Роль психологических воздействий в воспитании

О психологическом воздействии говорят, когда один человек пытается изменить, одобрить, принять поведение другого и повлиять на него.

Воздействие – это целенаправленный перенос движения, информации или других материальных агентов от одного участника взаимодействия к другому.

Соответственно и воспитание – это такие взаимоотношения, когда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздействий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, которые являются для него значимыми. Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности (формирование нравственных качеств, творческого самосознания, стремления к постоянному личностному росту. Психологи выделяют несколько стратегий психологического воздействия.

1. А.Г.Ковалев описал манипулятивную и развивающую стратегии. При первой ребенок видится существом пассивным. Если умело на него воздействовать, из него «можно вылепить, что угодно».

Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, можно управлять ею как угодно, причем вопреки желаниям самого индивид. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей. Манипулятивная стратегия строится на вытеснении, внушении и подавлении совести как внутреннего цензора или стремления к саморазвитию.

Стратегия сотрудничества строится на принципах доверия, веры в самое лучшее, творческое начало в другом. Б.Г.Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учителя на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Когда нет оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются другие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие.

Характер психологических воздействий ярко проявляется в авторитете взрослых.

Авторитет означает, что человек, обладающий в глазах детей значимостью, пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изменять поведение. Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители- с ними он связан от рождения. Когда ребенок идет в школу, авторитетным для него оказывается учитель. Власть же родителей ослабевает или усиливается по достижении последними определенного возраста: «Когда я был маленьким, я думал: Мама знает все. Когда стал учиться в школе, понял, что мама не все знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок».

Вместе с тем авторитет бывает ложным, т.е. держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Рассмотрим несколько разновидностей.

· Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Запреты, оскорбления, угрозы провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоятельность.

· Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени (чаще) отец интересуется делами сына (дочери), но тогда, когда мама рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.

· Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей особенности. Уважение и любовь, таким образом, вызывают не сами отец и мать, а их эфемерная важность. Действенным образом влияют не они сами, а временное их благополучие. Как только родители оказываются «как все», с ними перестают считаться.

· Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, даваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.

· Авторитет резонерства. Он проявляется в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит.

· Авторитет подкупа. Отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются – обещаниями за хорошую учебу поехать за границу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за вознаграждение.

А.С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «рубахи-парня». По мнению Антона Семеновича, авторитет и послушание не могут быть целью, необходимо правильное воспитание. При каких же условиях действенны методы воспитания? (поощрение, наказание и др.)

1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен: знает возрастные и психологические особенности детей. Например, в работе с подростками использует яркие примеры, не морализирует, убеждает, а не принуждает, редко прибегает к наказанию, воздействует, когда эмоциональное напряжение становится минимальным.

2. Когда организуется совместная деятельность, предполагающая взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Такая деятельность может быть различной: сочинение сказок, участие в спектаклях, общественных делах.

3. Создается атмосфера увлеченности, совместной деятельностью, подчеркивается значимость деятельности.

4. Когда формируются способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Когда деятельность общественно значима и видны ее результаты, школьник понимает их необходимость, возникает обязательность и ответственность. Так, если дети берут шефство над домами престарелых, то их деятельность становится общественно значимой. Общая забота в итоге помогает преодолеть равнодушие к учебе, лень, зазнайство и др.

5. Адекватность требований педагога уровню саморазвития и самовоспитания школьников. Воспитание наиболее эффективно в том случае, когда направлено на те качества, которые более всего приятны самому школьнику, когда требования учителя совпадают с требованиями ученика к самому себе.

6. Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить самолюбие ребенка, не травмировать его и соответствовать ведущим психическим функциям. Это значит, что с детьми дошкольного возраста следует использовать воздействия в игровых формах, в работе с младшим школьным возрастом педагог опирается на способность детей запоминать правила, нормы поведения. У подростка же ведущая функция – мышление, подросток способен к рефлексии, размышлениям и педагогические воздействия должны побуждать ребенка к самовоспитанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: