Различие права и морали выражается в следующем

Во-первых, они различаются по способу возникновения. Нормы права возникают в результате правотворческой деятельности, а нормы морали никем не устанавливаются, они возникают и складываются стихийно в процессе практической деятельности людей.

Во-вторых, право и мораль различаются по форме внешнего выражения. Нормы права закрепляются в официальных письменных источниках, а нормы морали обычно не закрепляются.

В-третьих, различие норм права и норм морали можно провести по степени из определенности. Нормы права по большей части – это формально-определенные правила поведения, они имеют письменную форму и сконструированы в виде четких определений и предписаний. Нормы морали фактической определенностью не обладают и не представляют собой четко сконструированных правил поведения.

В-четвертых, право и мораль различаются по степени обязательности. Нормы права – это общеобязательные правила поведения, а мораль не может быть обязательной для всех в силу того, что она не представляет собой единой для общества системы норм.

В-пятых, право и мораль различаются по способу обеспечения. Нормы права обеспечиваются принудительной силой гос-ва, а нормы морали гос-вом в целом не обеспечиваются.

В-шестых, право и мораль по-разному оценивают поведение людей. Право оценивает поведение людей с точки зрения их юридических прав и обязанностей. Мораль же оценивает поведение людей с точки зрения добра и зла, честного и бесчестного и тд.

В-седьмых, право и мораль различаются также по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Требования морали оцениваются значительно выше, чем требования права.

Взаимодействие права и морали выражается в их взаимном влиянии друг на друга.

Влияние права на мораль выражается в том, что право, как правило, берет под свою защиту основные нравственные ценности общества, обеспечивая ряд общепризнанных норм морали юридическими санкциями и усиливая тем самым действие морали. Вместе с тем, право (позитивное) способно ограничивать действие морали и даже отбрасывать ее. Это чаще всего происходит тогда, когда нормы права вступают в противоречие с нормами морали.

Влияние морали на право выражается в том, что право любого цивилизованного гос-ва основывается на господствующей в обществе морали. Усиливая нормы права, правотворческие органы вкладывают важнейшие нравственные требования общества в содержание правовых норм, подчиняя тем самым право действию морали.

Противоречия между правом и моралью: эти противоречия могут возникать в силу объективных и субъективных причин:

Объективные причины не зависят от людей, от гос-ва, от правотворческих органов. К таким причинам относятся материальные и прочие условия жизни общества. Право и мораль – это совершенно разные регуляторы общественных отношений, а также право стабильнее морали и может отставать от требований морали, которая более динамична, чем право, но вместе с тем и более спонтанна.

Субъективные причины противоречий наоборот зависят от людей, от гос-ва и правотворческих органов.

61. Право и обычаи: единство, взаимодействие, различие.

Обычаи, действующие в обществе, не представляют собой какой-то единой системы норм. Они выступают в виде многочисленных, независимых друг от друга нормативных систем, действующих в различных социальных группах и различных сферах человеческой деятельности. Помимо обычаев, выделяют обряды, ритуалы, нравы, обыкновения (см. с. 298)

Единство права и обычаев характеризуется наличием у них общих черт:

Во-первых, право и обычаи – это правила поведения людей.

Во-вторых, это правила поведения общего характера

В-третьих, это основные регуляторы общественных отношений.

В-четвертых, право и обычаи обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и иными факторами и являются продуктами сознательно-волевой деятельности людей.

Различие права и обычаев можно провести:

По способу возникновения право и обычаи различаются тем, что право устанавливается и санкционируется гос-вом, а обычаи возникают стихийно.

По форме внешнего выражения право и обычаи различаются тем, что нормы права закрепляются в официальных письменных источниках, а обычаи нигде официально не закрепляются, а живут в сознании людей.

По степени определенности право отличается от обычаев тем, что представляет собой преимущественно формально-определенные правила поведения, обычаи же формальной определенностью не обладают, т.к. внешне выражены в конкретных актах поведения.

По степени обязательности различие состоит в том, что право составляют общеобязательные правила поведения, тогда как обычаи общеобязательными не являются.

По способу обеспечения различаются тем, что право обеспечивается гос-вом, а обычаи нет. Они обеспечиваются силой привычки и общественным мнением. Гос.защита только у санкционированных обычаев.

Взаимодействие права и обычаев выражено в их взаимном влиянии друг на друга.

Право влияет на обычаи тем, что обычаи, наиболее вредные для общества, право под угрозой наказания запрещает.

Обычаи влияют на право тем, что право использует некоторые обычаи в качестве готовых регуляторов общественных отношений, в этом случае обычаи становятся правовыми нормами и вкл. в систему права. А также право должно учитывать существующие в обществе обычаи и не вторгаться без надобности в сферу их действия.

62. Право и корпоративные нормы: единство, различие, взаимодействие.

К корпоративным нормам относятся нормы, создаваемые негосударственными организациями.

Единство права и корпоративных норм характеризуется наличием у них общих черт. Это заключается в том, что правовые и корпоративные нормы являются правилами поведения людей, правилами поведения общего характера и регуляторами общественных отношений. Кроме того, право и корпоративные нормы обусловлены экономическими, политическими, социально-культурными и другими факторами; являются продуктами социально-волевой деятельности людей; закрепляются в письменных нормативных документах; обладают формальной определенностью; обладают фиксированным набором средств, обеспечивающих их реализацию.

Различие права и корпоративных норм можно провести по следующим основаниям:

По способу возникновения: нормы права устанавливаются и санкционируются гос-вом, а корпоративные нормы – теми или иными негос.организациями

По форме внешнего выражения: нормы права выражены в НА, а корпоративные нормы – в НА негос.организаций (уставы или положениня)

По степени обязательности: нормы права распространяются на всех членов общества и обязательны для всех. Корпоративные нормы распространяются локально

По способу обеспечения: нормы права обеспечены принудительной силой гос-ва, корпоративные нормы – мерами воздействия, исходящими от самих негос.организаций.

Также: корпоративные нормы не представляют собой единой системы норм в масштабах всей страны.

Взаимодействие права и корпоративных норм выражаются в том, что нормы права, закрепляя право граждан и других лиц на объединения, разрешают тем самым создавать в рамках соответствующих объединений корпоративные нормы.

63. Гос-во, право, личность. Связь личности с гос-вом. Гражданство.

Личность, как человек, обладающий определенными социальными качествами и включенный в систему общественных отношений, в государственно-организованном обществе не может не быть связана с государством и правом. Связь личности с государством и позитивным правом носит самый разнообразный характер, поскольку зависит от различных обстоятельств: конкретных исторических условий, политического режима, социального положения личности, ее возраста, пола, наличия у нее определенной профессии, занимаемой должности и тд. Но, прежде всего, связь личности с государством и правом зависит от принадлежности личности к конкретному гос-ву, от того, в каком политико-правовом статусе выступает личность по отношению к этому гос-ву: гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Гражданин – это лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному гос-ву. Связь личности с гос-вом и правом в этом случае является наиболее тесной: личность пользуется всеми юридическими правами, установленными данным гос-вом, а также несет перед гос-вом все юридические обязанности. Гос-во же в свою очередь гарантирует личности ее права, защищает ее, покровительствует ей за границей.

Иностранец – это гр-н (подданный) другого гос-ва. связь личности с гос-вом и правом является не такой темной, как у граждан. Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности, не несут некоторых обязанностей. В то же время они пользуются многими правами, что и граждане, а также обязаны исполнять законы и др. НА страны пребывания. В случае совершения преступления или правонарушения, они несут ответственность по зак-ву этой страны.

Лицо без гражданства (апатрид) – это лицо, не являющееся гражданином какого-либо гос-ва. его связь с гос-вом и правом во многом аналогична связи иностранца. Вместе с тем, в отличие от иностранца, он не пользуется дипломатической защитой какого-либо гос-ва.

Помимо названного, личность по отношению к гос-ву может выступать и в некоторых других качествах:

· Она м.б. лицом с двойным гражданством, беженцем, вынужденным переселенцем. Но и в этих случаях она выступает в кач-ве либо гр-на, либо иностранца, либо лица без гр-ва.

Связь личности с гос-вом и правом имеет еще один аспект: независимо от гражданства она, находясь на территории гос-ва, выступает как субъект права, т.е. лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности. Это обусловлено тем, что гос-во признает за личностью, находящейся на территории гос-ва, способность (возможность) иметь юридические права и обязанности самочтоятельно их осуществлять, т.е. правосубъектность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: