Закономерности процесса воспитания. В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты: роль деятельности в процессе воспитания; воспитание как взаимодействие; система потребностей

В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты: роль деятельности в процессе воспитания; воспитание как взаимодействие; система потребностей ребенка воспитательные воздействия; трудности социализации; психические травмы детей. создание ситуации успеха.

Многие авторы указывают, что опыт усваивается в деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Б.М.Ломов). Нельзя научиться плавать, не входя в воду, нельзя стать вежливым, не проявляя вежливого, корректного поведения. Процесс усвоения социального опыта сродни обучению: сначала ребенок учится на примере другого человека. Прежде, чем какая-либо черта личности появится (честность) станет внутренней функцией, она должна быть, прежде всего, внешней, как бы для других, только потом – для себя. Следовательно, процесс воспитания начинается со взрослых, носителей культурного опыта.

Принцип единства сознания и деятельности гласит: необходима активная деятельность детей, чтобы они усвоили правила поведения. Сначала необходимо школьникам дать систему знаний определенных норм и правил, а затем организовать его жизнь и деятельность, опыт нравственного, социального и общественного поведения. На первых порах ребенок подчиняется нормам поведения под контролем взрослых, в их присутствии - это вынужденное принятие требований. Затем школьник принимает требования добровольно, понимая их значение, необходимость и осознавая свои обязанности. Постепенно внешние требования становятся собственными требованиями, убеждениями. А убеждения в свою очередь становятся мотивами поведения.

Психологическое ядро воспитания – формирование целостной личности, направленность которой – самоактуализация. Направленность личности – совокупность мотивов, которые ориентируют деятельность индивида и не зависят от ситуации. Имеется несколько видов направленности: эгоистическая (на себя); на взаимодействие с другими; на деятельность (на дело).

Первая возникает, если у детей преобладают мотивы к достижению собственного благополучия и престижа. Такой человек игнорирует окружающих, а в деятельности старается удовлетворить свои притязания. Направленность на взаимодействие проявляется в стремлении поддерживать хорошие отношения с другими людьми, что влияет на качество выполнения деятельности. Деловая направленность отражает увлечение процессом деятельности, стремление к познанию Она связана с потребностью человека сотрудничать с другими людьми ради дела и характеризуется мотивами бескорыстного выполнения (по Маслоу, служение делу). Каждое личностное свойство – это мотив и проявление поведения.

Целостная структура личности, по Л.И.Божович, это человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими. Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения. В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему. Через окружающих индивид становиться самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. Отношение к людям составляет ядро истинной психологии. Отношение к чему-либо у человека избирательно, это своеобразная оценка, рождаемая «внутри человека». Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В.Н.Мясищева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений. То, чего стоит человек, определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать. По мнению А.В.Петровского, в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредуются ее содержанием и ценностями. Для личности важно избирательно относиться к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, который одних приводит к конформности, а других – к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками. Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо важным является воспитание коллективизма, коммуникативных качеств, поскольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они смогут установить с другими, зависит их самочувствие и психическое здоровье. Кроме того, общаясь с членами значимого для ребенка коллектива, он все время сверяет то, что делает, с ожиданиями окружающих, справляется с их мнением, чувствами и требованиями. Следовательно, личность- это то, что есть во мне для других. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно отражаясь в них.

Для понимания воспитания важен феномен возложения ответственности - устойчивой позиции человека, проявляющейся в осознании правомерности наложения возможных социальных санкций в форме одобрения или наказания за успехи или неудачи в совместной деятельности. Доказано, что ответственность человека зависит от уровня развития группы, Если тот низок, индивид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценивается адекватно. Неудачи в первом случае человек относит на счет других людей. Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок).

Группа высокого уровня развития характеризуется единством, коммуникативностью, ответственностью. Члены такого коллектива проявляют эти же особенности. А.С.Макаренко считал, что коллектив создает благоприятные условия для всестороннего развития школьника. Идея параллейного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а опосредованно, через коллектив. Однако параллельное воздействие возможно только при высоком уровне развития группы и если группа для ребенка референтная. В этом случае, все, что делают другие дети, для него существенно, он разделяет нормы, ценности, установки группы и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили. У школьника может быть несколько референтных групп, следовательно, лучше всего для полноценного воспитании, когда классный коллектив одновременно является и референтной группой.

Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному положению в группе, а цели и задачи, стоящие перед ним, понятны, доступны и приняты им так же, как и другими.

Действиями коллектива необходимо руководить. Роль взрослого в этой работе сводится к таким моментам:

1) добиваться сплоченности коллектива. Сплоченность и спаянность коллектива обеспечивает ему возможность влиять на своих членов;

2) добиваться того, чтобы коллектив был со здоровым общественным мнением, критикой, самокритикой;

3) создавать у коллектива умение применять правильные формы воздействия, осуществлять индивидуальный подход.

Воспитание можно рассматривать и как социально-психологический процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и социально-психологический статус.

Социализация - это процесс и результат образования и воспроизведения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, а также при стихийном и не организованном воздействии факторов социальной среды.

Основные механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность. (Найдите в словаре определение понятий).

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации:

· Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

· Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок, ценностей.

· Стыд- переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

· Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Последние два являются негативными механизмами, подавляющими определенное поведение.

Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется «Я–концепция» учащегося (представление о себе). В нее входит несколько "Я–прошлое, настоящее, будущее, идеальное» – в глазах других. Исключительный случай, когда эти несколько «Я» совпадают. Важно, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, поскольку это служит источником саморазвития и самовоспитания.

Итак, в процессе воспитания формируются потребности, характер, эмоционально–волевая сфера, осуществляется саморазвитие. На этот процесс влияют взрослые и сверстники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: