Полная структура: характерна в основном для правоохранительных органов, выделяют четыре части:
· Вводная: наименование правоприменительного акта; орган или должностное лицо, принявшее этот акт; время и место принятия акта; дело, по которому принят акт.
· Описательная: фабула дела, т.е. информация об установленных по делу фактических обстоятельствах.
· Мотивировочная: дается анализ доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, а также правовая квалификация этих обстоятельств.
· Резолютивная: излагается само решение юридического дела, т.е. индивидуально-конкретное правовое предписание.
Усеченная структура: характерная для актов оперативно-исполнительной деятельности и некоторых правоохранительных актов, могут отсутствовать либо описательная и мотивировачная, либо только мотивировочная части.
Классификация актов применения права:
По субъектам:
§ Акты государственных организаций (акты главы гос-ва; акты представительных органов; акты исполнительных органов; акты судебных органов; акты контрольных органов; акты следственных органов; акты гос.учреждений и предприятий)
|
|
§ Акты негосударственных организаций (акты ОМСУ; акты общественных организаций; акты негосударственных учреждений и предприятий)
В зависимости от выполняемых функций:
§ Регулятивные акты применения права: выполняют функцию позитивного регулирования (указ о награждении, приказ о зачислении в ВУЗ, решение о назначении пенсии)
§ Охранительные акты применения права: выполняют охранительную функцию (пртговор суда по УД, решение суда о возмещении вреда, приказ об увольнении и т.д.)
По характеру:
§ Материальные: акты, применяющие нормы материального права (приговор)
§ Процессуальные: акты, применяющие нормы процессуального права (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).
По юридической природе:
§ Основные: акты, содержащие окончательное решение юридического дела (решение по гражданскому делу)
§ Вспомогательные: акты, содержащие промежуточное решение (постановление о ВУД).
По времени действия:
§ Акты однократного действия (приказ об увольнении)
§ Акты длящегося действия (регистрация брака).
89. Требования, предъявляемые к актам применения права.
Требование законности:
ü Каждый акт применения права должен выноситься только тем органом, который правомочен его выносить.
ü При вынесении акта применения права должны быть соблюдены процессуальные нормы.
ü При вынесении акта применения права должна быть применена именно та норма, под которую подпадают установленные правоприменителем фактические обстоятельства дела.
|
|
Требование обоснованности:
ü Вынесенное по юридическому делу решение должно основываться на достоверных фактах (те, которые установлены правоприменителем непосредственно, либо при помощи юридических доказательств)
Требование целесообразности:
ü Принятие наиболее оптимального по юридическому делу решения. Правоприменитель с учетом всех конкретных обстоятельств дела должен выбрать в рамках применяемой нормы наиболее оптимальный вариант решения.
Требования справедливости:
ü Принятие решения, соответствующего характеру установленных по делу фактических обстоятельств.
90. Понятие и виды пробелов в законодательстве. Применение права при прббелах в законодательстве.
Пробел в законодательстве – полная или частичная неурегулированность нормами позитивного права тех или иных жизненных ситуаций (общественных отношений), входящих в сферу правового регулирования. Это отсутствие правовой нормы, которая в принципе должна быть. О пробеле в законодательстве можно говорить только тогда, когда нормами позитивного праване урегулирована ситуация (случай), которая входит в сферу правового регулирования и объективно в правовом регулировании нуждается.
Пробелы в законодательстве могут возникнуть в силу объективных и субъективных причин:
Объективные причины: причины, которые обусловлены самими общественными отношениями. ОО находятся в постоянном развитии, следовательно, могут возникнуть новые ОО, которые еще не урегулированы, но объективно нуждаются в этом, поскольку входят в сферу правового регулирования.
Субъективные причины: причины, которые обусловлены деятельностью правотворческих органов. Они могут что-то упустить из виду, могут принять не вполне качественный НА, могут вообще оставить без внимания какие-то ОО + недостатки правотворческой техники, порождающие принятие пробельных НПА.