Конкурентоспособность товара – комплексная многоаспектная характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на её удовлетворение. |
Конкурентоспособность (К) - это сравнительный и "адресный" показатель, относящийся к конкретной группе потребителей и в самом общем виде выраженный следующей формулой (5.1)
(5.1)
где Q - качество товара;S - сервис или удобство обслуживания;
Рр - цена потребления.
Численные выражения конкурентоспособности составляет понятие уровня конкурентоспособности.
Показатели конкурентоспособности:
1. качественные;2. экономические.
Качественные показатели характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются наклассификационные и оценочные (рис. 5.4.):
Рис 5.4. Классификация качественных показателей
Классификационные - характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.
|
|
Оценочные - количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество.
Экономические показатели - характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. В целом общая сумма затрат выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления). К экономическим показателям конкурентоспособности относятся единовременные (затраты на приобретение товара) и текущие (затраты на эксплуатацию товаров).
Рис 5.5. Схема оценки и прогнозирования конкурентоспособности товаров.
Структурная схема методик прогнозирования конкурентоспособности товаров представлена на рис. 5.5.
Началом работы является уточнение цели, что определяет содержание и объём исходной информации о товаре, рынке. Определив цель анализа конкурентоспособности, переходят к осуществлению комплексного исследования рынка. На этой основе выявляют требование "адресных покупателей" к товару - эталону и перечень параметров, с помощью которых можно оценить уровень конкурентоспособности.
Методически учёт нормативных (регламентируемых) показателей обеспечивается введение индекса, который принимает лишь два значения: 1 или 0. Если товар соответствует нормам, то индекс равен 1, если нет - 0. Групповой индекс по всей совокупности нормативных показателей представляет собой произведение по каждому из них (5.2):
(5.2)
где Yн.п. - групповой индекс по нормативным показателям
qн.i. - единичный показатель по i - му нормативному показателю
n - число нормативных показателей, подлежащих оценке.
|
|
Затем определяют значимость (весомость) показателей конкурентоспособности (технических и экономических). Для этого устанавливается иерархия показателей и осуществляется формирование группы аналогов, установление значений их показателей. Результат оценки зависит от выбора базового образца. В качестве образца могут быть выбраны товары:
1. стабильно реализуемые на конкретном рынке в больших объёмах;
2. завоевавшие наибольшее число покупательских предпочтений;
3. выбранные группой экспертов в качестве "эталона"
Сопоставление оцениваемого и базового образца осуществляется отдельно по техническим (качественным, сопоставительным) и экономическим показателям исходя из общего условия (5.3):
(5.3)
где qi - значение оценки i - го показателя конкурентоспособности;
рi - значение i - го показателя оцениваемого товара;
рi? - базовое значение i - го показателя.
Из формул (5.4) и (5.5) выбирают ту, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра оцениваемого товара. Для получения на базе единичных группового показателя необходимо их объединить с учётом значимости каждого единичного показателя (5.6)
(5.6)
где Ymn - групповой индекс по техническим (качественным, сопоставительным) показателям; qi - значение оценки i - го показателя;
ai - коэффициент весомости i - го технического показателя.
При оценке конкурентоспособности по экономическим показателям необходимо произвести сопоставление цен потребления анализируемого товара и базового образца (5.7):
(5.7)
где Рр - цена потребления анализируемого товара;
Ррб - цена потребления товара - образца;
Уэп - групповой индекс по экономическим показателям (ценам потребления).
Цена потребления товара - сумма затрат по отдельным её составляющим показателям (5.8):
(5.8)
где Ррi - затраты по единичным показателям цены потребления (в стоимостном выражении);
n - число показателей.
Оценка единичных экономических показателей осуществляется по формуле (5.9):
(5.9)
где qэi - значение оценки i - го экономического показателя анализируемого товара; Ррi - затраты по i - му экономическому показателю анализируемого товара; Ррiб - затраты по i - му экономическому показателю базового образца.
Групповой индекс конкурентоспособности анализируемого товара по экономическим показателям представляет сумму оценку единичных показателей, взвешенных по коэффициентам их долевого участия в цене потребления базового образца (5.10):
(5.10)
где аi - доля затрат по отдельным единичным показателям в цене потребления, то есть
Расчёт комплексного (интегрального) показателя конкурентоспособности производится на основе групповых показателей по нормативным (регламентируемым) техническим (качественным) и и экономическим показателям (5.11):
(5.11)
где К - комплексный (интегральный) показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к базовому образцу.
По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их потребление и использование.
На основе рассчитанного комплексного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. При К<1 анализируемое изделие уступает базовому образцу по конкурентоспособности, необходима разработка мер по повышению конкурентоспособности товара. При К>1 - превосходит образец, принимается решение о производстве и внедрении товара на рынок. При К=1 - равная конкурентоспособность. Решение о производстве принимает высшее руководство.
Действие групповых индексов Уmп и Уэп является равнонаправленным. При росте Уmп (то есть улучшении потребительских показателей) показатель К растёт, отражая рост конкурентоспособности. При росте Уэп (цены потребления) - К уменьшается, отражая снижение конкурентоспособности. |
(Сравнительная оценка характеристик: пример 1, пример 2.)
|
|