются: в опасении; беспокойстве, недовольстве, неудовлетворенности, огорчении, боязни и нервозности; гневе и раздражительности; горе и печали; страхе и панике; ярости и злости; отчаянии и депрессии.

Можно выделить такие типы психических травм: нозогении, фамильгении, дидактогении, социогении.

Нозогении – это негативные переживания неудач, возникших из-за плохого физического самочувствия в данный момент или из-за того, что какое-то заболевание не вылечено, в результате чего возникают быстрая утомляемость, слабая выносливость, низкая работоспособность. Это приводит к плохой сопротивляемости учебным перегрузкам. Таким школьникам необходимо создавать условия для быстрейшего восстановления сил: сон, коррекционная гимнастика, фиточай.

Фамильгении – нарушения структуры семейных отношений, которые лишают детей эмоционального комфорта, заботы, защиты и подлинной любви. Самая трагическая психическая травма – непреодолимое желание любви и защиты, которые школьник ищет в своей семье, не получая их.

Семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией родителей. Дети часто испытывают такие неприятности дома как брань, побои со стороны родителей, негативное отношение отца, родители сквернословят, дети чувствуют себя брошенными, незаслуженно обиженными. Страх, тревога, вызванные недовольством родителей – постоянные спутники школьников. Психологическая защита: у детей, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии – это агрессия, а у детей без этих недостатков – это занятия умственной деятельностью.

Дидактогении – психические травмы, полученные детьми в процессе или результате обучения. Они порождают ожидания неудач и наказания за неудовлетворительные отметки. Ученик не ожидает от школы ничего хорошего. У детей возникает повышенная тревожность. Ученики боятся проверки знаний, испытывают тревожность от пребывания в школе, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям родителей, учителей, сверстников, страх в отношениях с учителями.

Социогении состоят в том, что детей, имеющих отклонение от нормального поведения и развития, начинают сторониться дети из благополучных семей. Неприятие другими, более успешными, меняет отношение к школе. Травма, полученная ребенком в результате отвержения, провоцирует комплекс неудачника, «плохого». Социальное неблагополучие родителей (безработные отец или мать, отсутствие средств на покупку или развлечение) часто приводит к страданиям и детей. Дети из таких семей отличаются меньшей активностью, остаются в числе неблагополучных и в дальнейшем. Возможно, социогении влияют на появление девиантного поведения.

Способы совладания с психическими травмами у детей различны: агрессивные (дерусь, бью посуду), конструктивные (играю, навожу порядок), деструктивные (плачу, ненавижу), виртуальные, фантастические (придумываю разные истории), адаптивные (прошу прощения, думаю об этом, кусаю ногти, стараюсь забыть), дезадаптивные (не могу спать, все валится из рук).

Если ребенок находит отклик у взрослых, его охватывает радость от малейшего улучшения. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: