Прекращение гражданства

· Отказ от гр-ва или выход и него: добровольное волеизъявление заинтересованного лица, которое подает в компетентные органы гос-ва соответствующее заявление, и требует согласия этих органов.

· Лишение гражданства: такие лица подлежат высылке (экспатриации) из страны.

· Утрата гражданства: особое основание прекращения гражданства. М.б. при совершении определенных запрещенных действий.

64. Правовой статус личности: понятие и виды. Права человека и гражданина.

Правовой статус личности – это совокупность законодательно установленных и гарантированных гос-вом прав, свобод и обязанностей личности. В основе правового статуса личности лежит ее фактический социальный статус, т.е. реальное положение личности в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет, юридически оформляет это положение, признавая личность субъектом права и наделяя ее правосубъектностью. Социальный и правовой статус соотносятся как содержание и форма.

Виды правового статуса:

· Формальный статус составляют все права, свободы и обязанности, которыми личность в принципе может обладать в данном гос-ве.

· Фактический статус составляют лишь те права, свободы и обязанности, которыми личность уже реально обладает.

В зависимости от принадлежности личности к конкретному гос-ву:

· Правовой статус граждан

· Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

· Правовой статус лиц с двойным (и более) гражданством

· Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев

В зависимости от широты охвата:

· Общий правовой статус – права, свободы и обязанности, которыми могут обладать все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, пребывающие на территории данного гос-ва. этот статус является базовым, исходным для специального и индивидуального статуса.

· Специальный (родовой) статус – права, свободы и обязанности, которыми могут обладать отдельные категории граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства (военнослужащие, ветераны, студенты)

· Индивидуальный правовой статус – права, свободы и обязанности, которыми обладает конкретная личность. Он зависит от положения человека в обществе, его пола, возраста, профессии и тд.

Основу правового статуса личности составляют права и свободы, которыми личность может обладать в гос-ве. Права и свободы личности принято разделять на права человека и права гражданина.

Ø Права человека – это права и свободы, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности. По своей природе это естественные права. Они принадлежат каждому человеку от рождения, неотчуждаемы и независимы от гос-ва. гос-во призвано лишь юридически оформлять их и защищать от нарушений.

Ø Права гражданина – это права и свободы, которые признаются только за гражданами гос-ва. это позитивные права, которые не имеют естественной природы и их источником является гос-во.

Права человека и гражданина в зависимости от сфер жизнедеятельности принято подразделять на:

ü ГРАЖДАНСКИЕ (личные): призваны обеспечивать свободу человека как члена гражданского общества от какого-либо незаконного внешнего вмешательства, в т.ч. от государственного. К ним относятся фундаментальные права и свободы личности, выражающие демократические принципы общества: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести и т.д.

ü ПОЛИТИЧЕСКИЕ: обеспеченная законом возможность индивидуально или коллективно участвовать в общественно-политической жизни гос.власти. такие права и свободы обычно признают лишь за гр-нами гос-ва: право избирать и быть избранным; право принимать участие в управлении делами гос-ва; свобода слова и убеждений; право на ОО и т.д.

ü ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: призваны обеспечивать материальные потребности личности: право частной собственности; право на труд; свобода предпринимательства; право на забастовки и т.д.

ü СОЦИАЛЬНЫЕ: направлены на обеспечение достойного уровня жизни и соц.защищенность личности: право на соц.обеспечение; право на удовлетворительный жизненный уровень; на охрану и помощь семье, материнству, детству; право на жилище и тд.

ü КУЛЬТУРНЫЕ: гарантируют духовное развитие личности: право на образование, право на доступ к культурным ценностям и т.д.

65. Понятие и признаки правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие.

Правовое регулирование можно определить как регулирование, осуществляемое при помощи права. Право может рассматриваться в общесоциальном и юридическом смыслах. Следовательно и правовое регулирование может трактоваться как регулирование, осуществляемое естественным правом и позитивным правом. нам важно только позитивное-правовое регулирование, т.к. естественно-правовое рег-ие не входит в предмет науки ТГП.

Признаки позитивно-правового регулирования:

ü Это один из видов социального регулирования, т.е. регулирования, осуществляемое в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Право – один из основных социальных регуляторов.

ü Это государственное регулирование, т.к. позитивное право останавливается и санкционируется гос-вом, и следовательно является гос.регулятором общественных отношений.

ü Это определенное воздействие на общественные отношения.

ü Это воздействие, которое осуществляется с помощью норм позитивного права и других правовых (юридических) средств.

ü Это такое воздействие на общественные отношения, которое имеет своей целью их упорядочение.

Позитивно-правовое регулирование – это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью из упорядочения.

Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием. Правовое воздействие – это все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Следовательно, правовое регулирование является понятием более узким, чем правовое воздействие, и рассматривается в качестве одной из его форм.

Формы воздействия права на поведение людей и общественные отношения:

· Регулятивное

· Информационное – право является источником информации и сообщает людям, какие ОО и как регулируются действующим ПП, как гос-во оценивает те или иные поступки людей.

· Ценностно-ориентационное – идеологическое, воспитательное воздействие права. ПП формирует в сознании людей определенный образ поведения.

66. Формы (виды) правового регулирования.

Формы правового регулирования – это его разновидности. Поскольку правовое регулирование может осуществляться различными правовыми средствами, различными субъектами, в различных масштабах и на разных уровнях, оно способно приобретать и различные формы.

Исходя из средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование:

· Нормативное правовое регулирование: это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. Оно является первичным и определяющим по отношению к индивидуальному правовому регулированию. Нормативное регулирование носит общий характер, поскольку распространяется не на единичные общественные отношения, а на все общественные отношения определенного вида.

· Индивидуальное правовое регулирование (казуальное): это регулирование, которое осуществляется при помощи различных индивидуально-правовых средств (индивидуально-правовые договоры, акты применения права). Это регулирование не носит общего характера, т.к. связано с упорядочением конкретных, т.е. единичных общественных отношений (его еще называют казуальным правовым регулированием.). это регулирование следует за нормативным и дополняет его. Принято разделять:

Ø Автономное – совершение субъектом правомерных действий в одностороннем порядке независимо от волеизъявления других лиц.

Ø Договорное (координационное) – участники сами, без чьего-либо вмешательства, упорядочивают свои отношения путем заключения индивидуальных договоров или соглашений.

Ø Субординационное – осуществляется не самими участниками, а компетентными гос.органами.

В зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование:

· Собственно государственное правовое регулирование – это регулирование, осущ-е органами гос-ва, иными гос.организациями или должностными лицами. Данный вид правового регулирования является основным, т.к. нормы позитивного права, которые регулируют общественные отношения, устанавливаются преимущественно этими субъектами. Кроме того, они в основном и применяют эти нормы.

· Негосударственное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными организациями, либо самими участниками общественных отношений.

В зависимости от степени централизованности:

· Централизованное – регулирование, осуществляемое из одного центра и распространяется на всю страну. Оно исходит из центральных ОГВ и осущ-ся преимущественно при помощи НПА. Это регулирование вносит единообразие в регулирование ОО на всей территории страны.

· Децентрализованное – ркгулирование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях (субъекты федерации, местные ОГВ, ОМСУ, администрации учреждений и предприятий, сами участники). В качестве средств регулирования здесь выступают НПА и ИПА.

По сфере распространения:

· Общее – на всей территории гос-ва, все субъекты (законы и подзаконные акты общего действия)

· Местное – в пределах АТО (НПА и ИПА местных ОГВ и ОМСУ)

· Ведомственное – в рамках той или иной области гос.управления: промышленности, с/х, транспорта, образования и тд. (ведомственные НА)

· Локальное – в рамках учреждений, предприятий, организаций (нормативными и индивид. ПА администраций этих организаций)

67. Предмет, сфера и пределы правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это то, что регулируется правом. правом могут и должны регулироваться только общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования. Сфера же правового регулирования – это круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом.

Это, во-первых, волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают и складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя общественные отношения, первоначально воздействует на поведение людей.

Во-вторых, правом могут и должны регулироваться только конкретные волевые отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. Право не может регулировать массовые социальные процессы (миграционные, демографические), т.к. они протекают по объективным общественным законам. Право может на них воздействовать, но не регулирует.

В-третьих, правом могут и должны регулироваться не все конкретные волевые отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю.

В-четвертых, правом могут и должны регулироваться не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь те, которые являются наиболее значимыми для гос-ва и об-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: