Г. Единоверчество (единоверие)

Наряду с заботами о просвещении инородцев Православ­ная Церковь не оставляла желания возвратить в свое лоно отпав­ших от нее в старообрядческий раскол. Архиепископ Тверской Феофилакт(Лопатинский) составил «Увещание православным про­тив лжеучителей», в котором содержались умные, веские, осно­вательные возражения на «Поморские ответы» раскольников братьев Денисовых. Текстом этого увещания с успехом пользо­вались православные миссионеры в полемике с раскольниками. В 1737 году пространное обличение на старообрядцев составил Василий Федоров, присоединившийся к Православной Церкви из раскола. В 1766 году с увещанием к старообрядцам, составленным в снисходительном и любящем тоне, обратился иеромонахПлатон(Левшин). Это увещание возымело успех. В старообрядческих общинах углубилось сознание ненормальности их положения, усилилась тяга к соединению с Православной Церковью. И вот в 1778 году появились первые единоверческие приходы на Ингуле в Нижнем Поволжье, в Старедубье, и на юге России. В них пос­тавленные православными епископами священники совершали служ­бу по старым книгам дониконовской печати. В 1800 году были ут­верждены составленные митрополитом Платоном «Правила едино­верия».

Знаком терпимости к старым обрядам было заявление совместной Конфедерации Синода и Сената от 15 сентября 1763 г. о том, что «обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует».

Билет 15 Представители высшей церковной иерархии XVIII в.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: