Форма гос-ва –это организация гос.власти, выраженная, главным образом, в форме правления, форме гос.устройства и полит.режиме

На форму гос-ва, в т.ч. на форму правления, гос.устройство и политический режим, влияет, прежде всего, то, кому принадлежит гос.власть и чьи интересы она выражает. Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

Внутренние факторы:

- принадлежность гос.власти каким-либо классам, сословиям или соц.группам

- соотношение политических сил в стране

- уровень культуры народа

- исторические и национальные традиции

- размер территории страны

- господство той или иной идеологии и тд.

Внешние факторы:

- заимствование опыта других стран

- международная обстановка

- географическое положение страны

- экономическая, политическая и иная зависимость гос-ва от др.гос-в.

21. Монократическая, поликратическая и сегментарная формы гос-ва.

Монократическая форма гос-ва:

· единовластие. Власть сосредотачивается в руках либо монарха, либо военной хунты, либо органов правящей партии. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов.

· Разделение властей отсутствует

· Участие населения в формировании ОГВ или не допускается или носит формальный характер.

· МСУ нет

· Установливаются, как правило, авторитарные, тоталитарные режимы, опирающиеся на принуждение и насилие, обязательную гос.идеологию, носящую чаще религиозный характер.

· Огосударствление экономики и всей общественной жизни

· Элитарный характер гос.власти

· Отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности.

Поликратическая форма гос-ва:

· Разделение властей

· Децентрализация управления территориями

· Высокая степень автономности АТО

· Наличие МСУ

· Институты гос.власти формируются населением путем свободных, демократических выборов

· Права и свободы личности гарантируются гос-вом

· Политический и идеологический плюрализм

· Экономика отделена от политики и гос-ва

· Разновидности: традиционная и постсоциалистическая

Сегментарная форма гос-ва: (1+2)

· Преобладающую роль играют кланы, племена, сословия, семьи, олигархические группы

· Разделение властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обществом

· Существуют элементы МСУ и автономии АТО

· Нет безраздельного господства к-л органа или должностного лица, но имеется лидирующий орган или доминирующее должностное лицо

· Политических плюрализм в ограниченном виде

· Демократические право и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

22. Монархическая форма правления: понятие, основные черты и разновидности.

Монархия – это такая форма правления, при которой высшая гос.власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва – монарха, является пожизненной и передается по наследству.

Основные черты/признаки:

· Высшая гос.власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва – монарха

· Монарх является несменяемым главой и осуществляет свою власть пожизненно

· Власть наследственная

· Монарх осуществляет гос.власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны

· Монархическая форма правления хар-ся юр. безответственностью монарха, т.е. он не несет ответственность за результаты своего правления.

Разновидности:

Абсолютная монархия – гос.власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким-либо представительным органом.

Ограниченная монархия – власть монарха ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Делится на:

Ø Сословно-представительная монархия – власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом – собранием представителей различных сословий, созыв и объем полномочий которого полностью зависели от воли монарха.

Ø Конституционная монархия – власть монарха на основе конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства. Подразделяется на:

ü Дуалистическая монархия – верховная власть делится между монархом и парламентом. У змонарха больше полномочий. Правительство формируется монархом.

ü Парламентарная – правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже только перед парламентом. Монарх выступает лишь символом нации, царствует, а не правит.

23. Республиканская форма правления: понятие, основные черты и разновидности.

Республика – это форма правления, при которой высшая власть в гос-ве принадлежит выборным органам, которые избираются на определенный срок и несут ответственность перед избирателями. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.

Основные черты (признаки):

· Высшая гос.власть принадлежит выборным органам

· Глава гос-ва – выборное лицо или орган. Монарх как таковой отсутствует

· Выборные органы сменяемы и избираются на определенный срок

· Выборные органы осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо социальных групп

· Есть ответственность выборных органов перед своими избирателями

Разновидности:

Демократические: источником власти признается народ, высшие органы власти формируются непосредственно населением, выражают его волю и подотчетны ему

Антидемократические: народовластие либо вообще отсутствует, либо носит формальный характер (аристократические и олигархические республики, авторитарные, тоталитарные республики).

Демократические республики принято подразделять на:

· Президентские республики: США, Аргентина, Бразилия

Ø Жесткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент, правительство) власти.

Ø Президент избирается населением и имеет равную с парламентом легитимность

Ø Президент одновременно глава гос-ва и глава исполнительной власти

Ø Правительство формируется президентом и ответственно перед ним

· Парламентские республики: Италия, ФРГ

Ø Сотрудничество законодательной и исполнительной власти

Ø Президент избирается парламентом

Ø Президент является главой государства, но не явл-ся главой исполнительной власти

Ø Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним

Ø Правительство возглавляется премьер-министром, который обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти.

24. Смешанные (нетипичные) формы правления.

Причины появления нетипичных форм правления:

o Чистые формы правления имеют недостатки

o Создание смешанных форм связано со стремлением улучшить взаимодействие высших органов

o Появление таких форм связано с влиянием гуманистических идей и институтов

o Появление обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества и иные причины

Виды нетипичных форм правления:

Ø Полуабсолютные монархии: сочетаетв себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Эти монархии лишь по форме не являются абсолютными, т.к. оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же – монарх властвует безраздельно. Парламент подчинен воле монарха. Следовательно, это как бы абсолютные монархии.

Ø Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархии (в зависимости от преобладания тех или иных черт). Сейчас фактически существуют дуалистические монархии.

Ø Теократические монархии и теократичекие республики: в Т.монархиях – монарх является главой гос-ва и высшим духовным лицом в стране. (Римский Папа + Иран)

Ø Республиканские монархии: это монархии, в которых присутствуют черты республиканской формы правления (Малайзия, ОАЭ). Малайзия: выборная монархия: Глава гос-ва не является пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Вместе с тем, республикой не становится, т.к. главой гос-ва здесь м.б. избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. ОАЭ: коллегиальная монархия: полномочия главы гос-ва фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого совета занимает в Совете определяющие позиции и обладает значительными властными полномочиями.

Ø Монархические республики: это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы гос-ва. президент является пожизненным главой гос-ва КНДР). Пост передается по наследству.

Ø Суперпрезидентские республики: возникают вследствие военного переворота. Президент наделяется весьма обширными полномочиями, которые получает нелегитимным путем.

Ø Полупрезидентские (полупарламентарные) республики: в зависимости от преобладания черт. Президент избирается непосредственно населением и наделяется обширными полномочиями: глава гос-ва, основные полномочия в сфере исполнительной власти, верховный главноком. Правительство назначается президентом, работает под его руководством, но нуждентся в доверии парламента. (Австрия, Россия, Франция, ФРГ).

25. Унитарное государство: понятие, основные черты и разновидности.

Унитарная форма правления является наиболее простой и хар-ся следующими основными чертами:

Ø Это гос-во, в составе которого нет каких-либо государственных образований, что всегда присуще федеративным государствам. Территория унитарных гос-в обычно делится на АТО (края, области, губернии, города, районы и тд.), которые не обладают признаками государственности. А если территория у гос-ва небольшая, то АТО деления нет.

Ø Это гос-во, в котором существует только одна, единая для всей станы, система высших ОГВ, непосредственно осуществляющих руководство местными органами.

Ø В таком гос-ве действует только одна конституция и единая для всей страны системе законодательства.

Ø Все внешние межгос.сношения осуществляют центральные органы, которые представляют страну на междунар.арене.

Ø В таком гос-ве существует единое гражданство.

Разновидности:

В зависимости от наличия автономий:

ü Простые – нет автономий; территория либо вообще не имеет АТО деления, либо делится только на АТЕ (Алжир, Колумбия, Польша, Франция). АТЕ м.б.:

- двухзвенными

- трехзвенными (АТЕ областного, районного и сельского уровня)

- четырехзвенными

ü Сложные - имеют в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Испания, Китай). Автономия – это учет национальных, географических, исторических и иных особенностей в гос.строительстве. автономии м.б.:

- территориальная автономия: учет особенностей путем выделения территории, население самостоятельно может решать вопросы местного значения. Территориальная автономия м.б.:

* собственно территориальной (при отсутствии этнических отличий, но есть особенности в области хозяйства и культуры, которые обусловлены историческими или геогр.факторами).

* национально-территориальная автономия (предоставляется нац.меньшинствам – этносам – они реализуют свое право на самоопределение и выбирают гос.форму организации своей жизни).

* политическая территориальная автономия (имеет право на собственное законодательство)

* административная террит.автономия (не имеет вышеуказанного права)

- экстерриториальная автономия: не связана с обособлением территории. Такая автономия м.б. предоставлена этническим меньшинствам, разрозненно проживающим в различных частях страны. Эти меньшинства вправе создавать на общегосударственном уровне свои представительства.

В зависимости от степени зависимости АТЕ гос-ва и их органов от центральной гос.власти:

ü Централизованные: степень зависимости является достаточно высокой: жесткая вертикальная система управления, при которой местные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми центральной властью. Сейчас существует только в условиях военных режимов.

ü Децентрализованные: характерно МСУ во всех АТЕ. ОМСУ формируются непосредственно населением и не относятся к ОГВ.

ü Относительно децентрализованные: сочетается МСУ и централизованное гос.управление, т.к. за деятельностью ОМСУ устанавливается административный контроль, который осуществляют чиновники, назначенные центральной властью.

С учетом национального состава населения:

ü Однонациональные (Норвегия, Швеция)

ü Многонациональные (Великобритания, Испания).

26. Федеративное гос-во: понятие, основные черты и разновидности.

Федерация – это сложная форма гос.устройства, т.к. состоит не только из АТЕ, но и частей, обладающих определенными признаками государственности (Россия, США, Индия, ФРГ, Австралия, Канада, Мексика).

Основные черты:

· Это единое союзное гос-во, состоящее из двух или более гос.образований (республик, штатов, земель) – СУБЪЕКТОВ федерации. Они обладают относительной самостоятельностью в решении своих внутренних вопросов, имеют свое А-Т деление, могут содержать в своем составе автономии.

· Здесь существуют две системы высших ОГВ: высшие органы самой федерации (ФОГВ) и высшие органы ее субъектов (региональные органы). Разграничение предметов ведения и полномочий закрепляются в конституциях или в федеративном договоре. При этом могут закрепляться только как исключительные полномочия обоих, так и наряду с исключительной – совместная конпетенция центра и субъектов.

· Территория федерат.гос-ва складывается из территорий его субъектов.

· Кроме конституции и законодательства существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов (которые не должны противоречить конституции и законодательству федерации).

· Существует двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

· Наряду с федеральным гражданством может существовать гражданство субъекта.

Разновидности:

По способу возникновения:

ü Конституционные: создаются «сверху», в результате принятия конституции или спец.закона (Индия, Пакистан)

ü Договорные: создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными гос-вами (СССР, США)

В зависимости о того, на какой основе создается:

ü Федерации, основанные на союзе: субъекты федерации имеют право выхода (СССР)

ü Федерации, основанные на автономии: субъекты не обладают таким правом (США)

Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации:

ü Национальные: построенные по национальному принципу. Субъекты отличаются национальным составом, культурой, обычаями, традициями (ранее - СССР, РСФСР, Чехо-Словакия, Югославия; сейчас – Бельгия и Эфиопия)

ü Территориальные: строятся по территориальному принципу. Субъекты не отличаются национальным составом. Это способ децентрализации управления обществом (сейчас – США, ФРГ)

ü Смешанные: одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие – по территориальному (сейчас – РФ).

С учетом правового положения субъектов федерации, их качественной однородности, а также наличия АТО, не являющихся субъектами:

ü Симметричные: федерации, состоящие только из равноправных, качественно-однородных субъектов и не имеющих АТО (Аргентина, Бразилия, Мексика)

ü Ассиметричные: противоположные симметричным. Можно разделить на три группы:

1) Федерации, в которых наряду с субъектами существуют и другие террит.образования – федеральные округа, фед.территории, фед.владения и тд. (США, Австралия, Индия).

2) Федерации, которые состоят только из субъектов, но они не являются качественно-однородными (РФ).

3) Федерации, состоящие только из качественно-однородных субъектов, которые не являются равноправными в правовом положении (скрытая ассиметрия – Германия)

27. Демократические политические режимы: понятие, основные черты, разновидности.

Демократические политические режимы – режимы, основанные на народовластии (власть в гос-ве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется).

Основные черты:

· юридическое признание верховной власти народа;

· периодическая выборность основных органов власти;

· всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

· равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

· принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

· контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

· подотчетность выборных органов своим избирателям;

· политический и идеологический плюрализм;

· гласность, свобода СМИ;

· невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан.

Разновидности:

ü Непосредственной: народ сам непосредственно осуществляет гос.власть, напрямую решая вопросы гос. и общественной жизни

ü Представительной: гос.власть осуществляется народом через представителей, которых он выбирает.

28. Антидемократические политические режимы: понятие, основные черты, разновидности. Авторитарные и тоталитарные режимы.

Это такие режимы основаны на использовании различных антидемократических методов, способов и средств осуществления гос.власти. демократии либо нет, либо создается ее видимость.

Разновидности:

· Собственно антидемократические (народ ни формально, ни фактически к власти не допускается)

· Псевдодемократические (формальное закрепление институтов демократии, но реального народовластия не существует).

Авторитарный режим – любой антидемократический режим. Такой режим является промежуточным между демократическим и тоталитарным режимами и имеет тенденцию перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический, а затем в демократический.

Основные признаки авторитарного режима:

· Антидемократический режим, но наиболее мягкий в сравнении с тоталитарным, т.к. имеет в себе черты демократического режима.

· Гос.власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы. Практически отсутствует или сводится на нет выборность, подотчетность, подконтрольность гос.органов населению. Представительные органы могут существовать, но не играют определяющей роли в управлении обществом и превращаются в декорацию.

· Игнорируется разделение властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Усилены исполнительные органы, которые подчиняют себе все остальные органы. Суды выступают в качестве вспомогательных органов, т.к. могут использоваться внесудебные органы.

· Преобладают силовые, командные, бюрократические методы гос.управления, но не применяются террор и массовые репрессии.

· Отсутствует тотальный контроль над теми или иными сферами общественны жизни. Относительно независимыми м.б. экономика, культура, частная жизнь. Но всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над СМИ.

· Допускается ограниченный политический плюрализм (разрешается существование только нескольких партий, оппозиция не допускается или разрешается в определенных пределах).

· Не существует единой гос.идеологии, обязательной для общества.

· Демократические права и свободы провозглашаются, но не обеспечиваются.

· Высока роль лидера гос-ва. присутствуют элементы диктатуры, но лидер не является харизматическим.

Тоталитарный режим – крайняя форма антидемократического режима.

Основные признаки тоталитарного режима:

· Отрицание демократии.

· Гос.власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования гос.власти (фашистские и военные тоталитарные режимы), или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтарнативные кандидатуры.

· Отсутствует разделение властей, эта идея считается неприемлемой.

· Полный контроль гос-ва над всеми сферами общественной жизни.

· Фактическое отсутствие политического и идеологического плюрализма.

· Режим опирается преимущественно на методы принуждения, прибегает к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима.

· Отрицаются естественные права человека, а признаются только те права, которые «даруются» государством. При этом они, как правило, носят декларативный характер: гос-во их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.

29. Многообразие взглядов на понятие права и основные подходы к его пониманию. Типы правопонимания.

Основные теории права:

· Теория естественного права. (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищев) Зародилась она в Древней Греции и Древнем Риме, но наибольшее развитие получила в ХVII–ХVIII вв. Во второй половине ХIХ в. была вытеснена юридическим позитивизмом, однако в ХХ в. возродилась вновь. В настоящее время имеет определенное распространение в отечественной юриспруденции. Основная идея: в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право – это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и, как правило, письменно закреплены. Естественное же право – это неписаное право, которое «живет» в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, естественных и неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения (праве на жизнь, равенстве, частной собственности и т. д.). Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать. Позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву.

· Юридический позитивизм. (Д. Остин, К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич: середина ХIХ в) - теория, оппозиционная теории естественного права. Отвергает идею естественного права. Для него право – это только позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. А так как эти нормы закрепляются преимущественно в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством.

· Близким является нормативизм (Г. Кельзен). Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как «чистое учение о праве». «Чистота» этого учения по Кельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является. Право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении), и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы.

· Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). (Р. Иеринг, Ф. Жени, Е. Эр-лих, Р. Паунд: вторая половина ХIХ в.). Право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений, действия их участников. Это так называемое «живое» право, которое нужно отличать от «мертвого» закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на «живое» право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.

· Психологическая теория права. (Л. И. Петражицкий: начало ХХ в.). Право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. подразделялось право на позитивное и интуитивное. Позитивное - право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обычаях и т. д.), а интуитивное – психические переживания каждого отдельного индивида или группы лиц. Кроме этого, различалось официальное и неофициальное право. Под первым подразумевалось право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым – право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства.

· Марксистско-ленинская теория права. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин: середина ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран). Право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т. е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность (система) общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

В зависимости от подходов к пониманию права выделяют три типа правопонимания:

1). Нормативный: право – это нормы, установленные или санкционированные гос-вом и изложенные в законах и других НПА.

2). Социологический: право – это сами общественные отношения, выступающие в качестве правоотношений.

3). Нравственный: право – это правовые идеи, представления людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека и иных социальных ценностях.

В зависимости от соотношения права и закона выделяют следующие типы правопонимания:

1). Позитивистский: отождествление права и закона. Правом является любое установление гос.власти. Характерен для юридического позитивизма, нормативизма, социологической юриспруденции.

2). Непозитивистский: различие права и закона. Право не сводится к закону, установленному гос-вом. Право формируется независимо от государства и обладает приоритетом по отношению к закону. Закон должен основываться на праве. выражен преимущественно в теории естественного права.

30. Понятие и признаки права. Естественное и позитивное право.

Право – это свобода, возможность определенного поведения участников общественных отношений.

Право в широком смысле (неюридическом) – это свобода, возможность определенного поведения участников общественных отношений, которая признается обществом и носит социально оправданный характер. Такое право возникает вместе с человеческим обществом в результате общения людей между собой. Оно складывается само по себе, естественным путем. Первоначально оно получает закрепление в первобытных обычаях, затем в нормах морали, религиозных и даже юридических нормах. Получая закрепление в юр.нормах, оно становится правом в юридическом смысле.

Право в узком смысле (юридическом) – это тоже свобода, возможность определенного поведения участников общественных отношений, но установленная или признанная гос-вом. Эта свобода закрепляется в юридических нормах, и затем становится принадлежностью участников соответствующих общественных отношений.

Установленные или санкционированные гос-вом нормы - это объективное право / право в объективном смысле. Мера возможного поведения участников общественных отношений, которая определяется этими нормами – субъективное право / право в субъективном смысле.

Основные признаки позитивного права:

· Нормативность: право состоит из норм (предписаний, правил поведения)

· Общеобязательность: нормы права являются обязательными для тех, кому они адресуются

· Системность: нормы состоят в определенном единстве и тесно связаны между собой

· Гос-волевой характер: право возникает не само по себе, а по воле гос-ва

· Формальная определенность: подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах и др.источниках.

· Гарантированность: гос-во гарантирует обеспечение норм возможностью принуждения с помощью санкций.

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО – это система установленных или санкционированных гос-вом норм, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется гос-вом.

31. Сущность права.

Вопрос о сущности права рассматривается либо с классовых, либо с надклассовых, общесоциальных позиций.

Классовый подход к пониманию сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивает классовый характер права, и сущность права видит именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Надклассового, общесоциального подхода к пониманию сущности права придерживаются различные немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права – как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т. д., – но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Сущность естественного права:

Сущность естественного права непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения.

Близкой к сущности естественного права можно считать сущность субъективного права. Субъективное право – это основанная на нормах объективного права, дозволенная ими возможность, свобода определенного поведения конкретных участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода.

Следовательно, сущность субъективного права будет составлять установленная или признанная государством в нормах объективного права свобода (мера свободы) поведения участников соответствующих общественных отношений.

Сущность объективного права состоит в том, что оно есть государственный регулятор общественных отношений, при помощи которого государство создает и поддерживает в обществе определенный порядок.

32. Соотношение права и гос-ва.

Право и гос-во тесно связаны между собой, находятся в единстве и воздействуют друг на друга.

В литературе сложилось два подхода к соотношению:

Этатистский (государственный) подход: приоритет гос-ва над правом. Право – это результат деятельности гос-ва, оно зависит от гос-ва, поскольку им устанавливается и санкционируется. при позитивном праве.

Естественно-правовой (либеральный) подход: приоритет права над гос-вом. Право возникает раньше, и гос.властью не устанавливается. Гос-во должно в своей деятельности быть связано с правом и подчиняться ему. При естественном праве.

Гос-во не может обойтись без позитивного права потому, что при помощи позитивного права оно себя юридически закрепляет и оформляет. В нормах позитивного права закрепляется форма правления, форма гос.устройства, полит.режим, система гос.органов и т.д. + гос-во использует ПП в качестве регулятора ОО.

Позитивное право не может обойтись без гос-ва т.к. без него оно не может возникнуть и нормально функционировать. Нормы ПП либо устанавливаются, либо санкционируются гос-вом, и поддерживаются его принудительной силой.

33. Функции права: понятие, классификация.

Социальное назначение позитивного права состоит в том, чтобы через регулирование соответствующих ОО утверждать и поддерживать в обществе тот порядок, в котором заинтересовано гос-во. Соц.назначение не следует отождествлять с его ролью в общественной жизни, т.к. оно выражает только основную роль права в общественной жизни, в то время как позитивное право может выполнять др.функции. социальное назначение права и в целом его роль в общественной жизни проявляются в его функциях.

Функции позитивного права - это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни.

Признаки функций позитивного права:

· Это определенные направления его воздействия на ОО.

· Это такие направления его воздействия на ОО, в которых выражается сущность позитивного права.

· Это такие направления воздействия на ОО, в которых выражается социальное назначение ПП в целом и его роль в общественной жизни.

Классификация:

По значимости: основные / неосновные

По направленности: внутренние / внешние

По сферам общественной жизни: экономические, политические, социальные, идеологические, экологические

По характеру: общесоциальные / сословно-классовые

По продолжительности осуществления: постоянные / временные

С учетом социальной роли:

ü регулятивные (ПП регулирует, упорядочивает ОО, приводя их в определенную систему)

ü оценочные (оценка поведения участников ОО)

ü воспитательные (ПП выступает в кач-ве образца, эталона поведения)

ü информационные (правовые нормы как источник информации о регулировании ОО)

ü трансляционные (ПП накапливая в себе соц.опыт, передает все это об-ву, будущим поколениям)

С учетом социального значения:

ü конститутивные (ПП, регулируя ОО, закрепляет в своих нормах как сами ОО, так и весь порядок их регулирования

ü собственно регулятивные (непосредственное регулирующее воздействие ПП на ОО, их упорядочение)

ü охранительные (обеспечение и охрана ОО, регулируемых ПП).

34. Ценность права. Свойства, определяющие его ценность.

Говоря о ценности права, нужно иметь в виду, прежде всего, его значимость, полезность для людей и общества в целом. В этом плане несомненной ценностью обладает естественное право, т.к. оно является выражением подлинной свободы человека, не совместимой с произволом. Признание естественного права позволяет видеть в нем подлинное право и в связи с этим предъявлять определенные требования к гос-ву и законам.

Ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости для государства, общества и отдельно взятого человека. В первую очередь, позитивное право обладает ценностью для гос-ва, т.к. оно является регулятором общественных отношений, инструментом гос-ва, с помощью которого оно претворяет свою волю в жизнь и добивается в обществе необходимого порядка. Ценность позитивного права для общества заключается в том, что порядок в обществе поддерживается путем создания норм позитивного права. Эти нормы согласуются с общественными интересами. Ценность для человека – позитивные нормы наделяют участников общественных отношений определенными юридическими правами и обязанностями, тем самым они определяют свободу человека, меру и границы этой свободы.

Ценность позитивного права для гос-ва, общества и человека предопределяется его свойствами, которые проявляются в его основных признаках:

· Нормативность (ПП способно охватить своими правилами поведение неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число конкретных общественных отношений).

· Общеобязательность (подчинение всех членов общества единому порядку).

· Системность (ПП составляет определенную систему норм в масштабах всей страны, что позволяет урегулировать ОО единообразно).

· Формальная определенность (правовое регулирование ОО строгое и определенное. Четко определены объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников, социальные и личные ценности, которые оно защищает).

· Гарантированность (правовое регулирование является стабильным, устойчивым и неподвластным произволу отдельных индивидов).

35. Понятие, признаки и структурные элементы системы права.

Система права есть его структура, т.е. внутреннее строение, которое характеризуется единством и согласованностью действующих в гос-ве правовых норм и одновременным их разделением на институты и отрасли.

С точки зрения философии система – это не структура, не внутреннее строение, а множество взаимосвязанных между собой элементов, составляющих определенное целостное образование. Структура же – это строение, внутренняя организация системы, выражающаяся в связях и отношениях, существующих между элементами, составляющими систему.

Являясь системой, позитивное право характеризуется рядом признаков:

· Компонентность: система права состоит из ряда компонентов, т.е. частей, элементов. Элементами системы права являются правовые нормы и другие ее структурные подразделения.

· Интегративность: элементы, части, которые составляют систему права, так или иначе связаны между собой. Система права – взятые в единстве действующие правовые нормы и другие ее структурные подразделения.

· Организованность: связи между элементами системы права носят взаимосвязанный и структурированный характер. Они соединены не случайно, а органически, на основе строго определенных связей.

· Многоуровневость: в системе права, кроме норм, существуют элементы более высокого уровня, которые представляют собой определенные объединения этих норм. Сами нормы имеют разную юридическую силу и находятся между собой в отношении иерархии.

· Объективность строения: обусловлена регулируемыми позитивным правом общественными отношениями, которые объективно складываются в обществе в виде определенной системы.

· Целостность: это целостное образование в масштабах всей страны.

· Структурированность: наличие внутреннего строения.

Система права – это взятые в единстве и взаимосвязи действующие в гос-ве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

Структурные элементы системы права – нормы, институты и отрасли права.

Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные ее подразделения. Нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, объединяются в институты права, а нормы, регулирующие какую-то сферу общественных отношений, через институты объединяются в отрасли права. Отрасли права – это самые крупные элементы системы права. Они подразделяются на институты, которые в свою очередь подразделяются на нормы права.

В структуре некоторых отраслей выделяют подотрасли права, а в структуре институтов – субинституты.

Во многих системах права выделяют и другие более крупные, чем отрасли права, структурные подразделения: правовые общности (публичное и частное право, материальное и процессуальное право и др.).

36. Принципы права: понятие и классификация. Принципы права и правовые принципы.

Принципы права – закрепленные в праве руководящие идеи, исходные положения, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве основополагающих начал правового регулирования тех или иных общественных отношений. Это тоже элементы системы права.

Признаки принципов права:

· Это определенные правовые идеи, которые формируются в сфере правосознания и затем получают свое выражение в праве и правовых нормах.

· Это правовые идеи, нашедшие отражение в действующем позитивном праве и закрепленные в нем.

· Это основополагающие идеи, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве несущих конструкций всей системы права, ее подразделений.

· Это идеи, которые выступают в качестве исходных, основополагающих начал правового регулирования общественных отношений.

Принципы права не следует отождествлять с правовыми принципами. Некоторые авторы отождествляют эти понятия, но «правовой принцип» понятие более широкое, чем «принцип права», вследствие чего принципы права – это разновидность, часть правовых принципов.

Классификация принципов права:

Общие принципы права: это принципы всей системы права. Они выступают в качестве общих начал, на которых основаны право и правовое регулирование в гос-ве (принципы демократизма, гуманизма, справедливости, равенства всех перед законом, единства юридических прав и обязанностей и т.д.)

Межотраслевые принципы права: это принципы, выступающие в качестве основных начал сразу нескольких отраслей права (пр. принцип гласности судопроизводства)

Отраслевые: это принципы отдельных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, уголовного и тд.

Выделяют также принципы подотраслей, институтов и субинститутов права, принципы правовых общностей ( принципы публичного и частного права).

37. Понятие, признаки и структура норм права.

Нормы права являются первичными элементами системы права, это вытекает из того, что право состоит из норм, является из системой.

Нормы права – это установленные или санкционированные гос-вом, а также охраняемые им, правила поведения общего характера, которые носят общеобязательный характер и направлены на регулирование общественных отношений.

Признаки правовых норм:

· Это правила поведения

· Это правила поведения, исходящие от гос-ва в виде определенных установлений, предписаний. Они либо непосредственно создаются гос-вом, либо санкционируются им. Санкционирование выражается в том, что гос-во либо придает юридическую силу тем или иным неюридическим нормам, либо разрешает устанавливать нормы права негосударственным организациям.

· Это правила поведения общего характера, т.к. они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное множество жизненных ситуаций.

· Это общеобязательные правила поведения.

· Это правила поведения, которые охраняются гос-вом, обеспечиваются его принудительной силой.

· Это правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений.

· Также выделяются такие признаки, как формальная определенность, системность и представительно-обязывающий характер, но эти признаки характерны не для всех норм права.

Структура правовых норм:

Гипотеза – та часть правовой нормы, где говорится об условиях, обстоятельствах, фактах, при наличии или отсутствии которых норма права будет действовать и применяться

Диспозиция – само правило поведения, та часть правовой нормы, которая указывает на юридические права и обязанности участников

Санкция – та часть правовой нормы, где говорится о мерах юридической ответственности и других неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, т.е. диспозиции.

Схематично: «если.., то..., иначе..».

На практике такая схема в идеале встречается редко, но сами нормы права, как взятые в единстве гипотеза, диспозиция и санкция, закрепляются или в разных частях одной статьи НПА, или в разных статьях НПА, или в статьях разных НПА.

38. Классификация норм права, их виды.

Классификация норм права:

1) С учетом роли, которую они играют в процессе регулирования общественных отношений, принимая во внимание их «специализацию» как регуляторов общественных отношений:

Ø Конститутивные нормы права – это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала правового регулирования. Эти нормы м.б. подразделены на:

· Общеустановительные – это правовые нормы, закрепляющие основы гос. и общественного строя (форму правления, форму гос.устройства, полит.режим и тд.) и другие исходные положения.

· Декларативные – нормы, закрепляющие принципы права, а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Ø Регулятивные нормы права – это нормы, устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений. Такие нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на:

· Управомочивающие – нормы, устанавливающие юридические права («вправе», «может», «разрешено», «дозволено» и тд.)

· Обязывающие – нормы, устанавливающие позитивные юридические обязанности, т.е. обязанности совершить те или иные действия («должен», «обязан»)

· Запрещающие – нормы, устанавливающие юридические запреты, т.е. обязанности воздержаться от тех или иных действий («запрещено», «нельзя», «не в праве», «не имеет права», «не должен»)

Ø Охранительные нормы права – это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм, они предусматривают меры гос.принуждения. такие нормы м.б. подразделены на:

· Карательные – нормы, предусматривающие различные меры наказания, которые м.б. применены в связи с совершением определенных противоправных деяний.

· Правовосстановительные – нормы, предусматривающие защиту и восстановление нарушенных прав (пр. принудительное взыскание долга)

Ø Вспомогательные нормы права – это нормы так или иначе обеспечивающие действие конститутивных, регулятивных и охранительных норм. К ним относят:

· Дефинитивные - нормы-определения, толкования тех или иных понятий, созданные с целью единообразного понимания тех или иных терминов

· Коллизионные – нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими нормами права

· Оперативные – нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяются, либо пролонгируются (продлеваются в действии), либо распространяются на новый круг общественных отношений.

2) По принадлежности к той или иной отрасли права:

Ø Конституционные

Ø Административные

Ø Гражданские

Ø Уголовные и т.д.

3) По степени обязательности:

Ø Императивные – нормы, содержащие категорические предписания, которые не м.б. изменены участниками общественных отношений по своему усмотрению

Ø Диспозитивные – нормы, предоставляющие участникам отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением

Ø Рекомендательные – нормы, исполнение которых не обязательно, но желательно.

Ø Поощрительные нормы – нормы, устанавливающие поощрения, льготы за те или иные действия.

4) С учетом объема регулирующего действия:

Ø Общие – это нормы, охватывающие все институты той или иной отрасли права и регулирующие определенный род общественных отношений

Ø Специальные – это нормы, относящиеся к какому-либо институту права и регулирующие соответствующий вид общественных отношений.

Ø Выделяют также исключительные нормы, к которым относятся нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм.

39. Институты и отрасли права. Основания деления норм права на институты и отрасли.

Институт права (правовой институт) – следующий более крупный элемент системы права, под которым понимается совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Институты бывают:

Межотраслевые – институты, входящие в состав сразу двух или нескольких отраслей права (институт гос.собственности, дисциплинарной ответственности, институт опеки и попечительства)

Комплексные – крупные институты, состоящие из субинститутов (институт алиментных обязательств, субинститутами которого являются обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, других членов семьи)

Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем единстве образуют определенную отрасли права.

Отрасль права – это самый крупный элемент системы права, который понимается как совокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

Если институты права содержат нормы, регулирующие какой-то ВИД общественных отношений, то отрасли права – нормы, регулирующие какую-либо СФЕРУ общественных отношений. СФЕРА общественных отношений понятие более широкое, чем ВИД общественных отношений, т.к. сферу общественных отношений составляют однородные виды общественных отношений (пр. имущественные, трудовые, семейные отношения).

Отрасли права и институты права следует выделять на основе двух критериев (которые называются также основаниями деления норм права на институты и отрасли):

1. Предмета правового регулирования – под которым понимаются регулируемы правом общественные отношения. Предмет рассматривается в качестве основного критерия

2. Метода правового регулирования – под которыми понимаются совокупность приемов, способов и средств воздействия права на определенную область общественных отношений. Метод рассматривается в качестве вспомогательного критерия.

В системе российского права по предмету и методу правового регулирования, выделяются следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, земельное, трудовое, право социального обеспечения, уголовное, УИП, ГПП и УПП. Каждая из этих отраслей имеет свой предмет и метод правового регулирования.

40. Правовые общности в системе права.

Правовые общности – самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права.

В настоящее время выделяются такие правовые общности, как:

Публичное и частное право: выделяют в системе права исходя из того, чьи интересы – общие (публичные) или частные – защищают нормы позитивного права.

· Публичное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интересы (гос-ва и об-ва). публичное право связано с осуществлением гос.власти и регулирует отношения между гос.органами и иными субъектами (вертикальные отношения). В структуре публичного права принято выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности гос.органов, осуществления правосудия, обеспечения интересов гос-ва и об-ва (КП, АП, УП, УПП)

· Частное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы частных лиц и объединений. Это право не связано с осуществлением властных полномочий и регулирует горизонтальные отношения – отношения между частными лицами (ГП, ТП, СП).

Материальное и процессуальное право:

· Нормы материального права осуществляют непосредственное регулирование тех или иных общественных отношений и закрепляют исходные юридические права и обязанности участников этих отношений. (КП, АП, ГП, УП и тд)

· Нормы процессуального права это нормы, обслуживающие нормы материального права, обеспечивающие их реализацию. (УПП, ГПП)

Международное и национальное право:

· Международное право – это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между гос-вами. Данная система имеет свои институты и отрасли права, свои правовые общности (МЧП, МПП). Но оно еще и оказывает влияние на национальное право.

· Собственно национальное право – нормы права конкретной страны, которые занимают положение некоей подчиненности по отношению к нормам международного права (принцип приоритета МД).

41. Формы (источники) права, понятие и виды.

Понятие формы права принято раскрывать опираясь на философское учение о форме как внутренней организации содержания и его внешнего выражения. Исходя из этого различают внутреннюю и внешнюю форму права. Внутренняя форма права – это его структура, т.е. внутреннее строение, организация его структурных элементов и норм права. Внешняя форма права – это его проявление вовне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм (обычаи, правила, положения, признанные гос-вом).

Формы внешнего выражения юридических норм именуют также источниками права в формальном, юридическом смысле. Это связано с тем, что понятие «источник права» не имеет однозначного толкования и может употребляться в различных смыслах:

v Источник права в гносеологическом смысле – источник познания права, то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Это м.б. как действующие НПА, так и акты, утратившие силу, а также исторические памятники права.

v Источник права в материальном смысле – это материальные условия жизни общества, в которых коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу.

v Источник права в идеологическом смысле – это правосознание, правовая идеология, правовые идеи, взгляды на право.

v Источник права в политическом смысле – это гос-во, т.к. нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются гос-вом и в связи с этим, без его воли не могут появляться на свет.

v Источники права в формальном смысле – это способы (формы) закрепления и внешнего выражения юридических норм, внешние формы позитивного права.

Т.о. внешние формы позитивного права (формы внешнего выражения юридических норм) – источники права в формальном (юридическом) смысле = формы (источники) права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: