1. Денежная система РФ
2. Правила ведения кассовых операций
3. ЦБ РФ и кредитные организации
· ФЗ от 27 июня 2002 №86 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;
· ФЗ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
· Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (утв. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. с посл. изм. и доп.);
· Порядок ведения кассовых операций в РФ (утв. Письмом ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. №40);
· Положение о безналичных расчетах в РФ (утв. Банком России 12 апреля 2001 г. №2-П).
1. Денежная система – это законодательно закрепленное регулирование денежной массы, которое включает три элемента:
1) официальную денежную единицу;
2) эмиссию денег;
3) денежное обращение.
Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в понятие «валюта РФ» включает: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, также изымаемые или изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и банковских вкладах.
|
|
Публично-правовые характеристики денег. Деньгам присущи следующие публично-правовые характеристики:
1) деньгами является только то, что признается деньгами государством;
2) деньги изготовляются только по строго установленным государством образцам и описаниям специализированными государственными предприятиями (монетными дворами);
3) номинальная стоимость денег назначается государством произвольно в выражается в национальных денежных единицах;
4) деньги обязательны к приему всеми резидентами страны-эмитента по номинальной стоимости;
5) нарушение государственной монополии на изготовление денег с целью выпуска их в обращение либо выпуск денежных суррогатов влечет за собой применение мер уголовной и административной ответственности.
Официальной денежной единицей РФ является рубль –национальная валюта РФ. Сегодня в нашей стране функционируют банковские билеты и разменная металлическая монета.
Сумма платежных средств в экономике страны, т.е. совокупный объем наличных денег и безналичного оборота, образует денежную массу. Регулирование денежной массы является задачей ЦБ РФ.
Инструментами такого регулирования выступают:
а) эмиссия денежных средств;
б) купля-продажа государственных ценных бумаг;
в) регулирование нормы обязательных резервов банков;
|
|
г) определение размеров ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Денежная эмиссия – это выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте, т.е. выпуск денег в обращение.
Существует эмиссия наличных и безналичных денег.
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Центральным Банком РФ. Выполняя эту функцию, он определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет признаки платежеспособности денежных запасов, а также порядок замены или уничтожения поврежденных банкнот и монет.
Эмиссию безналичных денег проводят коммерческие банки, но под контролем ЦБ РФ через механизмы обязательных резервов банков. Этот механизм состоит в депонировании кредитными организациями в Банке России определенной части денежных средств. Каждому банку открывается корреспондентский счет в ЦБ РФ и ведется в Расчетно-кассовых центрах ЦБ по месту их нахождения.
Регулирование денежного обращения.
Основной задачей финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров, платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное и необходимое количество денег.
Методы регулирования денежного обращения:
· денежная реформа,
· деноминация;
· эмиссия.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией и состоит в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках с целью сокращения денежной массы.
Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими функции средства обращения и платежа в наличной и безналичной формах. Соответственно выделяются две формы денежного обращения: безналичная и наличная.
Безналичное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств со счетов в банках. Иными словами, безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
Формы безналичных денежных расчетов выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.
Безналичные расчеты совершаются через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает кредитную организацию для открытия банковского счета. Количество счетов, которые вправе открыть названный субъект не ограничено.
К основным правилам безналичного денежного обращения относятся: 1) организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках; 2) организации обязаны производить расчеты, как правило, в безналичной форме; 3) все организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов кассы.
Наличное денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Иными словами, наличное денежное обращение является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.
|
|
В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
· Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
· Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
· Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
· Определение порядка ведения кассовых операций.
Общие правила наличного обращения:
1) обращение наличных денег с участием граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью осуществляются без ограничения суммы;
2) между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в суммах, не превышающих установленных ЦБ РФ размеров;
3) применение организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.
Вопрос 2. Правила ведения кассовых операций - это организация работы с наличными денежными средствами. Кассовые операции – это совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.
В зависимости от субъектного состава правовое регулирование кассовых операций включает три группы правил:
1) порядок ведения кассовых операций банками и кредитными учреждениями (О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации: Положение Банка России от 24.04.2008 N 318-П.
2) порядок ведения кассовых операций организациями (Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П)
3) порядок применения ККТ
Порядок ведения кассовых операций организациями включает следующие правила:
|
|
Ø Хранение наличных денежных средств в учреждениях банков. Все организации независимо от организационно-правовой формы обязаны хранить наличные свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Ø Хранение наличных денежных средств в организациях в пределах кассового лимита. В кассах организаций наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем организациям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия, а также в соответствии с договором банковского счета. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления такого лимита в одном из учреждений банков предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите в другие учреждения банков, где открыты соответствующие счета. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одном из обслуживающих банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной. Лимит кассы определяется исходя из объемом налично-денежного обращения предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и срока сдачи наличных денег в учреждения банка, обеспечения сохранности и сокращения перевозок ценностей. При этом лимит кассы устанавливается:
1) Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня;
2) Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков на следующий день – в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
3) Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков не ежедневно – зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
4) Для предприятий, не имеющих денежной выручки – в пределах среднедневного расхода наличных денежных средств (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии).
Предприятия обязаны сдавать в банки все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка кассы. Предприятия вправе хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней(в районах Крайнего Севера и приравненных – не более 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке.
Ø Расходование организацией денежной выручки из кассы и р асчеты наличными средствами Организации по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков вправе расходовать поступающую в их кассы денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством. Для осуществления наличных расчетов каждая организация должна иметь кассу, вести кассовую книгу по установленной форме. Прием и выдача наличных денег из кассы кассовыми ордерами (приходные и расходные) или заменяющие их документами (например, по расчетно-платежным ведомостям). Каждая касса должна быть оборудована и застрахована в соответствии с действующим законодательством. Каждая организация, имеющая кассу, должна периодически проводить внезапные ревизии кассы. Порядок и сроки проведения ревизий устанавливаются руководителем организации. Однако при смене кассира (лица, выполняющего обязанности кассира), а также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ревизия кассы обязательна. Основание - п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".При этом проверяющие руководствуются Рекомендациями по проведению таких проверок, которые изложены в Приложении N 7 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П
Ø Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. В обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров (работ, услуг) применяется контрольно-кассовая техника.
Названные организации и индивидуальные предприниматели обязаны: а) осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; б) применять исправную контрольно-кассовую технику; в) выдавать покупателям кассовые чеки; г) обеспечивать надлежащую эксплуатацию контрольно-кассовой техники.
Федеральный закон о применении ККТ содержит перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе не применять названную технику (уплата единого налога на вмененный доход, продажа газет, журналов, ценных бумаг, проездных билетов и талонов для проезда в общественном транспорте и др.). (см. также Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 Об утверждении положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ» - допускается при условии выдачи соответствующих бланков отчетности, приравненных к кассовым чекам (квитанции, билеты и др.), содержащих установленные реквизиты. Организации и индивидуальные предприниматели ведут учет этих бланков в специальной книге по учету бланков, хранят в сейфах, инвентаризация бланков проводится одновременно с инвентаризацией наличных денежных средств в кассе.)
К ведению Роспотребнадзора отнесены обе части ст. 14.5 КоАП РФ (см. Письмо Роспотребнадзора от 25.01.2010 N 01/755-10-32 "О применении норм КоАП в связи с изменениями, вносимыми Федеральным законом N 380-ФЗ"). Он осуществляет контроль за применением контрольно-кассовой техники, проводят проверки, налагают штрафы в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.14.5).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП за неприменение ККТ»
Под неприменением ККТ следует понимать:
1. фактическое неиспользование ККТ (в том числе и по причине отсутствия)
2. использование ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе
3. использование ККТ, не включенной в государственный реестр
4. использование ККТ без фискальной памяти или с использование с поврежденной фискальной памятью, с отсутствием пломбы или ее повреждением
5. пробитие чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем.
Ø Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. в рамках одного договора, заключенного между ними. Это установлено в п. 1 Указания ЦБ РФ N 1843-У. Максимальный размер платежа в 100 000 руб. по одному договору распространяется также на расчеты наличными между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между двумя предпринимателями при условии, что эти расчеты связаны с ведением ими предпринимательской деятельности. Предельный размер платежа не распространяется на наличные расчеты организации с работниками по заработной плате, стипендиям, подотчетным суммам и иным выплатам (в том числе социального характера)
Ø Контроль в сфере денежного обращения. Учреждения банков обязаны не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком РФ порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Материалы проверки направляются в налоговые органы для принятия решения о привлечении к административной ответственности. Налоговые органы вправе проводить проверки порядка ведения кассовых операций и налагать штрафы (ст. 15.1 и 15.2 КОАП РФ)