Преемником Филарета стал Псковский архиепископ Иоасаф 1 (1634-1640 гг.). Новый патриарх "в нравах и житии был добродетелен, но к царю не дерзновенен''. Значение патриарха понизилось. Он уже не пользовался титулом высокого государя, его называли "великим господином". Имени патриарха теперь не было рядом с именем царя не только в указах по гражданским делам, но даже в распоряжениях царя по делам церковным.
В важнейших случаях царь обращался за советом к патриарху. Так, он просил совета патриарха относительно мер против крымского хана по поводу оскорблений и притеснений им русских посланников. Но патриарх и в этом случае оставшись "недерзновенным к царю", дал уклончивый ответ: "Рассудитъ об отмщении врагам дело твое, государь, и всего твого царского синклита, а не нас, твоих богомольцев".
Книжное исправление велось прежним порядком, и 1640 г. патриарх Иоасаф скончался. ПАТРИАРХ ИОСИФ(1642-1652.)
Преемником Иоасафа 1 был избран архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Он был человек малообразованный и слабый в делах управления. Оттого патриаршая власть при нем ослабела еще более. Будучи защитником "многогласия" (когда во время службы одновременно и пели, и читали), он только после ответа Константинопольского патриарха не в пользу "многогласия" распорядился об уничтожения этого беспорядка (1651 г.). Исправление богослужебных книг велось прежним путем, число погрешностей в них все увеличивалось. В богослужебные иучительные книги внесены были отдельные ошибочные мнения, которые сделались потом догматами в расколе.
|
|
"Уложение царя Алексея".
Церковный суд до половины ХVII в. держался тех же начал, на каких он был устроен еще в удельное время, т.е. существавал на правах чисто удельной самостоятельности церковного ведомства в государстве, независимости его от государственного суда.
Так же удельной независимостью в государстве пользовались и вотчинные владения Церкви, наделенные от государства разными льготами и привилегиями, и составлявшие целую треть всей территории России.
Церковные вотчины, несмотря на распоряжения, направленные против их возрастания, все еще продолжали увеличиваться. Служилые люди жаловались, что "монастыри сманивают к себе их крестьян, и оттого их поместья пустеют, и служить им государевой службе становится не счего". Все эти жалобы послужили основанием для новых распоряжений о церковном суде и о церковных вотчинах, которые ограничили различные церковные привилегии и льготы.
Патриарх Иосиф не смог защитить церковной власти, он безучастно сидел в царской думе при составлении "Уложения", как будто не понимая всей его важности для Церкви, все дело велось светскими лицами и, при безгласии патриарха чувствительно коснулось самых важных привилегий духовного сословия.
|
|
Во-первых, "Уложение" безусловно воспретило всякое новое увеличение церковных вотчин. Богатым владельцам постригавшимся в монахи, запрещено было жертвовать вотчины своему монастырю, некоторая часть даже наличных церковых земель была отписана в казну. Во-вторых, в основу нового законодательства ("Уложения") была положена идея установления единого суда по гражданским делам для всех людей. Вследствие этого судебно-гражданская власть духовного ведомства была уничтожена, и церковный суд над клириками по гражданским делам заменен был судом государственным.