Роль и значение социального образования в системе профессионального образования

В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалифика­ционных ха­рак­теристик не профессио­нальные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно вы­стра­ивать свой жизненный путь в противоре­чивом, посто­янно меня­ющемся мире.

Следовательно, существенно меняются роль и сущность гуманитарной подготовки в вузе. Она выступает как базовая по отношению к профессиональной подготовке, так как способствует раз­витию личности, приобретению необходимых качеств интеллекта, формированию культурной толерантности и общечеловеческой этики. Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины.

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования составляют философия, культурология, социология, русский язык и куль­тура речи, история, иностранный язык, экономика, психология и педаго­гика, политология, правоведение и физическая культура.

Данный цикл реализует важные функции образовательного и воспита­тельного характера:

Во-первых, развитие: личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.

Во-вторых, обучение: культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, правильному отношению к своему здоровью и здоровью других, минимально необходимым юридическим знаниям, знаниям в области этики, эстетики, экологии, экономики, политики и социологии.

В-третьих, помощь в приобретении: общекультурного и профессионального роста личности.

Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: письменная и устная коммуникация на родном языке, способность к критике и самокритике, способность работать в команде (в т.ч., междисциплинарной), навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикулътурности, способность работать в между­народной среде, знание второго языка, приверженность этическим ценностям, способность к организации и планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху

В связи с этим, именно усиление качественной гуманитарной составляющей высшего образования входит в число определяющих факторов, спо­собствующих повышению культурного и духовного уровня студенческой молодёжи.

Смысл гуманитарного образования, по мнению А. Андреева, определяется тем обстоятельством, что выпускник вуза - это не просто носитель определенных знаний и навыков, а человек, обладающий совершенно особыми – человеческими – качествами и включенный в разветвленные цепочки мно­гооб­разных взаимодействий с другими людьми

Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме, по Н.Н. Нохриной, позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.

Суть «гуманитарного ядра» – это систематизированная совокупность знаний о «феномене человека», о его мышлении, социальных взаимодействиях, об отношении его к миру и творческих возможностях, в том числе направ­лен­ных на познание и изменение мира.

Гуманитарная подготовка, включенная в программу профессионального технического образования, должна привести к профессиональной подготов­лен­ности студента, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и мотивов получения именно этого образования. Гуманитарная подготовленность студента технической специальности позволяет ему по-новому, более глубоко и качественно осмысливать и воспринимать содержание и результаты получае­мого профессионального образования уже непосредственно в процессе этого образования. Отсюда следует, что именно гуманитарная подготовка играет ключевую роль в формировании успешности личности. Успешностью называется осознаваемое личностью свойство систематически достигать осознанно поставленных целей в значимых для личности направлениях и масштабах ее жизненных проявлений.

Исследования показали, что гуманитарная подготовленность студентов технических специальностей является необходимым условием достижения профессионализма, профессиональной, а также личностной успешности в целом, разумеется, лишь при условии определенного качества этой подготовленности. Качество образования – многоаспектное явление, и лучше говорить не о качестве, а о качествах, как рекомендуют эксперты.

В соответствии с этим подходом, качество образования выпускника учебного заведения можно рассматривать как соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам). В свою очередь, качество человека (в дальнейшем — качество личности выпускника), определяется в общем, как отношение адекватности человека внешнему миру.

При этом выделяются внутреннее и внешнее качества человека. Внутрен­нее качество человека, его потенциал, трансформи­ру­ется во внешнее качество в процессе его деятельности при востребованности его знаний, уме­ний. Ядром качества человека является качество его интел­лекта, включающее в себя ду­ховно-нравственную, знаниевую и деятельностную со­ставляющие. А.И. Субетто с определенной условностью раскрывает качество чело­века в виде вложенных друг в друга «сфер качества».

Внутреннее ядро-сферу качества составляют компоненты:

- системно-социальное качество человека,

- ценностно-мировоззренческое качество,

- духовно-нравственное качество,

- психолого-мотивационное качество,

- качество физического развития,

- качество интеллектуального развития.

Две сферы - сфера качества знаний и сфера качества деятельности разбиваются на два основных блока: качество общеобразовательной под­готовки и качество профессиональной подготовки, при этом второй «блок» «надстраивается» над первым. И, наконец, «периферийная сфера» есть сфера качества культуры личности, она ассимилирует в себе «сферу качества знаний» и «сферу качества деятельности».

Данная структура качества человека позволяет глубже познать процесс восхождения качества человека как объект образования и воспитания в образовательной системе, их взаимопроникновение друг в друга.

По мнению Ю.Г. Фокина,итогом многолетней целенаправленной ра­боты вузовских работников становятся качества выпускника вуза, обеспечи­вающие ему успешную деятельность в избранной сфере активности по окон­ча­нии вуза. Абитуриент вуза, пройдя стадию студенчества, становится выпускником вуза, обладающим качествами, которые отсутствовали у него до поступления в вуз. Именно они наиболее важны и для об­щества, и для самих выпускников, поскольку определяют зрелость выпускника и как гражданина, и как профессионала, обеспечивая преимущества в профессиональной карьере.

Как видим, модель выпускника Ю.Г. Фокина, так же как и модель А.И. Субетто, включает два структурных компонента: личность (выпускник как субъект современной культуры, активный член общества) и специалист.

Человеко - ориентированная конечная цель образования подтверждается Законом Российской Федерации «Об образовании», в котором приоритетным направлением образования выступает воспитание, а так же Всемирной дек­лара­цией о высшем образовании для 21 века: «в конечном счете целью высшего об­разования должно быть создание нового общества, не знающего насилия и экс­плуатации, члены которого высоко и всесторонне развиты, полны энтузиазма, руководствуются любовью к человечеству и мудростью».

Каково отношение самих студентов к необходимости изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин?

Социологические исследования, проведенные в ряде технических университетов показывают, что подавляющее количество студентов понимают значимость данных дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств. Многие из них подчеркнули необходимость увеличения объема часов по данному блоку дисциплин

Инициативной рабочей группой Межвузовского центра по информационному обеспечению гуманитарного образования Министерства образования и науки РФ при РГГУ на базе межвузовских центров гуманитарного образо­вания был проведен мониторинг мнений образовательно­го сообщества относительно потребнос­тей в гуманитарных компетенциях и воз­можностей их приобрете­ния в вузе:как сообщество осмысляет актуальные по­требности в гуманитар­ных знаниях и уме­ниях; как оценивает степень удовлетво­рения этих образова­тельных потребнос­тей циклом социогуманитарных дисциплин и какие изме­нения в структуре данного цикла считает жела­тельными и оправдан­ными? В качестве целевой аудитории была выбрана наибо­леепрактикоориентированная часть сообщества, непосредственно вовлеченная во взаимодей­ствие с дисцип­линами социо-гуманитарного цикла в своей учебной и профессиональной дея­тельности (студенты и преподавате­ли вузов). Всего было опрошено 4500 рес­пондентов (свыше 4000 студентов и 500 преподавателей в 28 вузах, нахо­дя­щихся в 7 федеральных округах).

Подавляющее большинство студентов (73,2%) и большинство преподавателей (72,8%) отметили важность гуманитарной составляющей образова­ния специалиста, бакалавра, магистра. Результаты исследования в целом, показали наличие сформированных потребностей в гуманитарной подготовке.

Однако, на практике гуманитарная направленность в процессе преподавания общеин­женерных и специальных дисциплин отсутствует.

До настоящего времени во многих негуманитарных вузах процесс интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования не осуществился.

Недостатком традиционной структуры модели подготовки специалиста в техническом вузе является разобщенность между специальными и гуманитарными кафедрами и читаемыми на них дисциплинами, что исключает у студентов представление о единстве науки и общности проявления зако­нов творчества при постижении научных истин и создании гуманитарных ценностей.

Разработанные учёными московских технических вузов под руководством профессора И.В. Фёдорова примерные программы по дисциплинам цикла ГСЭ и ЭОУД, обеспечивающие единство гуманитарной и профессиональной подготовки студентов, могли бы стать осно­вой для разработки ГОС ВПО 3-го поколения в этой образовательной области (Е.В. Бодрова).

Таким образом, необходимо сформировать новую модель системы образования в техническом вузе, основанную на интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной компонент подготовки будущего инженера.

Эти связи должны быть отражены в моделях специалистов, учебных планах, программах, учебниках и организации учебного процесса. Такой подход обеспечит фундаментализацию обучения студента на всех этапах от первого до пятого курсов.

Технический вуз будущего – это гуманитарно-технический вуз, т.е. вуз единой культуры человечества, потому что в XX? веке произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет дальнейшее сбли­же­ние биологии и техники, духовного и материального.

В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация технического образования является первоочередной задачей для российской высшей школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: