Вывод: правом регулируются наиболее значимые для гос-ва и общества, конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему влиянию

В литературе выделяют три группы общественных отношений, которые поддаются правовому регулированию:

· Общественные отношения, составляющие экономическую основу общества. Здесь определяющая роль принадлежит имущественным отношениям.

· Общественные отношения, составляющие политическую основу общества. Здесь определяющая роль принадлежит отношениям, возникающим в связи с гос.управлением обществом.

· Общественные отношения, возникающие в связи с нарушением порядка, установленного в первых двух группах общественных отношений.

Различие «предмета» правового регулирования и «сферы» правового регулирования заключается в том, что:

1) Предмет правового регулирования составляют не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те из них, которые урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют.

2) В предмет правового регулирования иногда входят общественные отношения, которые находятся за пределами сферы правового регулирования, т.к. гос-во в ряде случаев пытается урегулировать те отношения, что лежат за пределами сферы правового регулирования

Пределы правового регулирования – это границы регулирующего действия права, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

· Объективные пределы правового регулирования: это пределы, которые обусловлены самими общественными отношениями. Эти пределы определяются границами сферы правового регулирования.

· Субъективные пределы правового регулирования: это пределы, которые определяются правотворческими органами, которые устанавливают нормы позитивного права. Это предметные пределы, т.е. границы предмета правового регулирования, или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Субъективные пределы правового регулирования могут проявляться также в степени урегулированности тех или иных общественных отношений.

68. Действие норм права и НПА во времени. Обратная сила и «переживание» закона.

Действие норм права во времени в отечественной теории права принято определять началом и окончанием действия НПА. НПА начинают действовать во времени с момента вступления их в силу. На практике существует четыре основных варианта вступления НПА в силу:

1) НПА могут вступать в силу по истечении определенного срока после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной порядок вступления в силу.

2) С момента, установленного самим НПА: а) момент принятия; б) момент официального подписания; в) момент официального опубликования; г) конкретная дата.

3) С момента, установленного другим, вспомогательным НА, вводящим в действие основной НПА.

4) С момента получения их соответствующими органами и организациями (ведомственные акты для строго определенных адресатов).

Окончание действия НПА во времени связывается обычно с утратой НПА юридической силы. Варианты:

1) В случае истечения срока их действия.

2) В случае официальной отмены другим НПА

3) Если в действие вводятся новые НА, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам.

4) Фактически утрачивают силу НА (или отдельные их положения), которые признаны судом неконституционными или незаконными.

5) В случае изменения обстоятельств, на которые НА был рассчитан.

Нормативный акт распространяет свое действие на общественные отношения, которые будут возникать после вступления НА в силу. Т.е. на общественные отношения, которые имели место до вступления НА в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются: закон обратной силы не имеет. Но есть исключения из этого правила:

· Обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение.

· Обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено законом.

С утратой НА юридической силы, содержащиеся в нем нормы права прекращают свое действие во времени. С этого момента они перестают регулировать соответствующие общественные отношения и не могут больше применяться. Но и тут есть исключения: закон, уже утративший силу, все же может применяться и, т.о., фактически продолжает еще действовать. Это «переживание» закона. Это явление прямо противоположное обратной силе закона. Здесь, НПА, отмененный или замененный новым, продолжает «жить» и после введения в действие нового НА. Это имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними факты были урегулированы утратившим силу НА и сохранились после введение в действие нового НА (длящиеся отношения). Здесь применение утратившего силу НА обусловлено необходимостью учета интересов лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового НА.

69. Действие норм права и нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие норм права и НПА в пространстве – это их территориальное действие. По общему правилу, нормы права, установленные или санкционированные гос-вом, действуют в пределах территории гос-ва.

Территория гос-ва – пространство, на которое полностью и безраздельно распространяется власть гос-ва. к этому пространству относятся: (см. с. 337)

· Сухопутная территория

· Водное пространство

· Воздушное пространство

· Недра

· Условная территория (посольства и консульства за рубежом; суда, курсирующие под флагом гос-ва; военные корабли; космические аппараты; кабели и трубопроводы в открытом море; технические сооружения на континентальном шельфе и в открытом море и тд.)

Действуя в пределах территории, нормы права и НПА могут распространять свое действие как на всю территорию (НПА центральных ОГВ), так и на отдельные ее части (НПА центральных ОГВ и местных)

Экстерриториальное действие, т.е. действие за пределами территории гос-ва:

1) В случае нахождения граждан гос-ва за границей.

2) В случае заключения соглашений с другими гос-вами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного гос-ва действуют на территории другого и наоборот.

3) В случае действия на территориях со смешанным правовым режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона) (см. с. 339).

Действие норм права и НПА по кругу лиц: правовые нормы каждого конкретного гос-ва распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории данного гос-ва. исключения:

· Есть нормы, которые распространяются только на граждан конкретного гос-ва.

· Есть нормы, которые распространяют свое действие только на определенных субъектов: должностных лиц, военнослужащих, врачей, учителей и тд.

· Дипломаты, консульские работники и другие лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не м.б. привлечены к У.О. или адм.отв-ти, не подлежат аресту или задержанию.

70. Методы, способы и типы правового регулирования.

Метод правового регулирования – это приемы, способы и средства, которые используются гос-вом при правовом регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права имеет не только свой предмет, но и свой метод правового регулирования, который проявляется в следующем:

· В правовом положении участников регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений (равноправие или подчинение)

· В способах правового регулирования (запреты, обязывания, дозволения)

· В основаниях возникновения конкретных правоотношений (сделки, правонарушения и тд)

· В характере санкций (возмещение вреда, взыскание, наказание).

Существуют два типа методов правового регулирования:

ü Методы императивного типа – это методы централизованного регулирования. Они используются в отраслях публичного права при регулировании властеотношений. Для них характерно то, что одни участники наделяются властными полномочиями, а на других возлагаются соответствующие обязанности.

ü Методы диспозитивного типа – это методы децентрализованного регулирования. Они используются в отраслях частного права. Для них характерно то, что участники наделены равными возможностями, а нередко сами регулируют свои отношения в пределах дозволенного законом.

Способы правового регулирования – это пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения. Способы правового регулирования являются составными частями методов и во многом определяют их специфику. Они закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений.

Выделяют три основных способа правового регулирования:

ü Дозволение – гос-во, осуществляя правовое регулирование, разрешает участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет из соответствующими юридическими правами. При этом, не требуется, чтобы эти действия обязательно совершались. Участника сами решают, осуществлять эти права или нет.

ü Обязывание – гос-во предписывает участникам общественных отношений определенный вариант поведения, обязывая их совершать те или иные действия. При этом, требуется совершение действий, предписанных законом.

ü Запрет – гос-во предписывает участникам общественных отношений воздержаться от совершения определенных действий. Требуется, чтобы действия, запрещенные законом, участниками не совершались.

Обязывание и запреты выражены в юридических обязанностях, различие состоит в том, что обязывания выражены в позитивных юридических обязанностях (обязанностях совершить определенные действия), а запреты – в негативных юридических обязанностях (обязанностях воздержаться от совершения действий).

Типы правового регулирования – это общая направленность, общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той или иной области общественных отношений.

Выделяют два типа правового регулирования:

ü Общедозволительный тип – в основе лежат общее дозволение и частный запрет. Принцип регулирования общественных отношений: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Наиболее распространен в частном праве.

ü Разрешительный тип – прямая противоположность общедозволительному: в его основе лежат общий запрет и частные дозволения. Принцип правового регулирования: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено. Данный тип связан с гос.управлением и имеет наибольшее распространение в публичном праве.

71. Процесс правового регулирования, его стадии.

Процесс правового регулирования можно рассматривать как с широких, так и с узких позиций.

При широкой трактовке, в процессе правового регулирования можно выделить два стадии:

· Стадия правовой регламентации общественных отношений: стадия связана с правотворчеством. На этой стадии осуществляется разработка и установление норм права. По характеру эта стадия является подготовительной, т.к. правового регулирования как такового здесь еще нет.

· Стадия действия норм права: стадия связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется уже фактическое регулирование общественных отношений, реальное воздействие норм права и других правовых средств на общественные отношения. Эта стадия в процессе правового регулирования является основной.

При узкой трактовке, правового регулирования – это процесс функционирования норм права. Здесь из процесса правового регулирования исключается правотворчество, а правовое регулирование рассматривается только как процесс фактического действия норм права и других правовых средств на общественные отношения. И здесь выделяются стадии:

· Стадия общего действия норм права: начальная стадия процесса правового регулирования. На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении тех или иных видов общественных отношений. Это нормативный уровень правового регулирования, на котором происходит упорядочение тех или иных видов общественных отношений и возникновение в связи с этим общественных отношений.

· Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей характеризуется возникновением у конкретных субъектов конкретных юридических прав и обязанностей.

· Стадия реализации субъективных прав и обязанностей – заключительная стадия процесса правового регулирования. Эта реализация выражается в поведении участников конкретных правоотношений.

72. Механизм правового регулирования: понятие и элементы.

Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Правовые средства – это различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование. Правовые средства, составляющие в своем единстве механизм правового регулирования, принято рассматривать в качестве элементов этого механизма. Данные элементы подразделяют на основные и вспомогательные.

· Основные элементы – нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей, акты применения права.

· Вспомогательные элементы – все остальные правовые средства (НПА, акты толкования права, правосознание, юридическая техника и тд.)

Основные элементы считаются таковыми потому, что в механизме правового регулирования они являются узловыми звеньями и образуют его основу, каркас всей системы правового регулирования. В частности:

o нормы права являются главным элементом на первой стадии – стадии общего действия норм права: они выступают в качестве образцов поведения для неопределенного множества участников регулируемых нормами права общественных отношений. Они являются базовыми элементами механизма правового регулирования, определяют общую программу правового регулирования соответствующих видов общественных отношений.

o Правоотношения выступают главным элементом на второй стадии – стадии возникновения субъективных прав и обязанностей: они являются средством перевода общих нормативных предписаний, образцов, моделей поведения, содержащихся в нормах права, в плоскость конкретных общественных отношений, где регулирующую роль играют уже не столько нормы права, сколько вытекающие из них субъективные права и обязанности, выступающие в качестве меры соответственно возможного и должного поведения конкретных участников конкретных ОО.

o Акты реализации субъективных прав и обязанностей являются главным элементом третьей стадии – стадии реализации субъективных прав и обязанностей: они выражаются в фактическом поведении участников конкретных общественных отношений, связанном с осуществлением ими своих прав и обязанностей. К таким актам относятся акты соблюдения, исполнения и использования права, в которых реализуются соответственно правовые запреты, обязывания и дозволения.

o Акты применения права являются главным элементом на дополнительной стадии – стадии применения права: в них определяется мера поведения участников конкретных общественных отношений.

Вспомогательные элементы механизма правового регулирования участвуют в правовом регулировании совместно с основными. Например, к нормам права примыкают НПА, акты толкования права, правосознание, правовая культура и тд.; к правоотношениям – юридические факты; к актам реализации субъективных прав и обязанностей – акты толкования права, правосознание, правовая культура; к актам применения права – акты толкования права, правосознание, правовая культура.

73. Понятие, признаки и принципы правотворчества. Правотворчество и правообразование.

Исходя из того, что наряду с естественным правом существует также право позитивное, под правотворчеством понимается деятельность по созданию позитивного права, т.е. норм, которые устанавливаются или санкционируются гос-вом.

Правотворчество – осуществляемая уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неправовых норм в качестве правовых.

Признаки правотворчества:

o Это определенная деятельность: это интеллектуально-мыслительная деятельность, которая связана с созданием правовых норм и организацией правового регулирования соответствующих общественных отношений.

o Это одна из форм государственной деятельности: правотворчество выступает важнейшим средством гос.управления об-вом и является исключительным правом гос-ва.

o Это деятельность, связанная с возведением гос.воли в закон, в общеобязательные правила поведения: через правотворчество гос-во претворяет свою волю в жизнь, определяя, какие ОО и как должны регулироваться с помощью норм позитивного права.

o Это деятельность, направленная на создания норм права в целях урегулирования, упорядочения соответствующих общественных отношений: право создается для регулирования ОО и утверждения в обществе определенного порядка.

o Это деятельность, связанная как с установлением, изменением и отменой норм права, так и с санкционированием неправовых норм в качестве правовых.

o Это деятельность, которая осуществляется уполномоченными на то субъектами или народом: субъектами правотворчества являются гос.организации, негосударственные организации и народ.

o Это деятельность, носящая властный характер: правотворческая деятельность всегда выступает как проявление властных полномочий, т.е. принятые и вступившие в силу НПА должны соблюдаться и исполняться всеми, кто окажется в сфере их действия, иначе последуют меры гос.принуждения.

o Это деятельность, которая регламентируется законодательством и протекает в рамках установленных им процедур.

Соотношение правотворчества и правообразования:

Правообразование – весь процесс формирования позитивного права: с момента его зарождения до официального юридического оформления. Этот процесс охватывает не только непосредственную деятельность правотворческих органов по созданию норм права, но и возникновение экономических, политических и др. социальных предпосылок, которые обуславливают необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Процесс формирования права (правообразование) проходит три этапа:

1) Возникновение объективной потребности в правовом регулировании каких-то ОО. Здесь появляется потребность в правовом регулировании (или изменении правового регулирования), самого позитивного права еще нет.

2) Выявление потребности в правовом регулировании соответствующих общественных отношений и осознание необходимости такого регулирования. Здесь формируется правосознание.

3) Правотворческая деятельность.

Исходя из этого, правообразование понятие более широкое, чем правотворчество. Правотворчество является главным этапом в процессе правообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: