Методы оценки качества и эффективности социального образования

Среди социальных институтов современной цивилизации образование занимает одну из ведущих позиций. Откачества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса,состояние культуры и духовности в обществе, наконец, благополучие человека. Социология образования – одно из направлений социологической науки, которое должно искатьновые импульсы влияния на культурогенез современного человека. Оно не замыкается на исследовании узко дидактических проблем, оставляя эту область педагогике, а призывает охватывать жизнедеятельность человека и социальныепроцессы в сфере образования, понять их взаимовлияние.Учебную деятельность оно представляет в широком контексте социокультурных условий, жизненных планов, ориентаций, особенностей жизни обучающих и обучающихся, потребностей производства, всей культуры общества в целом. Вданной работе исследуется важность влияния фактора удовлетворенности студента на оценку им качества и эффективности образования. Понимание им важности этой оценкиведет к формированию личности с активной позицией в образовательной сфере, сознательному приложению своих сили способностей. Основной проблемой этого научного направления является поиск оптимальных форм учебной деятельности. В результате глубокого экспериментального анализа Ж. Пиаже выделил в качестве основных: ассимиляцию – включение нового объекта в старые схемы, и аккомодацию – приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних. В условиях развития современных средств коммуникации, компьютерных технологий Современная гуманитарная академия разрабатывает систему дистанционного обучения студентов. Форма аккомодации в данной системе обучения является профилирующей. Но в этом случае наши студенты сталкиваются с проблемой приспособления своих навыков и умений, выработанных в школе, ПТУ, техникумах, к новым условиям дистанционного образования. В системе традиционного обучения опыт и личность учителя имели главное значение при переходе учебных знаний к ученику – «продолжение себя вдругом», а в дистанционном обучении собственная деятельность студента является главным определяющим фактором качественного образования. В связи с этим большое значение для образования этого качества приобретает «дисциплинарность» – разделение общего потока обучения на предметы, этапы изучения, организация помощи в самостоятельном приобретении знаний, разнообразие форм контроля знаний. В массовом порядке применяемые методики контроля знаний в СГА способны удовлетворить «середняков», они действительно считают, что их знания соответствуют «отлично» и «хорошо», выставляемым компьютером, в то время как сильные студенты, имеющие хорошую школьную подготовку, не удовлетворены данными формами контроля. В связи с этим хочется внести предложение, опирающееся на многолетний педагогический опыт работы, перенести коллективный тренинг в форме семинарского занятия в заключение изучения ряда тем, после тестирования. Семинарское занятие проводить в традиционной форме по сложным проблемным вопросам, требующим серьезной подготовки с привлечением дополнительной литературы. В занятии такого рода задействован личностный фактор как студента, так и преподавателя, задействованы аналитические способности студентов. Конечно, участвовать в семинаре смогут только подготовленные студенты, обладающие опытом самостоятельной подготовки, аналитическими способностями, но именно их ответы и достойны наивысших оценок, в то

время как положительные результаты компьютерного тестирования – только «зачета». В результате некоторого возврата к традиционной системе обучения возрастет удовлетворенность от обучения сильных студентов, она будет дифференцированной, что окажет заметное влияние на повышение эффективности образовательного процесса. Следующей чертой традиционного образования является «аудиторность» – групповое обучение в присутствии преподавателя, который обеспечивает учебный порядок. В нашей системе дистанционного обучения возможно расширение применения разнообразных форм индивидуализации, что позволяет студентам дистанцироваться не только от преподавателя, но и от сотоварищей, зачастую отрицательно влияющих на учебный процесс. В этом случае первая форма обучения, о которой говорил Ж. Пиаже, – ассимиляция, с группового характера изменится на индивидуальный, то есть каждый студент будет задействовать свой известный ему со школы алгоритм решения учебных задач в новых условиях, развивать его. В результате качество знаний студента и их самооценка будут индивидуализироваться, что явится наиболее точной формой оценки достоинств дистанционного образования. Возрастет степень удовлетворенности процессом обучения, что положительно скажется на повышении эффективности образовательного процесса.Следующей проблемой не только дистанционного, но и традиционного образования является перенесение индивидуального «Я» в пространство бытия культуры сообщества, с егоценностями и нормами. Если обществом признана значимость знания, то и удовлетворенность студента процессом обучения

повышается. Ф.И. Ильясов вычленяет в этой проблеме три элемента:

1) удовлетворенность студента социальным статусом – положением студента в обществе;

2) удовлетворенность студента своей будущей профессией, ее значимостью в глазах общества;

3) удовлетворенность студента функциональным содержанием образовательного процесса.

Большое значение для повышения адаптации имеет изначальное ожидание личности относительно будущей учебы. Таким образом, существуют проблемы, требующие решения в связи с формированием дистанционной системы обучения, отличающейся от традиционной. Своевременность и правильность их решения существенно повлияет на повышение удовлетворенности студентов образованием, что положительно скажется на повышении качества обучения. Предлагаются меры организационно-управленческого и методического характера в рамках отдельного учебного заведения, не требующие коренной перестройки или дополнительного финансирования. Дистанционное образование по сути своей соответствует интенсивной модели образования, то есть не только формирует у студентов готовность к освоению определенных знаний, но и способствует развитию творческих потенций студентов. Для решения такого рода задач важную роль играет личностный фактор, в контексте данной работы он приобретает характер удовлетворенности образовательным процессом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: